Новая когнитивная парадигма в медицине

На примере дополнительного образования врачей остеопатической практики на клинической базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Доклад Дмитрия Потапова на международной научно-практической конференции «Экология сознания», которая состоялась 13-14 апреля в КУПНО (Нижний Новгород).

Организатор конференции – Школа йоги Андрея Лобанова «Йога ЛАМ и экоцентр «МиРАйЯ» при поддержке АНО «Центр АртЛуга», Корпоративного университета правительства Нижегородской области (КУПНО), Института психонетических исследований и разработок (Москва) и Европейской федерации йоги.

Введение. Тематика, вызовы

Доклад посвящён некоторым результатам работы фабрики мысли — исследовательского семинара «Лабораториум» проекта Социософт — в направлениях новой когнитивной парадигмы и медицины, как практической науке о человеке и их взаимосвязях.

Работа проведена на клинической базе Первого МГМУ им. И. М. Сеченова под руководством Фролова Владимира Александровича — доктора медицинских наук, профессора, академика.

Практическим итогом будет являться курс дополнительного образования для врачей остеопатической практики.

Фабрика мысли семинара «Лабораториум» считает, что происходящие в мире кризисные явления носят не просто системный или экологический, а эволюционный характер.

Человечество столкнулось с кризисом развития, который имеет несколько компонент:

Кризис индустриального общества, фазовый — кризис 5-го уклада, постиндустриального.

Кризис научного мышления — эпистемный. Познание столкнулось с рядом когнитивных пределов. Преодолеть их не удастся без смены ключевой парадигмы. Это означает потерю уверенности в точности и объективности научных данных.

Кризис формата существования разума — социосистемный. Этот подход, бывший ещё недавно продвигающим — уже не описывает всех процессов и требует пересмотра, человечество его переросло. Речь о самой форме существования человеческой цивилизации как иерархической, управляемой базовой эмоцией страха.

Возникшие пределы развития определяются когнитивными пределами, пределами мышления. Необходима смена ключевой когнитивной парадигмы. Необходима пересборка: мира, жизни, бытия, социосистемы...


Лабораториум проекта Социософт

Лабораториум — это клуб мышления под руководством С.Б. Переслегина. Наша фабрика мысли регулярно работает с этой и смежной тематиками. Например, есть такие постоянно действующие направления:

  • «Новая когнитивная парадигма»

  • «Антропотипы фазового перехода»

  • «Языки новой когнитивной парадигмы»

  • «Системы сложнее себя»

Это, в значительной степени, «теоретическая» направленность деятельности.

Заметная часть тематики связана с антропологической обусловленностью мышления и познания. И, значит, неизбежным стало соприкосновение и взаимодействие с такими гуманистическими областями, как медицина, психология. Особенно с направлениями, работающими с организмом, как целым. И — особенно важно — с человеком, как целым.


Группа компаний «Остмед»

Понимание современной гуманистической проблематики руководством клиники определило конструктивность и успешность нашего взаимодействия.

Первый московский остеопатический центр, работает с 2001 года. В 2019 году клиника «Остмед» стала клинической базой лучшего медицинского ВУЗа страны — Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

  • Научный руководитель клиники «Остмед», ведущий специалист Фролов Владимир Александрович. Врач — остеопат, невролог, рефлексотерапевт, мануальный терапевт, постуролог и подиатр. Доктор медицинских наук, профессор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Академик РАЕН, академик АМТН РФ, действительный член национальной академии активного долголетия. Член Российской остеопатической ассоциации.

  • Главный врач клиники «Остмед», ведущий специалист — Ящина Ольга Владимировна. Врач-остеопат, терапевт, врач восстановительной медицины. Член Российской остеопатической ассоциации. Член врачебного экспертного совета.

Семинару близки принципы клиники:

  • Видеть не просто «пациента» с набором симптомов и заболеваний, а человека во всей его целостности.

  • Стараться не временно облегчить течение болезни, а вернуть утраченное здоровье

  • Помогать человеку исцелиться самому.

  • Постоянно расти, учиться и развиваться.

Это, в значительной степени, «практическая» направленность деятельности.


Проект Лабораториума «Реформация в медицине»

Этот проект возник на стыке фабрики мысли семинара «Лабораториум» и клиники «Остмед».

Основные исследовательские вопросы и мысли на пересечении наших областей интересов:

  • Новая медицина как инструмент перехода от ужаса к интересу через разум и трансценденцию.

  • Новая медицина как инструмент перехода от цивилизации к новой цивилизации через физическую оспособленность человека работать с когнитивными вызовами.

  • Остеопатия (как работа с сознанием через тело).

