Организатор конференции – Школа йоги Андрея Лобанова «Йога ЛАМ и экоцентр «МиРАйЯ» при поддержке АНО «Центр АртЛуга», Корпоративного университета правительства Нижегородской области (КУПНО), Института психонетических исследований и разработок (Москва) и Европейской федерации йоги.
Психика, или душа представляет собой весь наш внутренний мир. Это информационное пространство, которое делает нас адекватными для жизни и управляет состоянием и поведением.
Наука психоэкология определяет психику как психосемантическую или смысловую память. Эта память, состоящая из смысловых элементов, хранит всю нашу генетическую, а также скоротечную информацию.
В её бессознательном находится информация обо всём, что мы когда-либо слышали, видели, обоняли, чувствовали и ощущали. Там есть разные измерения, известные как личное, семейное, родовое, коллективное бессознательное.
Считается, что психика раскололась на сознательное и бессознательное в тот момент, когда человек впервые сказал о себе «Я».
Если представить себе айсберг, то его вершину можно сравнить с сознанием, а всё, что находится под водой — и сам айсберг и океан с его глубинами — с бессознательным.
Качество взаимодействия между ними постоянно падает, что выражается в возрастающем отрыве современного человека от знаний родовой памяти и мудрости природы. Этот психический раскол привёл нашу цивилизацию к состоянию глубокого конфликта и тупика.
Сознание имеет способность внедряться в то, что делает бессознательное. Оно способно к рефлексии, то есть может осознавать и оценивать свой поступок, размышлять о своём психическом состоянии, анализировать переживания. Сознание осмысляет и конструирует реальность, упорядочивая хаос через понимание и контроль.
Оно имеет дело с противоположностями, а также объединяющими их структурами и символами (тезис, антитезис, синтез). Сознание осуществляет акт познания, определяя, что такое хорошо и что такое плохо.
В психологии индивидуальное «Я»-сознание или Эго-сознание в целом понимается как структура, включающая в себя всё его содержимое.
Бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания человека, то есть информационное пространство, в отношение которого отсутствует понимание и контроль. Известно, что почти на 90 процентов оно управляет нашей жизнью.
Таким образом, эволюция человека предполагает развитие самосознания.
В исследовании содержания самых древних и глубоких слоёв психики глубинная психология (аналитическая) опирается на изучение мифологии.
Мифическая форма выражения — это демонстрация психических процессов, идущих в человечестве, хотя само человечество может воспринимать и передавать это как нечто иное — как легенды, сказания, предания.
В типах мифов зашифрованы стадии взросления и развития сознания человеческого сообщества. Они аналогичны этапам взросления отдельного человека и отражают фазы формирования его автономности и индивидуальности.
Мифы транслируют психологические истины, выраженные в образах и сюжетах, они универсальны для всех людей, независимо от времени и места. Когда мы их слушаем, мы переживаем одни и те же общие чувства.
Так как наша психика оперирует образами (слова появились много позже), язык бессознательного представляет собой систему символов — систему знаков и образов, несущих информацию.
Безусловно, что символы и знаки правят миром, поэтому религиозное, духовное и классическое искусство базируется на универсальных мифологических сюжетах и символах. Если мы владеем языком бессознательного, мы способны программировать реальность, активизировать чувства и управлять поведением людей.
Сознание мыслящей личности развивается, проходя через ряд неизменных образов или архетипических стадий. Мифологические стадии эволюции сознания начинаются с того, что Эго-сознание или «Я»-сознание полностью принадлежит бессознательному, то есть погружено во тьму.
Сознание раннего человека, как и сознание младенца, неотделимо от «матричного» бессознательного. Каждый из нас переживал состояние «мистичекого соучастия», где границы «Я» ещё не определены, это время, когда мама и я ещё не отделились. Это райское состояние младенчества человечества без ответственности и забот соответствует фазе мифа, где первые люди жили в раю.
Но рай единства с матерью-природой, райский сад невинности и чистоты младенчества утрачивается, так как заканчивается начальный этап.
Постепенно из состояния мистического соучастия или бессознательного состояния непрерывности медленно и трудно начинает выделяться «Я».
Свет сознания возникает только лишь после разделения психики на противоположности, когда появляется способность сознания ориентировать себя по последовательности света и темноты.
