Организатор конференции – Школа йоги Андрея Лобанова «Йога ЛАМ и экоцентр «МиРАйЯ» при поддержке АНО «Центр АртЛуга», Корпоративного университета правительства Нижегородской области (КУПНО), Института психонетических исследований и разработок (Москва) и Европейской федерации йоги.
Введение. Тематика, вызовы
Доклад посвящён некоторым результатам работы фабрики мысли — исследовательского семинара «Лабораториум» проекта Социософт — в направлениях новой когнитивной парадигмы и медицины, как практической науке о человеке и их взаимосвязях.
Работа проведена на клинической базе Первого МГМУ им. И. М. Сеченова под руководством Фролова Владимира Александровича — доктора медицинских наук, профессора, академика.
Практическим итогом будет являться курс дополнительного образования для врачей остеопатической практики.
Фабрика мысли семинара «Лабораториум» считает, что происходящие в мире кризисные явления носят не просто системный или экологический, а эволюционный характер.
Человечество столкнулось с кризисом развития, который имеет несколько компонент:
Кризис индустриального общества, фазовый — кризис 5-го уклада, постиндустриального.
Кризис научного мышления — эпистемный. Познание столкнулось с рядом когнитивных пределов. Преодолеть их не удастся без смены ключевой парадигмы. Это означает потерю уверенности в точности и объективности научных данных.
Кризис формата существования разума — социосистемный. Этот подход, бывший ещё недавно продвигающим — уже не описывает всех процессов и требует пересмотра, человечество его переросло. Речь о самой форме существования человеческой цивилизации как иерархической, управляемой базовой эмоцией страха.
Возникшие пределы развития определяются когнитивными пределами, пределами мышления. Необходима смена ключевой когнитивной парадигмы. Необходима пересборка: мира, жизни, бытия, социосистемы...
Лабораториум проекта Социософт
Лабораториум — это клуб мышления под руководством С.Б. Переслегина. Наша фабрика мысли регулярно работает с этой и смежной тематиками. Например, есть такие постоянно действующие направления:
«Новая когнитивная парадигма»
«Антропотипы фазового перехода»
«Языки новой когнитивной парадигмы»
«Системы сложнее себя»
Это, в значительной степени, «теоретическая» направленность деятельности.
Заметная часть тематики связана с антропологической обусловленностью мышления и познания. И, значит, неизбежным стало соприкосновение и взаимодействие с такими гуманистическими областями, как медицина, психология. Особенно с направлениями, работающими с организмом, как целым. И — особенно важно — с человеком, как целым.
Группа компаний «Остмед»
Понимание современной гуманистической проблематики руководством клиники определило конструктивность и успешность нашего взаимодействия.
Первый московский остеопатический центр, работает с 2001 года. В 2019 году клиника «Остмед» стала клинической базой лучшего медицинского ВУЗа страны — Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.
Научный руководитель клиники «Остмед», ведущий специалист Фролов Владимир Александрович. Врач — остеопат, невролог, рефлексотерапевт, мануальный терапевт, постуролог и подиатр. Доктор медицинских наук, профессор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Академик РАЕН, академик АМТН РФ, действительный член национальной академии активного долголетия. Член Российской остеопатической ассоциации.
Главный врач клиники «Остмед», ведущий специалист — Ящина Ольга Владимировна. Врач-остеопат, терапевт, врач восстановительной медицины. Член Российской остеопатической ассоциации. Член врачебного экспертного совета.
Семинару близки принципы клиники:
Видеть не просто «пациента» с набором симптомов и заболеваний, а человека во всей его целостности.
Стараться не временно облегчить течение болезни, а вернуть утраченное здоровье
Помогать человеку исцелиться самому.
Постоянно расти, учиться и развиваться.
Это, в значительной степени, «практическая» направленность деятельности.
Проект Лабораториума «Реформация в медицине»
Этот проект возник на стыке фабрики мысли семинара «Лабораториум» и клиники «Остмед».
Основные исследовательские вопросы и мысли на пересечении наших областей интересов:
Новая медицина как инструмент перехода от ужаса к интересу через разум и трансценденцию.
Новая медицина как инструмент перехода от цивилизации к новой цивилизации через физическую оспособленность человека работать с когнитивными вызовами.
Остеопатия (как работа с сознанием через тело).
Психотерапия (как работа с телом через сознание).
Исцеление как богообщение.