  • Психотерапия (как работа с телом через сознание).

  • Исцеление как богообщение.

В результате сформировался действующий элективный курс для ординаторов остеопатической практики, курс дополнительного образования.

На основании следующих предпосылок и запросов:

  • Лечение и исцеление не услуга, а чудо, и Остеопатия как целостный подход, имеющий дело с невидимым.

  • Перегрузка врачей в обучении и деятельности может приводить к выгоранию, создаёт нагрузку на психику и душу врача.

  • Важно сохранить призыв, следуя которому врач пришёл в медицину, сохранить и передать горение.

  • Проблематика медицины в целом, как утратившей целостность.


Ситуация с медициной и целостность подхода

Исторически оформление и развитие медицины до современности можно обозначить так.

В традиционную фазу шаманы и знахари имели целостный подход и имели особый статус. Во времена модерна начались процессы специализации, появились новые организованности.

Медикаменты, инструменты и оборудование технологизировали и облегчили труд медиков, но они же вынуждают врача к превращению в специализированного обслуживающего специалиста для увеличения производительности и эффективности.

Наступил постмодерн, и как во многих областях, в медицине тоже уже никто не может удержать всю картину одновременно.

Медицина эмпирична и консервативна — ведь это здоровье людей, заповедь «не навреди» помнят. «Биг фарма», «хайтек», стандартизация обеспечивают доступность и спасают многих.

Однако с очередной пандемией «не смогли». И получили вместо всемирной помощи попытку глобального медицинского контроля.

В общем — в смысле «глобализации» и «всеобщего охвата» — медицина отстаёт от прочих институтов «на фазу развития».

И значит, учитывая исторический опыт — вместо глобализации медицины возможна новая локальная онтология, связанная с «новой большой медициной», связывающая разрозненные фрагменты.

Важна открытость медицины «наружу» — горизонтально и вертикально. И тут должны появиться не очередные иерархии, а порядки.

Кроме того, понятие «медицина» становится фальсифицированным по Попперу:

Неоднозначность, нечёткость и раздробленность — каждый вкладывает в него то, что ему удобнее.

Например — некоторые определения медицины:

  • Система теоретических и практических мер по диагностике, лечению...

  • Группа клинических дисциплин, изучающих болезни человека...

  • Группа медикосоциальных и гигиенических дисциплин, изучающих воздействие окружающей среды на организм и меры улучшения здоровья населения...

  • Синтетическая наука, объектом изучения которой является человек...

  • Гуманитарная наука с особой миссией системного изучения и познания человека...

При этом объявляется, что медицина:

  • Не фундаментальная дисциплина, и сама основывается на базе биологии

  • Не наука о природе и не техническая наука

  • Не трансдисциплинарная, при этом сама формирует межнаучные связи (биоэтика, социология медицины...)

  • Не «прикладная наука» — однако важно «человеческое измерение» эмпирических проблем.

В медицине обозначено много направлений и областей:

  • Профилактическая медицина

  • Клиническая медицина

  • Фармакология (фармацевтика)

  • Теоретическая медицина

  • Практическая медицина

  • Доказательная медицина

  • Медико-биологические отрасли (однако, их часто относят к соответствующим биологическим наукам).

При этом — традиционная или народная медицина считается «донаучной медициной». Но если её методы используются, такую практику называют комплементарной медициной...


Особенности медицины и следствия

Массовая медицина стала следствием решения массовой когнитивной задачи. После удовлетворения потребности в массовых количествах священников, юристов — через массовое образование — стало возможным применить это решение к созданию массового количества врачей. Включение их в социосистему было неизбежным.

Сейчас с ростом проблем начинаются попытки использовать любые рычаги управления — в том числе и посредством медицины.

Медицина сильно ускорилась — человечество получило инструмент работы со страхом смерти, следствием базового вызова человеческой природы. Глобализация, разделение труда позволили углубить и расширить область охвата. Предмет сложен и поэтому усложняется система согласования между направлениями. Но согласования и взаимодействие осуществляется в системном подходе, который работает всё хуже. Всё сложнее учитывать взаимодействие с внешними структурами — с социумом, биологией, окружающей средой вообще.

Численность населения выросла радикально. Конечно, человечество достигло индустриальной фазы, расселение охватило множество новых территорий. Но массовая медицина также сыграла важную роль. Человечество стало не только геологическим, но и биологическим фактором в масштабах Земли.

Однако, несмотря на предельную практичность медицины, она осталась принципиально непроектной.

Одновременно с этим она уже оказала большое влияние на демографию, на социальные и биологические процессы. Случились демографические переходы и изменения социальности и даже биологии людей. Рефлексироваться это стало только в последнее время.

