Как достичь состояния истинного мира через практику асаны?
Как достичь состояния истинного мира через практику асаны?
Как достичь состояния истинного мира через практику асаны? В своём докладе Андрей Лобанов рассказывает, какие программы ума и личности мешают получить состояние мира и внутренней гармонии, и как распознать эти программы с помощью нестандартных подходов к выполнению асан.
А в конце даётся короткая практика, которая позволит вам применить эти подходы и поможет получить опыт наблюдения за умом и управления ментальными механизмами.
Асана — это форма, в которой происходит акт йоги — соединение с тем, что наполняет эту форму — с её информационным содержимым разного уровня.
Делая асану, большинство практиков соединяется с тем, что знает ум, и заполнение формы идёт от ума, его потребностей и желаний.
А чего хочет ум?
Ум, как правило, хочет самоутверждения, но этот поиск самоутверждения скрыт под разными красивыми обёртками, такими как достижение просветления, бога или состояния, которое было описано кем-то в древних текстах и стало эталоном для последователей.
Пережив эти эталонные состояния и продемонстрировав свои достижения другим, практикующие таким образом самоутверждаются. Они ожидают похвалы и награды за свои труды на йогическом поприще, получают от товарищей по цеху новые имена, звания и статусы, с сопутствующими почестями и привилегиями.
Всего этого хочет личность — получить награду за проделанные усилия и время, потраченное на диктуемые умом цели. А цель — самоутверждение, значимость и принадлежность к элитарному обществу.
К достижению этих целей и сводится практика асаны, если она управляется умом.
Но скрытые, неосознанные практикующим истинные цели ума рано или поздно проявляются. И когда это происходит, естественно, развёртывается конфликт на психологическом и истинно духовном уровне, так как желание ума достигать, соревноваться с другими и бороться за правильное, утверждённое как стандарт, пагубно для души и духа, и не несёт истинного мира.
А истинный мир состоит в сопричастности бесконечному, вневременному, не связанному с программами ума и личности, заражённой самоутверждением, достижением, соревнованием.
Эти программы приводят к борьбе и конфликтам и являются внутренней причиной войн между людьми. Войн за привилегии, статусы, разного рода ресурсы.
Состояние истинного мира — это состояние махакал-йоги.
Оно позволяет осознать действие мыслей, увидеть, что они несут меру времени и программируют реальность под себя, укладывая её в доступные для понимания ума стандарты.
Выполнение этих стандартов несёт плоды в виде самоутверждения, в принадлежности к чему-то статусному, высшему, элитарному, дающему привилегии, энергию в виде уважения и почитания ваших заслуг.
Но это не приводит к цели йоги — познанию действительности, истины, которая ведёт к освобождению.
Отбрасывание этих программ и отказ от игр ума открывает дорогу к состоянию вне времени, вне ума и пребыванию в глубочайшем покое и мире, и на фоне этого состояния совершаются естественные, правильные действия.
Это и есть состояние Mахакал-йоги — без идей о мире и о том, как его достичь. Это есть сама природа мира, так как в ней нет ума, неминуемо порождающего конфликт своими идеями, которые соответствующим образом оформляют и направляют ваши мысли и действия.
Знание этого позволяет увидеть, какова настоящая цель вашей практики, и направить её к истине.
Как перейти к практике асан, которая ведёт к истине, а не эгоистическим целям ума?
Во многом такая практика начинается с осознания базового состояния, в котором вы входите в практику, с различения присутствия ума с его программами.
Это важный навык — уметь чётко различать программы ума. В йоге он называется вивека.
Для этого нужно предварительно изучить содержание своего ума — его ограниченные эго-желания, в основе которых самоутверждение. Когда вы осознаете их наличие, вы сможете разорвать с ними связь.
Рассмотрим два способа, как это сделать, как перестать следовать программам действий, диктуемым умом.
Первый — прибегнуть к помощи другого человека, мастера, способного взять на себя роль вашего ума в практике асаны. Ваша задача при этом просто делать движения, которые вам предлагает мастер, и наблюдать, как тело принимает те или иные формы, не следуя указаниям вашего ума.
Так происходит двигательная медитация.
В ней важно различать, как ум вмешивается в вашу практику, проявляя привычные способы и алгоритмы действий, в основе которых программы достижения, сравнения, соревнования.
И ваша задача — останавливать эту деятельность ума, возвращая внимание в само действие, движение.
Эту практику медитативных движений мы сделаем в воскресенье, в заключительный день этой конференции.
Методика проведения этой практике описана в «Учебнике классической йоги и йоготерапии», также она входит в программу наших образовательных курсов и семинаров.
Второй способ — это следование спонтанному потоку проявленной сути, имеющей соединение с истиной, действительностью.
Сейчас мы попробуем сделать это и получить состояние вне времени, состояние Махакал-йоги.
Сядьте в удобную позу, переведите всё своё внимание на телесные ощущения, проявляемые асаной. Созерцайте весь объём ощущений в ней.
С помощью различающего внимания — вивеки — отслеживайте работу ума, какие программы запускаются во время практики: стремление к стандартному выполнению позы с достижением результата, сравнение, старание превзойти, поставить рекорд для себя и других. Эти программы развивают эго-тенденции — значимость, самоутверждение.
Осознав эту игру ума и связь с этими программами, которая поддерживается вашим вниманием-волей, разорвите эту связь, переводя внимание на состояние вне времени, бесконечности, в котором естественно пребывает ваша истинная природа — сутьевая основа вашего существа.
Это можно назвать состоянием здесь и сейчас, где мысли растворены и ум пребывает в тишине и покое, безмыслии, и останавливается время.
И это состояние можно использовать как базовое для практики и совершения других действий.