В результате сформировался действующий элективный курс для ординаторов остеопатической практики, курс дополнительного образования.
На основании следующих предпосылок и запросов:
Лечение и исцеление не услуга, а чудо, и Остеопатия как целостный подход, имеющий дело с невидимым.
Перегрузка врачей в обучении и деятельности может приводить к выгоранию, создаёт нагрузку на психику и душу врача.
Важно сохранить призыв, следуя которому врач пришёл в медицину, сохранить и передать горение.
Проблематика медицины в целом, как утратившей целостность.
Ситуация с медициной и целостность подхода
Исторически оформление и развитие медицины до современности можно обозначить так.
В традиционную фазу шаманы и знахари имели целостный подход и имели особый статус. Во времена модерна начались процессы специализации, появились новые организованности.
Медикаменты, инструменты и оборудование технологизировали и облегчили труд медиков, но они же вынуждают врача к превращению в специализированного
обслуживающего специалиста для увеличения производительности и эффективности.
Наступил постмодерн, и как во многих областях, в медицине тоже уже никто не может удержать всю картину одновременно.
Медицина эмпирична и консервативна — ведь это здоровье людей, заповедь «не навреди» помнят. «Биг фарма», «хайтек», стандартизация обеспечивают доступность и спасают многих.
Однако с очередной пандемией «не смогли». И получили вместо всемирной помощи попытку глобального медицинского контроля.
В общем — в смысле «глобализации» и «всеобщего охвата» — медицина отстаёт от прочих институтов «на фазу развития».
И значит, учитывая исторический опыт — вместо глобализации медицины возможна новая локальная онтология, связанная с «новой большой медициной», связывающая разрозненные фрагменты.
Важна открытость медицины «наружу» — горизонтально и вертикально. И тут должны появиться не очередные иерархии, а порядки.
Кроме того, понятие «медицина» становится фальсифицированным по Попперу:
Неоднозначность, нечёткость и раздробленность — каждый вкладывает в него то, что ему удобнее.
Например — некоторые определения медицины:
Система теоретических и практических мер по диагностике, лечению...
Группа клинических дисциплин, изучающих болезни человека...
Группа медикосоциальных и гигиенических дисциплин, изучающих воздействие окружающей среды на организм и меры улучшения здоровья населения...
Синтетическая наука, объектом изучения которой является человек...
Гуманитарная наука с особой миссией системного изучения и познания человека...
При этом объявляется, что медицина:
Не фундаментальная дисциплина, и сама основывается на базе биологии
Не наука о природе и не техническая наука
Не трансдисциплинарная, при этом сама формирует межнаучные связи (биоэтика, социология медицины...)
Не «прикладная наука» — однако важно «человеческое измерение» эмпирических проблем.
В медицине обозначено много направлений и областей:
Профилактическая медицина
Клиническая медицина
Фармакология (фармацевтика)
Теоретическая медицина
Практическая медицина
Доказательная медицина
Медико-биологические отрасли (однако, их часто относят к соответствующим биологическим наукам).
При этом — традиционная или народная медицина считается «донаучной медициной». Но если её методы используются, такую практику называют комплементарной медициной...
Особенности медицины и следствия
Массовая медицина стала следствием решения массовой когнитивной задачи. После удовлетворения потребности в массовых количествах священников, юристов — через массовое образование — стало возможным применить это решение к созданию массового количества врачей. Включение их в социосистему было неизбежным.
Сейчас с ростом проблем начинаются попытки использовать любые рычаги управления — в том числе и посредством медицины.
Медицина сильно ускорилась — человечество получило инструмент работы со страхом смерти, следствием базового вызова человеческой природы. Глобализация, разделение труда позволили углубить и расширить область охвата. Предмет сложен и поэтому усложняется система согласования между направлениями. Но согласования и взаимодействие осуществляется в системном подходе, который работает всё хуже. Всё сложнее учитывать взаимодействие с внешними структурами — с социумом, биологией, окружающей средой вообще.
Численность населения выросла радикально. Конечно, человечество достигло индустриальной фазы, расселение охватило множество новых территорий. Но массовая медицина также сыграла важную роль. Человечество стало не только геологическим, но и биологическим фактором в масштабах Земли.
Однако, несмотря на предельную практичность медицины, она осталась принципиально непроектной.