Во всех религиях и народах сотворение мира определяется как сотворение света и выступает как противоположность тьме бессознательного.
Когда младенческое состояние заканчивается, первобытный человек испытывает ужас от осознания того, что если «Я есть», то это «Я» может быть уничтожено.
Ранний человек попадает в мир, полный опасностей, угроз и хаоса: природные катаклизмы, дикие животные, болезни и так далее. Изгнание людей из рая в мифе символически отражает этап отделения и переход к первой автономности, которые сопровождаются чувством вины.
Первые мифы о происхождении мира отвечают на вопрос раннего человека: «Откуда всё возникло, и откуда появился я?» Такие же вопросы беспокоят маленьких детей, они естественны и для раннего человека, так как связаны с самой природой сознания.
Именно наличие религиозного или духовного инстинкта как попытки осознания себя в хаосе бессознательного делает человека человеком, и даже не труд, так как у обезьян тоже есть орудия труда. В природе нет никакой религии, восхождение к сознательному в природе вещь неестественная, так что именно наличие этих тем выделяет человека из природного мира.
Первый цикл мифа o сотворение мира — Koсмогонический миф — повествует о происхождении и структуре космоса. Он говорит о водном хаосе, который символизирует изначальное господство мира бессознательного.
Вода и её качества, как и сама природа, всегда связывалась с природой женской, поэтому для базового уровня психики восприятие первоначального хаоса как женского несёт в себе глубокий смысл и объясняет многие тайны нашей души. Находясь в мире двойственности, Эго-сознание находится в мужественной оппозиции к женскому бессознательному, что продиктовано не прихотью, а мифологией.
Центральными характеристиками роста сознания являются качества мужественности, с ней связываются качества воли, решительности, активности, независимости, то есть солнечные качества.
Высшая мужественность ориентирована не на сексуальность, что относится к лунным историям и «инициациям девушек», а на противоположный полюс — полюс Духа, который появляется вместе со светом, солнцем, головой и глазом как символами сознания.
Стадия разделения от природы инициирует независимость «Я», и является стадией растущей мужественности, необходимой для прогресса.
Миф о сотворении переходит в следующую фазу — Миф о Герое. Развитие «Я»-сознания фундаментально направлено на сепарацию, и Герой символизирует Эго или «Я», которое противопоставляет себя мраку бессознательного.
Этот процесс происходит не коллективно, а в отдельных людях, что и проявляется в мифах, но уже на личностном плане.
Тремя основными элементами мифа о герое являются сам герой, дракон и сокровище. Дракон, демон, чудовище, великан или другая сверхъестественная фигура выступают препятствием на пути к сокровищу.
Они символизируют пожирающие и разрушающие опасности бессознательного, связанные с родительскими фигурами. Сокровищем часто является женщина, которая в мифах символизирует душу, именно её герой освобождает из заточения после того, как справляется со всеми препятствиями. Именно в битве герой проявляет себя как Герой, она меняет его сущность и преображает.
Поэтому последней стадией является миф о трансформации, где происходит встреча с противоположным полом и преображение.
Трансформация, которой подвергается герой в ходе сражения с драконом, включает перемену в его отношении к женщине, символически выраженную в освобождении пленницы из-под власти дракона. Теперь она его возлюбленная и духовная сестра, и в этом заключается эволюционный прорыв. Проявив свою смелость и мужество, Герой высвобождает творческую энергию или скованную женственность из заточения и выходит на уровень Творца.
Этот процесс также затрагивает и женскую психику. Психея или Душа в греческой мифологии супруга Эроса. Миф о Психее — это миф о земной женщине, которая, страстно желая воссоединиться с возлюбленным, проходит испытания в подземном мире и становится бессмертной Богиней.
Это миф о трансформации человеческой души, где она осуществляет переход из материального состояния в божественное.
Сущность этой трансформации выражена в символе алхимического брака, священном союзе противоположных начал, где брачующиеся — это светлая сила разума, или Логос, и инстинктивная сила страсти Эрос, известные на Востоке как Шива и Шакти.
Духовная эволюция представляет собой рост сознания в индивидуальных монадах и их усилия воссоединиться через цикл жизней с Божественным Духом, из которого они произошли.
