Продолжаю тему универсальных законов мироздания и этики йоги. В предыдущих статьях я поделился своим пониманием
ахимсы (непричинение вреда) и
сатьи (правдивость).
Ещё один из обетов (Ям) классической йоги, описанных в труде Патанджали, называется астейя и означает «не присваивать чужое». Причём присвоение рассматривается в широком понимании — не просто не воровать, а не пытаться получить или иметь то, что тебе не принадлежит по праву или лично затраченным усилиям.
В чём источник желания человека иметь чужое?
Оно исходит из качеств незрелой личности — невежества, зависти, корысти, жадности, тщеславия и амбиций.
Человек не заслужил, не заработал, не вложил свой труд — энергию и время на обретение или создание чего-либо, а просто увидел плоды чужого труда и ему захотелось их иметь. И он пытается разным способом их получить — отобрать, украсть, мошенничеством и обманом присвоить, использовать колдовство.
Что даёт в итоге присвоенное, не твоё, то есть незаслуженное и не по праву приобретённое?
В этом случае не было эквивалентного обмена энергии и времени, потраченного на создание продукта — материального, интеллектуального, творческого.
Чтобы проявить нечто из бесконечного пространства Вселенной, создатель вещи, идеи, технологии, произведения, затрачивает на это жизненную силу, время своей жизни. В процессе создания участвует творческая сила Вселенной, проявленная через человеческий труд, его душу. И на его творении остаётся невидимая авторская печать.
Он как бы маркирует своё творение, и во Вселенной оно «числится» за ним, как проявителем его в мире форм.
Пользоваться этим продуктом другим людям можно, внося свой эквивалент платы за него. Но если человек присваивает авторство, то происходит нарушение закона астейи — присвоение права на чужое творение.
Тот, кто пользуется плодами чужого труда, присвоив их бесчестным способом, по законам мироздания лишается части энергии своей души, которая необходима для поддержания его жизнеспособности и эволюционного развития. Закрывается возможность для развития духовного уровня сознания.
Закон об авторских правах, который действует в социуме, отражает этот вселенский закон достаточно точно. Что вверху, то и внизу.
Действие закона астейи отражено во многих литературных произведениях, одно из них — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Тридцать три года старик ловил рыбу и поймал Золотую Рыбку. А старуха пряла свою пряжу.
Пряжу можно рассматривать как символ колдовства. Старуха любила только себя и училась тому, как околдовать старика, чтобы пользоваться плодами его усилий.
Она привязала старика к себе колдовской любовью — привязанностью-мороком, и, казалось, добралась до его Золотой Рыбки, которая явилась к нему как дар за труды. Но в итоге старуха ничего не получила и вернулась к своему разбитому корыту.
Старик тоже был наказан и лишён дара. Возможно, что он даже не понял, что имел и потерял. Целью его жизни осталась старуха с пряжей-мороком. Он не сумел воспользоваться даром, который ему был дан для воплощения в жизнь. Или был настолько мудр, что достиг состояния недеяния, и был орудием предоставления урока для старухи.
Присвоив чужое незаконным способом, не сможешь должным образом им воспользоваться.
Всё имеет свою цель в мироздании — каждая вещь, явление, способность имеет своё предназначение и вложена в достойные руки — руки того, кто сумеет правильно и в полной мере распорядиться дарованным — властью, богатством, способностями, знаниями.
В противном случае происходит потеря души от неспособности использовать по назначению то, что заимел нечестным путём (исказил из-за незрелости сознания, слабости духовных сил).
Тот, кто присваивает, обычно не дотягивает до уровня сознания того, кто создаёт. Творец находится в резонансе с информационными потоками Вселенной, и его творение как кирпичик встраивается в планы мироздания.
Вор этого не имеет и из-за своего невежества вносит искажение в украденное творение, в замысел творца и вселенский план, и несёт за это ответственность.
Несоответствие уровня сознания, затраченных усилий, обретение незаконным путём — всё это взвешивается на невидимых весах, которые в итоге воздают каждому по заслугам.
Знание этой ямы и выполнение обета не присвоения чужого сохраняет душу человека, без которой невозможно продвижение в йоге, сознательное формирование своего сознания и управление своей жизнью.
И пока человек не устранил качества алчности, зависти, корысти, лживости, тщеславия, программы причинения вреда себе и миру, его душа не будет способна правильно соединяться с нужной информационной средой и формировать необходимый для йога уровень сознания — духовного сознания, единого с мирозданием, способного жить по универсальным законам Вселенной.
Фото: кадр из фильма «Слова» (The Words, 2012), реж. Брайан Клагман, Ли Стернтал