Одновременно с этим она уже оказала большое влияние на демографию, на социальные и биологические процессы. Случились демографические переходы и изменения социальности и даже биологии людей. Рефлексироваться это стало только в последнее время.
И уже присутствуют противоречия между социальным, как управляющим, и биологическим, как управляемым, но «хаотичным», спонтанным.
Сформировались противоречия между социальными разными, но взаимодействующими структурами — «первый мир», «второй мир», «третий мир»... Между разными поколениями, живущими, фактически, в разных мирах и временах.
Уже есть довольно много инструментов, позволяющих работать с человеком, сообществами, социумом:
Биологические — в медицине, биологии
Демографические — в политике и идеологии
В социосистеме — гуманитарные
технологии, маркетинг.
И каждый участник процесса управления тянет в свою сторону и стремится к своим «корпоративным» целям.
Риски и сценарии
Вследствие нерефлексивного и часто неконтролируемого использования этих инструментов видны вероятные варианты развития и соответствующие риски:
Рассинхронизация внешняя — процессов в социуме и между социумами — социальная, географическая, родовая, семейная, половая и гендерная
Рассинхронизация внутренняя
— психологические и психические проблемы.
Есть попытки управления этими структурами и наведения порядка. Однако без адекватных механизмов это вырождается в «закручивание гаек» и агрессивное социальное и пропагандистское воздействие в виде управления поведением — в том числе сексуальным и биологическим.
Вероятны следующие сценарии развития ситуации, некоторые из них проявляются уже достаточно отчётливо:
Евгеника — как бесконтрольная модификация биологической и наследственной структуры человека. Вольно или невольно — мы уже оказываем влияние на биологию человека, практически — изменяем «породы» людей... А насколько мы это рефлексируем?
Социально-демографическое конструирование и антропотоки.
Произошло два демографических перехода, однако даже адекватной модели демографической динамики и вызванных антропотоков нет. Есть попытки системного моделирования, но получается плохо.
Медицинское управление и медицинский фашизм.
Медицинские услуги дорожают всё сильнее, не все могут позволить себе необходимое. А по своей природе — борьба с базовым страхом смерти — медицина обладает огромным потенциалом монетизации. Отсюда и лоббизм медицины, как влияние на социальные институты и создание новых. Отсюда же бизнес-подход к фармакологии, искусственные болезни. В сочетании с искусственным интеллектом и информационным контролем это выглядит достаточно опасно. Притом что это ещё и поддерживается огромными ресурсами.
КЖИ и ДЖИ, рассинхронизация.
Короткоживущие и долгоживущие индивиды — пример социально-демографического конструирования, описанный в «Часе Быка» И.А. Ефремова. Ранее схожее деление описано Г. Уэллсом в «Машине времени» — в виде элоев и морлоков. Это примеры социального или биологического, но уже необратимого расщепления социума.
«Война Афродиты» как признак и сигнал. Произошло разбалансирование существования и бытия человека в обществе, социуме. Быстро меняется наше существование — мы все активнее вмешиваемся в физический мир. Бытие, как осознанное участие и управление своей жизнью отрывается от столь быстрых изменений и, как может, навёрстывает. Вопросы понимания, смыла жизни, духовность отстают ещё сильнее. Даже нормы культуры, как проекции духовности, пассивно, как могут, подстраиваются, а не рефлексируют или помогают разораться со сложными вопросами бытия.
Даже семья, как первичная структура обеспечения рода, архетипически и биологически обусловленная, превращается в «организацию», «ячейку общества», «капитал», «домохозяйство». Неудивительно, что в результате получаем конфликты и на этом уровне — когда биологические, архетипические и социальные роли противоречат друг другу.
ЗОЖ.
Подход к «здоровому образу жизни», как стандарту, превратил идею гармонизации человека в социальную технологию управления поведением. В то время как нужно объяснить каждому его особенности и способы работы с ними.
Что может медицина
У медицины есть особенности, которые могут помочь в преодолении сложившейся ситуации.
Мы уже говорили, что медицина эмпирична и консервативна, и поэтому её развитие — в смысле «глобализации» и «всеобщего охвата» — отстаёт от прочих институтов. Также будут полезны целостные и организменные принципы и подходы, характерные для медицины:
Существование.