И уже присутствуют противоречия между социальным, как управляющим, и биологическим, как управляемым, но «хаотичным», спонтанным.

Сформировались противоречия между социальными разными, но взаимодействующими структурами — «первый мир», «второй мир», «третий мир»... Между разными поколениями, живущими, фактически, в разных мирах и временах.

Уже есть довольно много инструментов, позволяющих работать с человеком, сообществами, социумом:

  • Биологические — в медицине, биологии

  • Демографические — в политике и идеологии

  • В социосистеме — гуманитарные технологии, маркетинг.

И каждый участник процесса управления тянет в свою сторону и стремится к своим «корпоративным» целям.


Риски и сценарии 

Вследствие нерефлексивного и часто неконтролируемого использования этих инструментов видны вероятные варианты развития и соответствующие риски:

  • Рассинхронизация внешняя — процессов в социуме и между социумами — социальная, географическая, родовая, семейная, половая и гендерная

  • Рассинхронизация внутренняя — психологические и психические проблемы.

Есть попытки управления этими структурами и наведения порядка. Однако без адекватных механизмов это вырождается в «закручивание гаек» и агрессивное социальное и пропагандистское воздействие в виде управления поведением — в том числе сексуальным и биологическим.

Вероятны следующие сценарии развития ситуации, некоторые из них проявляются уже достаточно отчётливо:

Евгеника — как бесконтрольная модификация биологической и наследственной структуры человека. Вольно или невольно — мы уже оказываем влияние на биологию человека, практически — изменяем «породы» людей... А насколько мы это рефлексируем?

Социально-демографическое конструирование и антропотоки. Произошло два демографических перехода, однако даже адекватной модели демографической динамики и вызванных антропотоков нет. Есть попытки системного моделирования, но получается плохо. 

Медицинское управление и медицинский фашизм. Медицинские услуги дорожают всё сильнее, не все могут позволить себе необходимое. А по своей природе — борьба с базовым страхом смерти — медицина обладает огромным потенциалом монетизации. Отсюда и лоббизм медицины, как влияние на социальные институты и создание новых. Отсюда же бизнес-подход к фармакологии, искусственные болезни. В сочетании с искусственным интеллектом и информационным контролем это выглядит достаточно опасно. Притом что это ещё и поддерживается огромными ресурсами.

КЖИ и ДЖИ, рассинхронизация. Короткоживущие и долгоживущие индивиды — пример социально-демографического конструирования, описанный в «Часе Быка» И.А. Ефремова. Ранее схожее деление описано Г. Уэллсом в «Машине времени» — в виде элоев и морлоков. Это примеры социального или биологического, но уже необратимого расщепления социума. 

«Война Афродиты» как признак и сигнал. Произошло разбалансирование существования и бытия человека в обществе, социуме. Быстро меняется наше существование — мы все активнее вмешиваемся в физический мир. Бытие, как осознанное участие и управление своей жизнью отрывается от столь быстрых изменений и, как может, навёрстывает. Вопросы понимания, смыла жизни, духовность отстают ещё сильнее. Даже нормы культуры, как проекции духовности, пассивно, как могут, подстраиваются, а не рефлексируют или помогают разораться со сложными вопросами бытия.

Даже семья, как первичная структура обеспечения рода, архетипически и биологически обусловленная, превращается в «организацию», «ячейку общества», «капитал», «домохозяйство». Неудивительно, что в результате получаем конфликты и на этом уровне — когда биологические, архетипические и социальные роли противоречат друг другу.

ЗОЖ. Подход к «здоровому образу жизни», как стандарту, превратил идею гармонизации человека в социальную технологию управления поведением. В то время как нужно объяснить каждому его особенности и способы работы с ними.


Что может медицина

У медицины есть особенности, которые могут помочь в преодолении сложившейся ситуации.

Мы уже говорили, что медицина эмпирична и консервативна, и поэтому её развитие — в смысле «глобализации» и «всеобщего охвата» — отстаёт от прочих институтов. Также будут полезны целостные и организменные принципы и подходы, характерные для медицины:

Существование. Тело — наше участие в этом мире в наиболее проявленном виде. Как данный нам Богом наш, персональный мир. В нём мы живём, им пользуемся, за него отвечаем. Организм живой, и «исцеление» — богаче, чем «лечение». Недостаточно просто избавиться от недуга, нужно сформировать здоровье как целое. Телесная и физическая культура — не только поддерживает тело, но и прививает подход к организму, как целому.

Бытие. Погружённость «в сейчас», «вовлечённость», ощущение своего тела даёт ощущение жизни, но также важен и смысл всего этого. Исцеление жизни — способ сделать её единой и непрерывной, осмысленной.