Герой, или индивидуальное «Я», осуществляя связь со своей душой, которая становится его проводником, устанавливает связь с Духом. И действительно, в нашем бессознательном существует глубинный центр, известный в психологии как «Самость».
Это балансирующий и регулирующий центр является врождённой структурой и выступает как принцип объединения сознательного и бессознательного.
Самость — это архетип Бога, то божественное в нас, что составляет совокупность всего опыта. Путь человека к Самости, или божественной сущности, известный как индивидуализация, является процессом достижения психологической целостности и выявления индивидуальности человека.
Это процесс индивидуального развития и становления личности, который вычленяет индивидуальное сознание из окружающего мира, реализуя уникальные особенности и задатки конкретного человека.
Состояние целостности — это состояние, когда Дух, душа и тело находятся в гармонии, и когда осознанность охватывает и мышление, и чувство, и поведение.
Неслучайно слова «исцелённый», «цельный», «целостный» имеют общий корень «цель». Осуществляя связь с Самостью, раскрывая свою уникальную природу, мы проживаем собственную судьбу.
Стремление к развитию и расширению сознания является естественным и врождённым, поэтому потенциально индивидуализация свойственна любому человеку, алгоритм её развития «вшит» в нашу психику, хотя большинство её не осознаёт.
В отсутствии препятствий, торможений и искажений, связанных с тем или иным психическим расстройством или отклонением, процесс достижения целостности представляет из себя естественный процесс созревания, развёртывания или психический эквивалент процесса взросления.
Важно не путать индивидуализм и индивидуализацию, а проводить чёткие различия. Индивидуализм — это подчёркивание мнимого своеобразия, когда мы действуем против коллективных требований, и такое развитие противоестественно, хотя очень популярно в современном мире.
Индивидуализация — это процесс естественного самостановления, он приводит к более совершенному исполнению человеком своего предназначения в обществе.
В нас есть две потребности — быть, как все, принадлежать обществу, сообществу, и то же время, мы хотим быть особенными, не такими, как все, уникальными, неповторимыми, мы хотим быть индивидуальностью, которая отражает неповторимость нашей души.
Индивидуальность — это сердцевина личности.
Индивидуальность и кризисы жизни
В самых общих чертах процесс такой трансформации уже заложен в нас и развивается по единой модели. Он делится на две контрастные и дополняющие друг друга части, которые совпадают с первой и второй половиной жизни и разделяются кризисом.
В жизни несколько неизбежных кризисов, и большую часть из них мы проходим до 20 лет. Важно понимать, что кризис — это не момент, а процесс перехода на другой уровень сознания, связанный с адаптацией к новым условиям.
Этот процесс имеет свои временные рамки, он ограничен и требует перепросмотра правил и изменения способов жизни. Так же, как и в государстве, когда верхи не могут, а низы не хотят, после периода роста и накоплений, наступает время реформ, поэтому кризисы — естественная вещь. И чем больше мы оттягиваем проведение реформ, тем болезненнее это происходит в будущем, так как случается уже революция, а там кровь, репрессии и депрессия.
Естественно, что в первую половину жизни мы стараемся оправдать ожидания родителей, или же делаем наоборот, что тоже нормально. Их ожидания представляют для нас ориентиры и цели до тех пор, пока мы не готовы ставить свои.
Родители нужны для того, чтобы научить нас необходимому, полезному, объяснить, что хорошо, что плохо, где опасно, куда следует и не следует ходить. И для этого нам нужны осознанные родители, которые явление крайне редкое.
В благополучном варианте их ожидания совпадают с нашими желаниями и потребностями, и тогда родители направляют нас, помогая развить природные способности и найти своё место в жизни. Но даже если всё сложилось не так удачно, то опыт, как не надо делать, является также очень ценным.
Эволюцией нам положено завершить задачи, которые не были решены нашими родителями, нам положено стать лучше, чем они, чтобы уже наши дети были способны решать задачи более высокого уровня. Пока мы растём, оправдываем семейные ожидания, мы обретаем навыки и опыт.