Тело — наше участие в этом мире в наиболее проявленном виде. Как данный нам Богом наш, персональный мир. В нём мы живём, им пользуемся, за него отвечаем. Организм живой, и «исцеление» — богаче, чем «лечение». Недостаточно просто избавиться от недуга, нужно сформировать здоровье как целое. Телесная и физическая культура — не только поддерживает тело, но и прививает подход к организму, как целому.
Бытие. Погружённость «в сейчас», «вовлечённость», ощущение своего тела даёт ощущение жизни, но также важен и смысл всего этого. Исцеление жизни — способ сделать её единой и непрерывной, осмысленной.
Имманентное и трансцендентное.
В существовании, в бытии есть имманентное, внутреннее — свойственное конкретно нам — это наш ресурс. Есть целое, то, что и соединяет всё воедино — Бог, трансценденция, природа... Нечто, онтологически задающее нам «небо». И мы можем с ним соотносится.
Целостный подход к лечению.
Есть остеопатия, биодинамика, холистическая целостная медицина. Целостная медицина собирает человека, формирует субъектность, как набор связей тела, организма, личности. Остеопатия — целостный подход, он занимается всем организмом, а не лечит отдельные органы. Его нужно взять за основу подхода и понимания.
Порядки, а не иерархии.
Но организм на организме не заканчивается. Восприятие — и сборка — клиента как цельного, живого и изменчивого помогает увидеть не только его и его процессы. Но и его участие в процессах, процессы, порождаемые им, процессы скрытые...
И тут должны появиться не очередные иерархии, а порядки.
Целостность и медицина.
Это и должно стать новым собирающим подходом — собрать воедино все разрозненные области — от хирургии до психологии. В единый организм — от божественного замысла до физической реализации.
Нужно упорядочение, приведения в соответствие друг другу всех направлений и сфер через пересборку, как мета-технологию.
Тут будут уместны слова Эндрю Тейлора Стилла, основателя остеопатии: «У нас у каждого есть всё, необходимое для исцеления».
Кризис и социальные пределы
Мы рассматриваем кризисную ситуацию в медицине, а социальный кризис может носить форму кризиса бедности и кризиса сложности.
Предел бедности.
Нет ресурсов для реализации важного, при этом мы понимаем, что нужно делать.
Предел сложности.
Происходящие процессы не поддаются управлению по причине потери адекватности системой управления сложности и взаимосвязям управляемой системы.
Если у нас недостаточно ресурсов, нам помогает стратегия, как методика управления в условиях недостаточности ресурсов при помощи известных подходов и принципов.
Со сложностью сложнее . Тут уже думать надо - требуется подход, учитывающий более высокую сложность и другой масштаб усмотрения.
В медицине мы имеем предел сложности. Ресурсов на медицину и смежные области выделятся достаточно много. И если предел бедности преодолевается стратегическим походом, то предел сложности
может преодолеваться сборочным подходом. Он позволит пересобрать имеющееся с нового усмотрения, более высокого порядка.
Медицинское знание — специфично и требовательно. Важный момент — чёткость критерия истинности — знание на каждом этапе проверяется человеком и на человеке — в существовании, в бытии.
Какие вызовы актуальны
Можно сформулировать следующие вызовы в медицине:
Сложность и предел Лейбница
— в смысле невозможности для человека «знать всё» в этой области, углубление специализации и разделения труда.
Искусственный интеллект
не решит проблему, поскольку сам не предназначен для понимания или познавания, по крайней мере, на текущем этапе развития. Является технологией управления, создавая риски нерефлексивного и неадекватного управления.
Разделение областей применения, их автономизация.
Всё большее разделение социальных областей: КЖИ и ДЖИ, элои и морлоки, усугубленное попытками социального управления.
Понятие «здоровье» расплывчато и фальсифицировано, усложняется тем, что боль и страдание вытесняется на периферию. При этом смерть остаётся, как индивидуальный и коллективный вызов. Человек осознаёт свою смертность, и тем отличается от животного. Вытесняя боль и страдание из области осознанности, мы движемся назад, к неосознанному животному состоянию. Э. Юнгер в эссе о боли ещё в 1934 году эту проблему описал.
Травма — как важное и противоречивое понятие. Травма, по крайней мере — как рождение и неизбежная смертность, свойственна всем живым и разумным существам. Этот вызов порождает встроенный и неизбежный разрыв или брешь. Вытеснение исходной травмы, разрыва или парадокса, порождает вторичные разрывы. Здесь стоит искать основания для жизни и смерти — как индивидуальной, так и коллективной.