Имманентное и трансцендентное. В существовании, в бытии есть имманентное, внутреннее — свойственное конкретно нам — это наш ресурс. Есть целое, то, что и соединяет всё воедино — Бог, трансценденция, природа... Нечто, онтологически задающее нам «небо». И мы можем с ним соотносится.

Целостный подход к лечению. Есть остеопатия, биодинамика, холистическая целостная медицина. Целостная медицина собирает человека, формирует субъектность, как набор связей тела, организма, личности. Остеопатия — целостный подход, он занимается всем организмом, а не лечит отдельные органы. Его нужно взять за основу подхода и понимания.

Порядки, а не иерархии. Но организм на организме не заканчивается. Восприятие — и сборка — клиента как цельного, живого и изменчивого помогает увидеть не только его и его процессы. Но и его участие в процессах, процессы, порождаемые им, процессы скрытые...

И тут должны появиться не очередные иерархии, а порядки.

Целостность и медицина. Это и должно стать новым собирающим подходом — собрать воедино все разрозненные области — от хирургии до психологии. В единый организм — от божественного замысла до физической реализации.

Нужно упорядочение, приведения в соответствие друг другу всех направлений и сфер через пересборку, как мета-технологию.

Тут будут уместны слова Эндрю Тейлора Стилла, основателя остеопатии: «У нас у каждого есть всё, необходимое для исцеления».


Кризис и социальные пределы

Мы рассматриваем кризисную ситуацию в медицине, а социальный кризис может носить форму кризиса бедности и кризиса сложности.

Предел бедности. Нет ресурсов для реализации важного, при этом мы понимаем, что нужно делать.

Предел сложности. Происходящие процессы не поддаются управлению по причине потери адекватности системой управления сложности и взаимосвязям управляемой системы.

Если у нас недостаточно ресурсов, нам помогает стратегия, как методика управления в условиях недостаточности ресурсов при помощи известных подходов и принципов.

Со сложностью сложнее . Тут уже думать надо  - требуется подход, учитывающий более высокую сложность и другой масштаб усмотрения.

В медицине мы имеем предел сложности. Ресурсов на медицину и смежные области выделятся достаточно много. И если предел бедности преодолевается стратегическим походом, то предел сложности может преодолеваться сборочным подходом. Он позволит пересобрать имеющееся с нового усмотрения, более высокого порядка.

Медицинское знание — специфично и требовательно. Важный момент — чёткость критерия истинности — знание на каждом этапе проверяется человеком и на человеке — в существовании, в бытии.


Какие вызовы актуальны

Можно сформулировать следующие вызовы в медицине:

Сложность и предел Лейбница — в смысле невозможности для человека «знать всё» в этой области, углубление специализации и разделения труда.

Искусственный интеллект не решит проблему, поскольку сам не предназначен для понимания или познавания, по крайней мере, на текущем этапе развития. Является технологией управления, создавая риски нерефлексивного и неадекватного управления. 

Разделение областей применения, их автономизация. Всё большее разделение социальных областей: КЖИ и ДЖИ, элои и морлоки, усугубленное попытками социального управления. 

Понятие «здоровье» расплывчато и фальсифицировано, усложняется тем, что боль и страдание вытесняется на периферию. При этом смерть остаётся, как индивидуальный и коллективный вызов. Человек осознаёт свою смертность, и тем отличается от животного. Вытесняя боль и страдание из области осознанности, мы движемся назад, к неосознанному животному состоянию. Э. Юнгер в эссе о боли ещё в 1934 году эту проблему описал. 

Травма — как важное и противоречивое понятие. Травма, по крайней мере — как рождение и неизбежная смертность, свойственна всем живым и разумным существам. Этот вызов порождает встроенный и неизбежный разрыв или брешь. Вытеснение исходной травмы, разрыва или парадокса, порождает вторичные разрывы. Здесь стоит искать основания для жизни и смерти — как индивидуальной, так и коллективной. 

Следовательно, медицине необходимо следующее:

  • Рефлексия и сборка, восстановление целостности.

  • Балансирование подходов. По крайней мере — системного и организменного.

  • Норма культуры жизни и смерти. 

И, следовательно, врачу необходимо работать со следующими аспектами:

• Духовное как трансцендентное. Сейчас отсутствует в явном системном виде в обществе.
• Экзистенциальное. Как свойственное, например, русскому культурному коду в виде погружённости в бытие, необходимое в наших условиях. Истинность, как практикование и бытийствование, основанная на этом.
• Импринт. Каждый врач имеет в своём опыте опыт, как основание, которое привело его в медицину.
• Гармонизация на всех уровнях: вербальном, эмоциональном, телесном/физическом и духовном.

