Расслабление в шавасане: польза для беременных

Шавасану как практику йоги часто считают всего лишь методикой полного расслабления тела. Но истинная цель этой практики гораздо глубже. Научиться расслаблять тело не так уж трудно. Например, можно сделать несколько сложных интенсивных упражнений, потом лечь, и мышцы автоматически расслабятся. Такой подход используют некоторые инструкторы и называют это шавасаной. При определенной тренировке можно научиться расслаблять не отдельные группы мышц, а все тело целиком. А что дальше?

Обычно, когда тело полностью расслабляется, в голову приходит много мыслей. Мы начинаем думать о чем-то, вспоминать, воспринимать внутренним взором какие-то образы или прислушиваться ко внешним звукам. Такое состояние сознания приводит обычно к одному из двух вариантов. Либо мы возбуждаемся, если мысли активны, или мешают посторонние звуки. Либо мы погружаемся в спокойное плавное течение мыслей и засыпаем. Ни то, ни другое состояние не является йогой.

В практике шавасаны важно научиться особенному состоянию сознания, которое можно назвать присутствием. Чтобы не вовлекаться в размышления, перед началом практики понаблюдайте за мыслями, принимая их. Проводя внимание по телу, сосредотачивайтесь не только на расслаблении, старайтесь осознать ощущения, которые проявляются. Воспринимайте ощущения без оценки, размышления, анализа.

Если вы воспринимаете ощущения как таковые, они постепенно становятся менее четкими и резкими, словно размываются, формируют некий чувственный образ вашего тела. Этот образ ощущается объемом, который не имеет определенных границ. Пребывая в этом объеме, вы раскрываете и осваиваете состояние присутствия. То есть полное расслабление является не целью шавасаны, а фоном, в котором происходит внутренняя работа. Расслабление нужно только как средство, которое повышает чувствительность и помогает сосредоточиться, соединиться с внутренней реальностью, которая может проявляться и ощущениями, и эмоциональным фоном, и мыслями.

Продолжайте поддерживать активное ясное внимание. Принимайте любые проявления отстраненно, без желания что-то изменить, объяснить или запомнить. Позволяйте проявиться этой практике живо, свободно, без критериев и правил, что и как нужно делать. У каждого своя шавасана. Эта практика никогда не повторяется, потому что помогает вам соединиться с внутренней реальностью, которая всегда новая. Это тонкое чуткое переживание.

Очень важен выход из шавасаны, это тоже целая практика. Выход должен быть очень плавным и медленным. Продолжая присутствовать в объеме ощущений, понаблюдайте за дыханием, постепенно углубляя его. Почувствуйте ваше тело, пошевелите пальцами ног, рук. Потянитесь, когда вам захочется. Повернитесь на бок и полежите. Не нужно сразу садиться и открывать глаза. Вы упустите возможность осознать, что изменилось внутри, что проявилось как внутреннее состояние. Важно быть активным наблюдателем, исследователем своего Я. Тогда любая ваша практика станет глубоко индивидуальной, живой, интересной.

Затем сядьте, разотрите ладони и накройте ими глаза, чтобы свет не проникал. Обычно это делают механически и быстро отводят ладони от лица. Как будто это некая условность, которую нужно скорее завершить и побежать делать дела. Однако тот, кто упускает «мелочи», лишает себя самого «вкусного»! Открывая глаза в теплые, темные ладони, ощутите это пространство. Если вы увидите мельтешение, рябь, точки, пройдите за них до ощущения полной черноты, бесконечности. Эти мельтешения говорят о напряжении, которое осталось в глазных мышцах.

Внимание очень тесно связано с глазами, поэтому состояние присутствия в шавасане часто сопровождается напряжением глаз. В дальнейшей практике вы научитесь разделять внимание и активность глазных мышц. Но вначале отделить одно от другого сложно. Напряжение глаз передает возбуждение в нервную систему. Поэтому восстановления всех органов и систем, наполнения жизненными силами не происходит. Вы обкрадываете сами себя, ускоряя выход из шавасаны.

Расслабленно смотрите в ладони до ощущения полной бархатной черноты. Через расслабление глаз мы снимаем напряжение нервной системы. Затем отпускайте и растворяйте в этой черноте все приходящие мысли, впечатления от занятий. Отпускайте и растворяйте желание запомнить и повторить приобретенный опыт. Так в шавасане мы практикуем очень важное состояние – непривязанность к результатам практики.

То, что случилось с вами, встраивается как новая информация в ваши структуры – физическую, энергетическую, ментальную. Эта информация живая, интимная, глубокая. Она расширяет ваше понимание себя. Но если вы пытаетесь запомнить свои переживания, они закрепятся в памяти и подменят реальность на следующем занятии, выдавая уже готовые выводы вашего ума. Вы не сможете находиться в состоянии йоги. Привязанность к пережитому опыту проявляется естественно, незаметно. Поэтому важно научиться отслеживать, как формируется эта привязанность, и растворять ее. Одна из практик – это отпускание и растворение впечатлений в черном пространстве ладоней.

Практика шавасаны – это не только расслабление. Она способствует отдыху и восстановлению всех внутренних органов и систем, а это очень важно во время беременности. Шавасана развивает психические способности: удерживать активное внимание в расслабленном теле, поддерживать чувственную связь с объемом ощущений, осознанно находиться в состоянии спокойствия и внутренней улыбки.

Практика шавасаны не требует специальных условий, таких как тихий зал, приятная музыка, спокойный голос преподавателя йоги. Такие условия помогают освоить эту практику , но к ним не нужно привязываться. Состояние присутствия вы можете разворачивать в любом месте: у себя дома, в роддоме и других. Это только ваше состояние, которое не определяется внешним миром. Просто оно будет разным: в идеальных условиях зала для йоги – одним, в другом месте, где присутствуют чужие люди, звуки, – другим.

Задача шавасаны – раскрыть внутреннюю реальность, которая связана с внешним миром, но не зависит от него. И соединение с этой внутренней реальностью высвобождает ваши ресурсы, активизирует силы, энергетически наполняет. Практикуйте шавасану дома, особенно ближе к родам. Это позволит вам войти в роды полной жизненных сил и позитивного настроя.

Автор записи
Мария Сутыгина

Преподаватель хатха-йоги и йоги для беременных, автор книги «Классическая йога. Беременность и роды»

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
Комментарии отсутствуют
Отправить
Заказать звонок