Следовательно, медицине необходимо следующее:
Рефлексия и сборка, восстановление целостности.
Балансирование подходов. По крайней мере — системного и организменного.
Норма культуры жизни и смерти.
И, следовательно, врачу необходимо работать со следующими аспектами:
• Духовное как трансцендентное. Сейчас отсутствует в явном системном виде в обществе.
• Экзистенциальное. Как свойственное, например, русскому культурному коду в виде погружённости в бытие, необходимое в наших условиях. Истинность, как практикование и бытийствование, основанная на этом.
• Импринт. Каждый врач имеет в своём опыте опыт, как основание, которое привело его в медицину.
• Гармонизация на всех уровнях: вербальном, эмоциональном, телесном/физическом и духовном.
• Работа с рациональным, иррациональным, а-рациональным.
Когнитивная парадигма
Мы говорили о понимании и мышлении. То, как мы это делаем — определяется когнитивной парадигмой. В общем — когнитивная парадигма — это совокупность практик, пониманий и осознаний, оснований и пределов мышления.
Например,
мы что-то видим — и это истина, поскольку наши ощущения однозначны. Мы с этим можем делать что-то и получать желаемое. Это — практика, основанная на нашем взаимодействии с окружающим миром.
Мы можем понимать, почему так получается и как будет потом. Это — невидимое, и мы должны с ним как-то работать, мыслить. Это теория, в широком смысле — философия.
А далее возникают вопросы: почему так мир устроен? как нам с этим быть? зачем и почему мы тут — вообще? Ответы на эти вопросы — схоластика. Как обоснование, оправдание философии, как описания мира.
Греки собрали философию, предложив несколько подходов: Сократ, Платон, Аристотель.
Христианство объяснило, почему мир устроен именно так. Писание — обоснование существования мира и критерий истинности. Это стало схоластическим основанием.
Но мышление усложнилось — появились деривативы — комментарии на комментарии к писанию, исследование воззрений греческих философов, исследования комментариев и т. п. Бэкон предложил
эмпирический
подход. И следующим этапом стало изучение сотворённого мира, сформировалась научная парадигма познания.
Однако прогресс не стоит на месте, и после Бэкона образовались новые нестыковки: понимание времени, языка, свободы воли, наблюдения и участия... Снова накопилось сложности в понимании и мышлении: человечество достигло когнитивных пределов, показывающих, что дальше двигаться в познании, как раньше, уже не получается.
И это закономерно. Парадоксальность в нас встроено изначально, поскольку мы оторваны от мира, и осознаём это, являясь в то же время частью его. И не можем быть тождественны с ним.
Мы познаём окружающее и выясняем его законы, а потом их используем. Наше понимание обогащается, мы всё активнее и глубже вмешиваемся в мир. Так и с собой — мы понимаем, как устроены — по крайней мере — в какой-то степени. И обнаружение наших когнитивных пределов указывает на необходимость познания и практикования применительно к себе.
Мышление — часть процесса познания, и работа с когнитивной парадигмой — необходимая его часть. Осознав, что мы парадоксальны изначально, мы можем понять, что когнитивные парадигмы связаны друг с другом и вытекают друг из друга, не являясь вместе с тем, окончательными и законченными.
Подходы и упорядоченности
Мы прошли много этапов познания и всё возрастающего понимания сложности мира. От субъект-объектного до системного и организменного. И на каждом этапе требовалось всё более сложное понимание и мира, и своего взаимодействия с ним. И оказались в ситуации, когда не успеваем понять — как оно там на самом деле, и насколько наши представления адекватны этому сложному миру вне нас. Перестали чётко понимать — что такое наблюдатель, кто этот «я», — как нам иметь дело с чем-то настолько сложнее себя?
Сферный подход.
Последний из формулируемых на данный момент подходов — сферный. С одной стороны — это различные сферы — как организованности: Био-сфера
сложнее организмов, даже социальных, сложнее биоценозов. Атмо-сфера
сложнее воздуха и воздушной среды. Гидро-сфера. Лито-сфера. Техно-сфера... Они взаимодействуют между собой ещё более сложным способом, и процессы там идут ещё более сложные. И отделить их друг от друга всё сложнее.
Дополняет и помогает понять суть подхода, предложенная Н. Ю. Ютановым астрономическая метафора сферы, как звёздной системы: с ядром или несколькими ядрами, оболочками, сложными пограничными областями, и своим собственными характеристиками движения.