Во второй половине жизни нам необходимо прекратить оправдывать чьи-то ожидания, так как приходит наше время, время для души, и очень важно не путать это с эгоизмом. Эгоизм, когда мы тешим своё эго, потакая удовольствиям во вред себе и другим.
Кризис второй половины жизни, который мы проходим в возрасте от 35- до 50, практически последний кризис, а значит, и последний шанс провести реформы в своей жизни. Это время, когда пора подумать о душе, так как смерть много ближе, мы можем с высоты того холма, на который взбирались в первую половину, и нам видны дорога вниз и конец. Мы осознаём, что мысли о том, что всё ещё впереди и всё только начинается — это незрелая история для взрослого человека, и признаём, что теперь будет спуск.
Медиа упорно транслирует культ молодости, он внедряется в сознание и предлагает всевозможные способы её продления. Мы наблюдаем вокруг молодящихся взрослых, многие из которых испуганы реальностью старения и приближающийся смерти. Озабоченность внешним видом, внешней формой, которая не несёт мудрости и понимания жизни, так необходимых молодым, демонстрирует инфантильность взрослых. А жизненный опыт необходим, так как опасностей вокруг предостаточно.
Скомпрессованная, отупленная картина мира, которую нам навязывают, с девизом «потребляй, не думай и молчи», приводит к депрессии, которой в той или иной форме страдает большая часть населения. И так как утрачен высший смысл, нам приходится придумывать новые смыслы, новые развлечения и отвлечения, чтобы в неё не впадать. Потому что Бог денег, успешности и благосостояния задачу взросления не решает.
Следующим шагом является проведение ревизии того, с чем мы пришли. Это значит, необходимо решить, что оставить, а что взять с собой. Мы очень много накопили, и, рано или поздно, количество переходит в качество.
Там есть положительный багаж, такой, как профессионализм, отношения, материальные ценности, но и отрицательный, негативный — невыраженные чувства, старые обиды, долги, усталость, болезни.
И нам приходится открывать, и, возможно, мы обнаружим там больше неприятного, негативного, чем позитивного и полезного. Это сложный этап, он требует мужества и честности, так как содержимое накопленного может нам не понравиться. Там много отживших, отгнивших частей, с которыми совсем не хочется иметь дело, их не хочется касаться, но они лежат в душе тяжёлым грузом и причиняют боль.
Увидеть правду про себя, правду, которая может поменять картину мира — это требует смелости. Смелость признать внутренние процессы, которые неверно порой даже называть ошибками, ведь когда-то мы адаптировались к родителям и миру так, как могли, у нас не было выбора.
Когда мы приходим к тупику, а тупик — это место, где мы говорим себе, что так дальше невозможно, тогда происходит изменение сценария, тот самый прорыв. Тупик — это место, где необходимо пойти навстречу собственным страхам, перестать бояться и сделать шаг Героя, решиться убить Дракона и спасти Принцессу.
На этом этапе важно не испугаться, выдержать и выстоять. Депрессия — один из симптомов тупика, но многие о ней даже не подозревают, так как запивают, заедают, покупают. Особенно тяжело мужчинам, статистика говорит, что количество самоубийств среди мужчин 40 лет значительно возросло в последние годы.
Итак, мы отделяем то, что должно остаться в прошлом. Затем это нужно отпустить и оплакать, и нет лёгких способов пройти этот этап, он горький, трудный, и требует времени и сил. Особенность этого этапа — это боль от сепарации от того, что было важным и значимым долгие годы, но именно здесь происходит отрыв и переход к автономности, где уже нет жёсткой привязки к семейным и коллективным установкам.
Это ещё не все задачи, перед которыми стоит сознание.
Затем следует самый сложный этап — надо определить, какова наша цель и чего мы хотим, так как пора знать, кто мы, в чём заключаются наши жизненные задачи, индивидуальность, каков замысел вселенной насчёт нас.
У многих мама и «Я» не разделены, и тогда мы не чувствуем своих желаний и потребностей, но это не значит, что их нет. Потребность ощущается как голод, и пока он не будет удовлетворён, мы будем ощущать дискомфорт и тревогу.
Неразрешённые задачи взросления, застревания в детских состояниях переживаются как хроническая тревога. Когда мы не знаем и не чувствуем себя, мы становимся объектами манипуляций, поэтому нам жизненно необходимо иметь цель, и она не должна быть простой. Когда есть цель, у нас появляется проект себя и будущего, тогда мы становимся субъектами.