• Работа с рациональным, иррациональным, а-рациональным.


Когнитивная парадигма

Мы говорили о понимании и мышлении. То, как мы это делаем — определяется когнитивной парадигмой. В общем — когнитивная парадигма — это совокупность практик, пониманий и осознаний, оснований и пределов мышления.

Например, мы что-то видим — и это истина, поскольку наши ощущения однозначны. Мы с этим можем делать что-то и получать желаемое. Это — практика, основанная на нашем взаимодействии с окружающим миром.

Мы можем понимать, почему так получается и как будет потом. Это — невидимое, и мы должны с ним как-то работать, мыслить. Это теория, в широком смысле — философия.

А далее возникают вопросы: почему так мир устроен? как нам с этим быть? зачем и почему мы тут — вообще? Ответы на эти вопросы — схоластика. Как обоснование, оправдание философии, как описания мира.

Греки собрали философию, предложив несколько подходов: Сократ, Платон, Аристотель.

Христианство объяснило, почему мир устроен именно так. Писание — обоснование существования мира и критерий истинности. Это стало схоластическим основанием.

Но мышление усложнилось — появились деривативы — комментарии на комментарии к писанию, исследование воззрений греческих философов, исследования комментариев и т. п. Бэкон предложил эмпирический подход. И следующим этапом стало изучение сотворённого мира, сформировалась научная парадигма познания.

Однако прогресс не стоит на месте, и после Бэкона образовались новые нестыковки: понимание времени, языка, свободы воли, наблюдения и участия... Снова накопилось сложности в понимании и мышлении: человечество достигло когнитивных пределов, показывающих, что дальше двигаться в познании, как раньше, уже не получается.

И это закономерно. Парадоксальность в нас встроено изначально, поскольку мы оторваны от мира, и осознаём это, являясь в то же время частью его. И не можем быть тождественны с ним.

Мы познаём окружающее и выясняем его законы, а потом их используем. Наше понимание обогащается, мы всё активнее и глубже вмешиваемся в мир. Так и с собой — мы понимаем, как устроены — по крайней мере — в какой-то степени. И обнаружение наших когнитивных пределов указывает на необходимость познания и практикования применительно к себе.

Мышление — часть процесса познания, и работа с когнитивной парадигмой — необходимая его часть. Осознав, что мы парадоксальны изначально, мы можем понять, что когнитивные парадигмы связаны друг с другом и вытекают друг из друга, не являясь вместе с тем, окончательными и законченными.


Подходы и упорядоченности

Мы прошли много этапов познания и всё возрастающего понимания сложности мира. От субъект-объектного до системного и организменного. И на каждом этапе требовалось всё более сложное понимание и мира, и своего взаимодействия с ним. И оказались в ситуации, когда не успеваем понять — как оно там на самом деле, и насколько наши представления адекватны этому сложному миру вне нас. Перестали чётко понимать — что такое наблюдатель, кто этот «я», — как нам иметь дело с чем-то настолько сложнее себя?

Сферный подход. Последний из формулируемых на данный момент подходов — сферный. С одной стороны — это различные сферы — как организованности: Био-сфера сложнее организмов, даже социальных, сложнее биоценозов. Атмо-сфера сложнее воздуха и воздушной среды. Гидро-сфера. Лито-сфера. Техно-сфера... Они взаимодействуют между собой ещё более сложным способом, и процессы там идут ещё более сложные. И отделить их друг от друга всё сложнее.

Дополняет и помогает понять суть подхода, предложенная Н. Ю. Ютановым астрономическая метафора сферы, как звёздной системы: с ядром или несколькими ядрами, оболочками, сложными пограничными областями, и своим собственными характеристиками движения.

Новая когнитивная парадигма

Новая когнитивная парадигма ещё не полностью сформирована, но мы можем говорить о её некоторых важных составляющих.

Критерием применимости ранее были — наблюдение, практичность, соответствие модели, понятность. То есть — истинность, соответствие некоторой предзаданности. В НКП, видимо, значимой будет мультиэпистемность — множественность критериев истинности.

Также важно удержание разрыва между гуманитарным и физическим подходами, с пониманием, что они дополняют друг друга, но при этом не могут быть сведены друг к другу.

Важно определить способ их совмещения. Это метаонтологический подход, при этом онтологии должны учитывать сознание и мышление. Возможно, потребуется и новый поход к трансценденции.

В предыдущей когнитивной парадигме изучали творца и сотворённый мир через текст откровения и сотворённый мир.