Новая когнитивная парадигма
Новая когнитивная парадигма ещё не полностью сформирована, но мы можем говорить о её некоторых важных составляющих.
Критерием применимости ранее были — наблюдение, практичность, соответствие модели, понятность. То есть — истинность, соответствие некоторой предзаданности. В НКП, видимо, значимой будет мультиэпистемность — множественность критериев истинности.
Также важно удержание разрыва между гуманитарным и физическим подходами, с пониманием, что они дополняют друг друга, но при этом не могут быть сведены друг к другу.
Важно определить способ их совмещения. Это метаонтологический подход, при этом онтологии должны учитывать сознание и мышление. Возможно, потребуется и новый поход к трансценденции.
В предыдущей когнитивной парадигме изучали творца и сотворённый мир через текст откровения и сотворённый мир.
Сейчас — пришло время изучение процесса творения, сотворения вместе с творцом. А значит — и себя, как его части. И поэтому важно учитывать себя, человека, уже не просто как наблюдателя, но и как со-творца, со-участника.
Важными аспектами новой когнитивной парадигмы будут:
Принципиальная включённость брешей и разрывов как части оснований.
Изменчивость истины, а также изменчивость субъекта или участника.
Новые порядки и упорядочивания, как неиерархические связи.
Инструменты новой когнитивной парадигмы
На основании перечисленного можно получить некоторое представление об инструментах НКП.
НКП как работа с собой и с целым. Психология, психотехнологии и психотехники для работы с психикой, сознанием. Понимание «Почему?», «Ради чего?» требует представления о целом и целостности. Важен онтологический «ликбез» и поддержка. Внимание к трансцендентному, тому, что больше нас и нас во многом определяет. Понимание картины мира, осознание важности её наличия. И это нельзя отрывать от «культурной специфики»: характерные культурные и когнитивные коды, свойственные народу, общности людей, социуму.
Работа с медициной как с целым, работающим с целым.
Медицина умеет работать с организмами. Сейчас мы наблюдаем то, что может произойти, если «понизить планку» — подходить к организму с системным подходом. Медицина может работать с собой.
Она может вернуть организменный подход, а потом перейти к сферному — и распространить его вовне себя. Для начала — хотя бы на социальную среду или сферу.
Длинные траектории и сплетения.
Открытость и целостность необходимы для жизни организмов и более сложных сущностей. Открытость во времени — пример понимания того, что начало и конец — весьма условные понятия, мы можем не видеть настоящих исходных и конечных точек. Мир бесконечен и многообразен, и познать его во всей полноте сложно.
Но выбрать для работы можно более сложные усмотрения — как, например, нити дерева жизни, которые могут сплетаться и сложным образом взаимодействовать.
Об этом сложно думать — одновременное осознание своей конечности и включённости в длиннейший, развёрнутый во времени процесс напоминает нам о вызове своей конечности. Но это же и позволяет взглянуть на это иначе — как сложный процесс, и нашу включённость в него и локальную и глобальную. И положение «Я» на этой линии и движение по траектории из прошлого в будущее.
Смена базовой эмоции.
Прогресс в социуме, в развитии человечества убрал большую часть рисков, определявших существование человека: голод, опасности окружающей среды, биологические угрозы. Нет страха смерти — от голода и непредсказуемых угроз. У нас уже нет страха голода, интерес становится более значимым, чем страх вообще. Мы создали искусственные среды, вторую природу, техносферу.
И с одной стороны — человек почти не изменился. Но сознание и мышление меняется, и мы это плохо рефлексируем. Понятие здоровья усложнилось, и это признак усложнения понятий и «человек» и «социальное». Боль и страдание — это признаки жизненности, но они активно устраняются и вытесняются на периферию восприятия и переживания.
Страдание как топливо.
Боль вызывает страдание. Да — мы живые, и значит — страдание в нашей жизни неизбежно. Хотя бы — страдание от дисгармонии и несоответствия себя и мира или другого человека. Мир потребления обещает комфорт, вытесняет боль на периферию сознания и делает вид, что её нет. Однако — наша родовая травма, — это данность, и с этим нужно просто жить и работать. Сменить доминанту с негативной на — хотя бы — нейтральную. Принято считать, что травма — это искажение, которое необходимо исправить. Но лучше признать, что такое бывает и жить с этим дальше — с новым пониманием.