Здесь мы выходим за рамки психологии к вопросу жизни и смерти, то есть затрагиваем духовные вопросы. И если мы не выучили уроки по работе с душой, то у нас двойная работа, так как мало умереть, важно после смерти уйти в высшие измерения.
Поэтому любовь и смерть — это главные смыслы второй половины жизни, где мы поймём, что жизнь без любви не имеет смысла, а страх может убить раньше смерти.
И нам придётся наводить порядок в душе, а значит, проводить психологическую работу. Если мы в контакте с душой, мы чувствуем и понимаем себя, изменения будут осознаваться, контролироваться и планироваться.
Таким образом, ценность индивидуального сознания заключается в невероятной трудности его обретения, это эволюционное достижение человечества, на которое ушли тысячи лет.
На протяжении веков во всех уголках мира и культурах человечество устраивало организованные ритуалы перехода или трансформации с символическим умиранием и перерождением в новом качестве.
В древних культурах всегда устраивались инициации взросления, связанные с переходным возрастом, то есть с переходом из детского состояния в новое состояние взрослого, а значит, ответственного члена общества. После посвящения человеку предстояло отказаться от всего старого — от детских страхов, представлений, связей и привычек.
Целями ритуалов перехода были укрепление индивидуальности, обретение суверенности и способности действовать в новом качестве. Утратив институт возрастных инициаций, мы получили проблему затяжного переходного возраста и инфантилизацию общества.
Отец аналитической психологии Карл Юнг оставил нам метафору развития сознания посредством сопоставления этого процесса с самой таинственной и мистической работой человечества «Великого Делания», алхимического процесса создания философского камня через превращение неблагородных металлов в драгоценный кристалл.
Алхимия представляет собой проекцию космической драмы, драмы Духа в лабораторном эксперименте, целью которой является спасение человека и спасение космоса.
То, что алхимики называли Деланием, существовало на бессознательном уровне психики, в материи которой заключена Душа мира.
Главная тайна алхимии направлена именно на синтез противоположностей, усвоению черноты и интеграцию дьявола, когда он больше не имеет автономного существования, а осознаётся как глубокое единство психики.
Алхимическое делание состоит из 4 стадий — чёрной, белой, жёлтой и красной, которые аналогичны по содержанию этапам кризиса трансформации, который сегодня переживает мир.
Тёмная стадия — «нигредо» (Чёрный ворон), чернота
Здесь сознанию предстоит встретиться со своей негативной стороной, ранее им избегаемой, спрятанной от других в силу страха быть отвергнутым и увидеть себя не таким, как привычно. Это депрессивный этап, его называют «тёмная ночь души», здесь происходит крах Эго, старых представлений о себе и мире, и то, чему мы научились в первой половине жизни, вдруг перестаёт работать. Но именно здесь сознание начинает переход к автономности, начинают переосмысляться этические нормы, ценности и корректироваться поведение.
Она характеризуется побуждением к изменениям благодаря озарениям, которые принесла встреча с тёмной стороной, сделаны важные выводы о себе.
Эта стадия пробуждения от ночного кошмара души, и созерцание становится важным инструментом для дальнейшего прохождения через Альбедо.
Но созерцание — ещё не созидание, поэтому многое предстоит обрести. Постепенно происходит переход от пассивного созерцания к активности, человек возвращается в реальный мир, но уже очищенный от устаревшего и бесполезного. Этот этап можно сравнить с фазой превращения свинца в серебро.
Третья фаза работы — «Цитринитас» (Золотой орёл), желтизна.
Здесь человек обретает устойчивость за счёт осмысления правильности вектора своего движения и духовной динамики. Приходит уверенность в себе и своей жизненной позиции, позитивный настрой, появляется желание творить, созидать и бороться за свои цели и желания.
Налаживается контакт с собой и с близкими, старые обиды прощаются, ушедшие люди отпускаются, боль от пережитых расставаний нейтрализуется. Человек искренне хочет делиться обретённой ценностью с другими, начиная относиться к своим успехам как к результату большого труда.