Сейчас — пришло время изучение процесса творения, сотворения вместе с творцом. А значит — и себя, как его части. И поэтому важно учитывать себя, человека, уже не просто как наблюдателя, но и как со-творца, со-участника.

Важными аспектами новой когнитивной парадигмы будут:

  • Принципиальная включённость брешей и разрывов как части оснований.

  • Изменчивость истины, а также изменчивость субъекта или участника.

  • Новые порядки и упорядочивания, как неиерархические связи.


Инструменты новой когнитивной парадигмы

На основании перечисленного можно получить некоторое представление об инструментах НКП.

НКП как работа с собой и с целым. Психология, психотехнологии и психотехники для работы с психикой, сознанием. Понимание «Почему?», «Ради чего?» требует представления о целом и целостности. Важен онтологический «ликбез» и поддержка. Внимание к трансцендентному, тому, что больше нас и нас во многом определяет. Понимание картины мира, осознание важности её наличия. И это нельзя отрывать от «культурной специфики»: характерные культурные и когнитивные коды, свойственные народу, общности людей, социуму.

Работа с медициной как с целым, работающим с целым. Медицина умеет работать с организмами. Сейчас мы наблюдаем то, что может произойти, если «понизить планку» — подходить к организму с системным подходом. Медицина может работать с собой. Она может вернуть организменный подход, а потом перейти к сферному — и распространить его вовне себя. Для начала — хотя бы на социальную среду или сферу.

Длинные траектории и сплетения. Открытость и целостность необходимы для жизни организмов и более сложных сущностей. Открытость во времени — пример понимания того, что начало и конец — весьма условные понятия, мы можем не видеть настоящих исходных и конечных точек. Мир бесконечен и многообразен, и познать его во всей полноте сложно.

Но выбрать для работы можно более сложные усмотрения — как, например, нити дерева жизни, которые могут сплетаться и сложным образом взаимодействовать.

Об этом сложно думать — одновременное осознание своей конечности и включённости в длиннейший, развёрнутый во времени процесс напоминает нам о вызове своей конечности. Но это же и позволяет взглянуть на это иначе — как сложный процесс, и нашу включённость в него и локальную и глобальную. И положение «Я» на этой линии и движение по траектории из прошлого в будущее.

Смена базовой эмоции. Прогресс в социуме, в развитии человечества убрал большую часть рисков, определявших существование человека: голод, опасности окружающей среды, биологические угрозы. Нет страха смерти — от голода и непредсказуемых угроз. У нас уже нет страха голода, интерес становится более значимым, чем страх вообще. Мы создали искусственные среды, вторую природу, техносферу.

И с одной стороны — человек почти не изменился. Но сознание и мышление меняется, и мы это плохо рефлексируем. Понятие здоровья усложнилось, и это признак усложнения понятий и «человек» и «социальное». Боль и страдание — это признаки жизненности, но они активно устраняются и вытесняются на периферию восприятия и переживания.

Страдание как топливо. Боль вызывает страдание. Да — мы живые, и значит — страдание в нашей жизни неизбежно. Хотя бы — страдание от дисгармонии и несоответствия себя и мира или другого человека. Мир потребления обещает комфорт, вытесняет боль на периферию сознания и делает вид, что её нет. Однако — наша родовая травма, — это данность, и с этим нужно просто жить и работать. Сменить доминанту с негативной на — хотя бы — нейтральную. Принято считать, что травма — это искажение, которое необходимо исправить. Но лучше признать, что такое бывает и жить с этим дальше — с новым пониманием.

Мы не просто существуем, как тело, или физический организм. Мы и бытийствуем, строим планы, общаемся с окружением. Имеем представление о нашем предназначении. И баланс и равновесие нам необходимы.

Можно сказать, что позитивная и негативная окраска свойственна эмоциям, а чувства не окрашены столь личностно. И есть надежда, что как мы стараемся перейти от страха к интересу, также сможем в итоге перейти от интереса к любви. И чувства, как основания, сменят собой эмоции.

Интеллектуальные паттерны. Сложные примитивы мышления. Понимание того, что не только мир имеет свою структуру, но и человек не новое. Но парадоксальность этого разделения, как и парадоксальность сознания, позволяет говорить о новых «примитивах мышления», свойственных новой когнитивной парадигме.

В сферном подходе это: многоядерность, наличие оболочек, порождённых взаимодействием ядер, пограничные области взаимодействия разных структур.

В этом подходе человек содержит в себе несколько ядер. Например: существование, бытие, богообщение. Так же, как и физическое проявление человека: наблюдатель, деятель, участник, творец. Причём эти ядра принципиально не сводимы друг к другу и разделены. Это же можно отнести и к социальной, и к биологической природе человека. Тут и появляются не иерархии, а порядки взаимодействия.