Мы не просто существуем, как тело, или физический организм. Мы и бытийствуем, строим планы, общаемся с окружением. Имеем представление о нашем предназначении. И баланс и равновесие нам необходимы.
Можно сказать, что позитивная и негативная окраска свойственна эмоциям, а чувства не окрашены столь личностно. И есть надежда, что как мы стараемся перейти от страха к интересу, также сможем в итоге перейти от интереса к любви. И чувства, как основания, сменят собой эмоции.
Интеллектуальные паттерны. Сложные примитивы мышления. Понимание того, что не только мир имеет свою структуру, но и человек не новое. Но парадоксальность этого разделения, как и парадоксальность сознания, позволяет говорить о новых «примитивах мышления», свойственных новой когнитивной парадигме.
В сферном подходе это: многоядерность, наличие оболочек, порождённых взаимодействием ядер, пограничные области взаимодействия разных структур.
В этом подходе человек содержит в себе несколько ядер. Например: существование, бытие, богообщение. Так же, как и физическое проявление человека: наблюдатель, деятель, участник, творец. Причём эти ядра принципиально не сводимы друг к другу и разделены. Это же можно отнести и к социальной, и к биологической природе человека. Тут и появляются не иерархии, а порядки
взаимодействия.
Поле, в котором происходит общение и взаимодействие — общее, но переживаемое как внутреннее. И среда взаимодействия — общая, «между», но внешняя, а не внутренняя. Иначе, например, начинает выглядеть образование — как формирование понятийного поля через создание и использования образовательной среды.
Языковые аспекты.
Сложность и «спутанность» картины мира требует множества участников. Взаимодействие между разными — мы помним про разрыв между «я» и «другой» — требует не просто среды, уже нужен язык. Важно это и в медицине, в общении врач — пациент. Тут проявляются вызовы к здоровью и жизни, взывание к помощи, стремление помогать и знание. Такая разница потенциалов обеспечивает мощный энергетический обмен и требует такого же «мощного» третьего между и над ними — то есть языка медицинского общения. Также и уточнение неоднозначных, но важных терминов — взывает к их переосмыслению. А значит, мышление и сознание требуют языковых инструментов для работы.
НКП и медицина
Как эти принципы можно применить к ситуации с медициной:
Двухъядерность — и более -ядерность. Бреши. Медицина имеет дело с человеком, как с живым, разумным. И значит, брешь — это важная часть оснований человека, как понимание противоречия жизнь-смерть, как понимание включённости человека в различные несводимые друг к другу сферы и организованности.
Важной частью являются среды, обеспечивающие перенос взаимодействия между разными ядрами через брешь. Можно рассматривать тело, как среду переноса, закрывающую брешь. Потоки — в теле, как в среде — обеспечивающие его жизненность.
Вложенность сфер, матрёшечность.
Но не иерархии, а порядки. Каждый человек участвует в нескольких сферах: биосфера, социосфера, техносфера... И в каждой сфере — свои структуры: я и тело, семья и род, дом и поселение, христианин и прихожанин. Сложные сплетения узлов этих структур требуют новых инструментов. Например — метадоксов и метадоксирования, системных операторов.
Исцеление — от «целое» и единство.
Исцеление, как предел лечения — это восстановление единства и целостности. Телесной — как существования физического, бытийствования — как участие в мире, и понимание и осознавание смысла — как связь с высшим и сложным.
Запасание времени.
Мы понимаем, что наше личное время ограничено, а мыслить при этом мы можем практически любое другое. Это с одной стороны ставит нас перед выбором важно/неважно, а с другой стороны — успеть/не успеть. И врач может донести до пациента возможность выбора масштаба и управления им. Если я не успеваю — или просто не могу — я передаю больного другому врачу, по цепочке, продлевая траекторию, организовывая и приводя её в порядок.
Каждый уникален, у каждого есть свои уникальные дела и истории. Что-то мы можем успеть, что-то — нет. Гармонизация — это создание ситуации, кода мы определяем и делаем важное, выбирая это с полной ответственностью. Это и есть свобода воли — принятие решение в осознанности, так мы и участвуем в творении.
Работа с собой.
И это не просто рефлексия, но и понимание основ, истории и путей. Поэтому необходима онтология, поэтому важно понимание своих культурных и когнитивных кодов, их обусловленности и их возможности. Это поможет и сохранить горение, как часть связи с высшим.