Четвёртая фаза — «Рубедо» (Красный Феникс), краснота.
Получение Философского камня как продукта слияния духа и материи. Переход на новый уровень осознания, в Новом «Я» больше нет расщепления, так как всё разделённое на части в психике было пересмотрено, перестроено и воссоединено в новую гармонию.
Образ самого себя скорректирован, и у человека появляется способность принимать себя во всём многообразии, сохраняя устойчивую идентичность, появляется способность восстанавливаться и выносить сильные эмоции без разрушительной деятельности для себя и других, появляется реалистичная и крепкая самооценка.
Новое «Я» — итог символического алхимического преображения души силами четырёх магических птиц каждой фазы, которые символизируют четыре функции психики: мышление — воздух, чувство — вода, ощущение — земля и интуиция — огонь.
Экологическое сознание и этическо-нравственная система «Яма — Нияма»
Через отказ от прежнего себя ради получения себя Вселенского происходит достижение единства всех составляющих частей «Я», так как психика есть микрокосм, отражающий в себе всё, что присутствует в макрокосме.
Йога, формируя интуитивно-чувственную связь с глубинными структурами психики, гармонизирует и исцеляет человека, влияя таким образом на весь космос. Активное изучение внутреннего устройства, своей психологии разрушает невежество, где находится главный корень зла, и, получая ключи к пониманию себя и мира, мы становимся способны выстраивать здоровые отношения.
Имея правильные ориентиры и очищая ум, сознание способно приблизиться и одухотворить материю бессознательного, что отражается в возрастании бережного и экологичного отношения к себе и миру.
Содержание внутренних этических команд или императивов, которые активизируются в процессе глубинной трансформации, аналогичны по содержанию этическим принципам Ямы-Ниямы.
При этом неважно, каким путём идёт человек. Это может быть практика йоги или других систем саморазвития, психотерапия, спонтанные психодуховные кризисы или шаманские инициации. У развитого сознания появляется общее понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, и интуитивно-чувственное восприятие делает этику живой.
Универсальные принципы «Ямы — Ниямы» основаны на знании человеческой природы и призваны эту природу проявлять.
Необходимость таких правил очевидна, так как даже после многочисленных проб и ошибок человеку непросто осознать управляющие им законы. Так, если мы все время врём, то блокируем способность отличить ложь от правды, легко становимся объектами для манипуляций. Известно, что целые цивилизации погибали из-за несоответствия своих нравственных норм естественным законам жизни и развития.
Этические ориентиры могут поначалу казаться навязанной моралью. В действительности они формируют базовые психологические установки для очищения ума, тела и исцеления, указывая направление движения, особенно для стремящихся духовно расти. Когда удаляются противоположные негативные тенденции, остаётся реальность души с её добродетелями.
Воплощая универсальный нравственный закон, эти принципы становятся естественной жизнью человека с экологическим сознанием, так как, расставаясь с заблуждениями, мы становимся доброжелательными, спокойными, искренними и удовлетворёнными.
Система «Яма — Нияма» направлена на развитие функций сознания — рефлексии, понимания и контроля содержаний бессознательного, поэтому без соблюдения этих принципов настоящая йога невозможна.
Уравновешивающая система внутренних координат даёт возможность контролировать страсти и эмоции и жить в согласии с ближними, не впадая в разрушительные крайности. Неслучайно одно из названий срединного пути в космологической системе «Древа жизни» — это «Путь нежности».
Основное положение глубинной психологии состоит в том, что бессознательное относится к «Я»-сознанию так же, как и «Я» к бессознательному.
Так, если наше «Я»-сознание проявляет тактичность и доброту по отношению к нашей тени, то и тень помогает «Я». Если «Я» способно прощать, то оно будет помиловано изнутри.
«Я», сознающее свою нечистоту, чисто, поэтому ему открыт путь к божественной Самости, так как именно наше отношение к тому, что мы находим внутри себя, определяет наш уровень развития.
Когда мы обучаемся основывать жизнь не на предрассудках и верованиях, а на исследовании реальности и развитии восприимчивости, у нас появляется возможность обрести свободу от страха и насилия.
Автор записи
Елена Шароградская
Психолог, преподаватель «Йога ЛАМ», ведущая курса «Психология йоги»