Поле, в котором происходит общение и взаимодействие — общее, но переживаемое как внутреннее. И среда взаимодействия — общая, «между», но внешняя, а не внутренняя. Иначе, например, начинает выглядеть образование — как формирование понятийного поля через создание и использования образовательной среды.

Языковые аспекты. Сложность и «спутанность» картины мира требует множества участников. Взаимодействие между разными — мы помним про разрыв между «я» и «другой» — требует не просто среды, уже нужен язык. Важно это и в медицине, в общении врач — пациент. Тут проявляются вызовы к здоровью и жизни, взывание к помощи, стремление помогать и знание. Такая разница потенциалов обеспечивает мощный энергетический обмен и требует такого же «мощного» третьего между и над ними — то есть языка медицинского общения. Также и уточнение неоднозначных, но важных терминов — взывает к их переосмыслению. А значит, мышление и сознание требуют языковых инструментов для работы.


НКП и медицина

Как эти принципы можно применить к ситуации с медициной:

Двухъядерность — и более -ядерность. Бреши. Медицина имеет дело с человеком, как с живым, разумным. И значит, брешь — это важная часть оснований человека, как понимание противоречия жизнь-смерть, как понимание включённости человека в различные несводимые друг к другу сферы и организованности.

Важной частью являются среды, обеспечивающие перенос взаимодействия между разными ядрами через брешь. Можно рассматривать тело, как среду переноса, закрывающую брешь. Потоки — в теле, как в среде — обеспечивающие его жизненность.

Вложенность сфер, матрёшечность. Но не иерархии, а порядки. Каждый человек участвует в нескольких сферах: биосфера, социосфера, техносфера... И в каждой сфере — свои структуры: я и тело, семья и род, дом и поселение, христианин и прихожанин. Сложные сплетения узлов этих структур требуют новых инструментов. Например — метадоксов и метадоксирования, системных операторов.

Исцеление — от «целое» и единство. Исцеление, как предел лечения — это восстановление единства и целостности. Телесной — как существования физического, бытийствования — как участие в мире, и понимание и осознавание смысла — как связь с высшим и сложным.

Запасание времени. Мы понимаем, что наше личное время ограничено, а мыслить при этом мы можем практически любое другое. Это с одной стороны ставит нас перед выбором важно/неважно, а с другой стороны — успеть/не успеть. И врач может донести до пациента возможность выбора масштаба и управления им. Если я не успеваю — или просто не могу — я передаю больного другому врачу, по цепочке, продлевая траекторию, организовывая и приводя её в порядок.

Каждый уникален, у каждого есть свои уникальные дела и истории. Что-то мы можем успеть, что-то — нет. Гармонизация — это создание ситуации, кода мы определяем и делаем важное, выбирая это с полной ответственностью. Это и есть свобода воли — принятие решение в осознанности, так мы и участвуем в творении.

Работа с собой. И это не просто рефлексия, но и понимание основ, истории и путей. Поэтому необходима онтология, поэтому важно понимание своих культурных и когнитивных кодов, их обусловленности и их возможности. Это поможет и сохранить горение, как часть связи с высшим.

Удержать ощущение призванности в медицину и поделиться этим с другими. Если мы работаем с целым и высшим — оно нам помогает, аналогично восстановлению гомеостаза в системе или поддержанию жизни в организме.

Духовное и трансцендентное. Здесь явная дефициентность — существующая социальная структура заполняет и зашумляет все возможные каналы коммуникации.

Однако понимание возможности исцеления и связи с высшим и сложным помогает выстраиванию этих порядков между теми, у кого есть внутри ощущение горения. Понимание этого целого между нами и над нами, частью которого мы являемся, передаётся и помогает в лечении и исцелении.

Сложные сферные сущности восстанавливают свою целостную структуру: проявляется ослабленная вершина богообщения или трансцендентности.
Уже есть церкви, где проявленные группы христиан практикуют душепопечение больных и врачей.

Есть понимание милосердия и медицинского служения, есть медицинские группы, восстанавливающие целое в медицине. Есть наработки в игровых техниках, позволяющие работать с импринтами, которые привели в медицину. Сохранение внутреннего огня — важная составляющая технологии невыгорания врача.

Сложные примитивы и паттерны мышления. Работа с неустранимыми разрывами, с множественными вариантами истинности, с пониманием частичности себя требует и новых инструментов мышления. Сферный подход — как усмотрение и упорядочение, метадоксы — как инструменты работы с усмотрениями сложнее себя. Поле и среда — как упорядочения, помогающее работать с коммуникацией, общением и образованием.