Удержать ощущение призванности в медицину и поделиться этим с другими. Если мы работаем с целым и высшим — оно нам помогает, аналогично восстановлению гомеостаза в системе или поддержанию жизни в организме.
Духовное и трансцендентное.
Здесь явная дефициентность — существующая социальная структура заполняет и зашумляет все возможные каналы коммуникации.
Однако понимание возможности исцеления и связи с высшим и сложным помогает выстраиванию этих порядков между теми, у кого есть внутри ощущение горения. Понимание этого целого между нами и над нами, частью которого мы являемся, передаётся и помогает в лечении и исцелении.
Сложные сферные сущности восстанавливают свою целостную структуру: проявляется ослабленная вершина богообщения или трансцендентности.
Уже есть церкви, где проявленные группы христиан практикуют душепопечение больных и врачей.
Есть понимание милосердия и медицинского служения, есть медицинские группы, восстанавливающие целое в медицине. Есть наработки в игровых техниках, позволяющие работать с импринтами, которые привели в медицину. Сохранение внутреннего огня — важная составляющая технологии невыгорания врача.
Сложные примитивы и паттерны мышления. Работа с неустранимыми разрывами, с множественными вариантами истинности, с пониманием частичности себя требует и новых инструментов мышления. Сферный подход — как усмотрение и упорядочение, метадоксы — как инструменты работы с усмотрениями сложнее себя. Поле и среда — как упорядочения, помогающее работать с коммуникацией, общением и образованием.
Возможность оперирования разными паттернами и элементами мышления поможет менять уровень абстрагирования мышления и коммуникации, выводя при необходимости нужное в осознанную или нерефлексируемую, интуитивно-понятную, область. Вероятно, здесь можно строить технологию управления осознанностью и интуицией.
Смерть, умирание.
Понимание сути лечения невозможно без обсуждения вопросов жизни и смерти. Врач может быть посредником, жрецом: где жизнь — там и смерть, как тень. Врач может запасти время пациенту, помогая взглянуть на всё это из другого масштаба.
Смерть — это итог, абсолютная ясность и законченность, полное схлопывание неопределённости волновой функции, предельная рефлексия. Чудо — не избегание смерти, а её преображение. Но вот избегание выбора, вытеснение — это и есть отказ от жизненности.
Пятиэлементные схемы человек медицина. Схематизации и пиктографирование, как графические способы оформления мышления также могут помочь в оформлении и усвоении сложных структур.
Тут приводится пример онтологической схематизации, как модифицированной индийской традиции «ньяя».
На рисунке — пример схематизации совместного расположения человека, медицины, социума:
Реформация в медицине, что сделано
Прочитан курс по соционической практике в применении к коммуникативным практикам, лекции про медицинский язык и взаимодействие с пациентом. Предложены практики схематизации выстраивания общения. Что помогает формировать гармоничную коммуникацию, как основу эффективного исцеляющего союза врача и пациента в борьбе с болезнью. Предложены психологические и психотерапевтические подходы в организации совместности врача и пациента.
Рассмотрено исцеление, как предел лечения, и болезнь — как повод измениться. Обсуждена важность синхронности изменений себя, тела, мира, синхронизации в общении врача и пациента.
Прочитан цикл лекций по формированию картины мира врача и онтологических подходов. Проведён цикл игр преображения, базирующихся на архетипических основаниях.
Выстраивается подход к комплексному лечению: вера — психотерапия — остеопатия, дополненные новыми фармацевтическими методами
Предложены психотехники и приёмы психической саморегуляции.
Предложен ассамбляж сильных практик: «Медицинский детектив», «Молодёжный клуб врачей», работы с наставничеством.
Предложены способы использования сборочного подхода в медицине и в практике врача — в лечении и коммуникации.
Рекомендации в соответствии с новой когнитивной парадигмой, вкратце:
Образование для ординаторов остеопатов через три позиции: сборка в диагностике, саморегуляция, языки.
Только через пациента врач может узнать себя и расти над собой. Сочетание духовного и телесного во враче, профессия как предназначение и духовный рост врача через профессию.
Новая когнитивная парадигма получает статус новой именно благодаря переносу акцента на самопознание человека.
Возможность переноса полученного опыта, методик и техник на другие направления.
Важность клуба мышления, как сопровождающей структуры.