Возможность оперирования разными паттернами и элементами мышления поможет менять уровень абстрагирования мышления и коммуникации, выводя при необходимости нужное в осознанную или нерефлексируемую, интуитивно-понятную, область. Вероятно, здесь можно строить технологию управления осознанностью и интуицией.

Смерть, умирание. Понимание сути лечения невозможно без обсуждения вопросов жизни и смерти. Врач может быть посредником, жрецом: где жизнь — там и смерть, как тень. Врач может запасти время пациенту, помогая взглянуть на всё это из другого масштаба.

Смерть — это итог, абсолютная ясность и законченность, полное схлопывание неопределённости волновой функции, предельная рефлексия. Чудо — не избегание смерти, а её преображение. Но вот избегание выбора, вытеснение — это и есть отказ от жизненности.

Пятиэлементные схемы человек медицина. Схематизации и пиктографирование, как графические способы оформления мышления также могут помочь в оформлении и усвоении сложных структур.

Тут приводится пример онтологической схематизации, как модифицированной индийской традиции «ньяя».

На рисунке — пример схематизации совместного расположения человека, медицины, социума:

Потапов к докладу.jpg


Реформация в медицине, что сделано

Прочитан курс по соционической практике в применении к коммуникативным практикам, лекции про медицинский язык и взаимодействие с пациентом. Предложены практики схематизации выстраивания общения. Что помогает формировать гармоничную коммуникацию, как основу эффективного исцеляющего союза врача и пациента в борьбе с болезнью. Предложены психологические и психотерапевтические подходы в организации совместности врача и пациента.

Рассмотрено исцеление, как предел лечения, и болезнь — как повод измениться. Обсуждена важность синхронности изменений себя, тела, мира, синхронизации в общении врача и пациента.

Прочитан цикл лекций по формированию картины мира врача и онтологических подходов. Проведён цикл игр преображения, базирующихся на архетипических основаниях.

Обсуждены духовные аспекты исцеления, божественного освещения медицины, медицины как служения, межконфессионального взаимодействия.

Выстраивается подход к комплексному лечению: вера — психотерапия — остеопатия, дополненные новыми фармацевтическими методами

Предложены психотехники и приёмы психической саморегуляции.

Предложен ассамбляж сильных практик: «Медицинский детектив», «Молодёжный клуб врачей», работы с наставничеством.

Предложены способы использования сборочного подхода в медицине и в практике врача — в лечении и коммуникации.

Рекомендации в соответствии с новой когнитивной парадигмой, вкратце:

  • Образование для ординаторов остеопатов через три позиции: сборка в диагностике, саморегуляция, языки.

  • Только через пациента врач может узнать себя и расти над собой. Сочетание духовного и телесного во враче, профессия как предназначение и духовный рост врача через профессию.

  • Новая когнитивная парадигма получает статус новой именно благодаря переносу акцента на самопознание человека.

  • Возможность переноса полученного опыта, методик и техник на другие направления.

  • Важность клуба мышления, как сопровождающей структуры.



ССЫЛКИ:

Клиника «Остмед» https://www.ost-med.ru

Социософт.ТВ. Семинар Лабораториум/РК39 под руководством Сергея Переслегина:

https://t.me/sociosoft

https://vk.com/sociosoft

https://youtube.com/@SOCIOSOFT-TV

https://rutube.ru/channel/23736010/about/


Автор записи
Дмитрий Потапов
По образованию инженер-физик, окончил ЛПИ им. М. И. Калинина. Участник фабрики мысли «Социософт» под руководством Сергея Переслегина. Сборщик.
  • Комментарии
  • Вконтакте
Комментарии отсутствуют
Отправить
Заказать звонок
Яндекс.Метрика
sensei no okiniiri! besthentai.org level drain hentai
inazuma artist hentaibee.net absolute kirino territory by hyoco road
سكس٥ adultpornsexxx.com نيكة حلوة
xxxmalayalam pornmovieswatch.org sex worker in ranchi
hentai mangaa hentaiact.com yuri on ice hentai
free adult manga tubehentai.org akuma ga boku o
نيك فلاحى yatarab.com كس مرفت
hdmoviesmp4 xshaker.net tamil sey video
rupali sood nude fucktubez.com porn18sex
indian wife sex stories kings-porno.com reem sheikh
hdporner.com threesomeporntrends.com xn com video
girls showing ass eroanal.info village group sex
افلام سكس الشيشان arabicaporn.com بنات سكس مصرى
hentai series manga fuckhentai.net hentai martial arts
para kay crush pinoyofw.net karneng baboy