С чего начинается йога?

Вторая глава "Йога-сутр" Патанджали описывает начало, практику и предначало. Первая сутра этой главы - о самодисциплине, самопознании и самоотдача Ишваре, - составляют крийя-йогу, предварительную йогу, и входят во вторую ветвь классической йоги - нияму.

--

Человек увидел, что жизнь, которую он ведет, не приносит ему счастья, она запутана, непостоянна. Она многогранна, векторы ее направлены в разные стороны. Все зависит от определенного угла зрения. Можно на это посмотреть так, а можно так. Каждый дает свою интерпретацию одному и тому же событию. Есть зоны, из которых человек смотрит: для меня это очевидно, почему же другие этого не видят?! А почему видят другое? Возникает конфликт. Я вхожу в процесс борьбы, отстаивая свои убеждения. Они могут поменяться через какое-то время. Через пять лет я буду другие интересы отстаивать. То есть, все такое нестабильное…

С этого момента может начаться поиск, некое исследование жизни, которое на основе своего опыта он предпринимает, читая книги, философские, религиозные, психологические сочинения. Но эти исследования еще не является чем-то, что глубоко мотивирует человека на серьезную практику. Человека задает себе вопросы: как протекала моя жизнь? что я о ней думаю? Каковы последствия моих поступков? И пытается получить на них ответ. Идет изучение других людей, их поступков  – близких,  детей, жен, мужей - мы наблюдаем, как у них разворачивается процесс жизни и к чему приводит.

Как правило, в этом исследовании мы опираемся на органы чувств, которые не дают реальной картины мира, потому что отражают лишь часть реальности. Причем в этой реальности уже есть искажения: наш ум перерабатывает информацию, которую мы получаем от наших органов чувств, от наших глаз, ушей, от рук, от обоняния, и она уже искажена тем, что мы раньше получали определенный опыт. У каждого свой собственный опыт. Поэтому мы видим лишь часть реальности, преломлённую через этот опыт, которая формирует искаженную картину мира.

Если мы принимаем решение оставить такую жизнь и найти то, что составляет действительность существования, ту истину, которая сделает нас свободными. И как раз в этом нам помогает йога. Целью йоги является ни нирвана, ни какие-то там блаженства, а самая главное для человека – свобода. Освободиться от тех ограничений, в которых он пребывает – вот что ему нужно.

Но только с формирования вопроса начинается Путь. Пока вопроса нет, человек живет как трава. Пока не накопится понимание и наступит прозрение. Человек начинает понимать - как-то по-другому должна быть устроена моя собственная жизнь, окружающий мир. Это начало движения. Начало Пути.

Тогда начинает формироваться способность к различению. Когда это появляется, появляется и мотив искать метод, который позволил бы ему реализовать то сформированное внутреннее намерение, желание найти состояние свободы.

Так устроено человеческое сознание, что даже огромные достижения науки привязать к собственной жизни не получается. Мы знаем, что мы не на китах живем, не на черепахе… Мы живем в космосе. Вокруг огромная вселенная, звезды… Но мы обитаем в своей квартире, у своих телевизоров и ни у кого нет подозрения, что мы можем участвовать во вселенских процессах, что единая материя является такой, какая она на самом деле есть. Школьные знания о том, как устроен атом – нечто такое, что не стыкуется с нашей повседневной жизнью. Для нас это некое знание, которое находится в голове, и мы включаю его только тогда, когда мы работаем. Допустим, я - физик. Но я ушел с работы, и сознание схлопывается до каких-то бытовых желаний. Я перестаю быть человеком-вселенной, я же уже не на работе!

Вот вселенная состоит из атомов, кварков и т.д. – но сейчас кажется,  все это так далеко от меня. Хотя я живу в этом! Я из этого состою!

Все поступают таким образом. Иногда мы воодушевляемся идеей: «О, да, мир удивительный, я – человек-вселенная…» Но тут же вспоминаем  – я татарин, я русский, я христианин, я иудей, я принадлежу к такой-то партии… Так нам проще жить почему-то, хотя в этом много страданий, конфликтов, напряжения. Но почему-то никто это не воспринимает как некую неправду. Я уже не чувствую себя человеком-вселенной, нет такого.

И от этого понимания, от этой глупости лекарство только одно: различать и удерживать себя в понимании, что мы – не те маленькие существа, какими привыкли считать себя. Йога начинается с этого. Не с упражнений! Нужно, чтобы возникала мотивация, возникла воля.

Есть понятие "тапас" как некая самодисциплина, с которой начинается развитие воли. А почему я должен тренировать свою волю, быть  дисциплинированным, изучать  какие-то методы, чтобы обуздать разбегающееся сознание, которое хочет этого, хочет того? Почему я должен придерживаться определенных рамок? Не так что мне кто-то это сказал, и я должен поверить. Нет! Я сознательно к этому пришел, пытаюсь развить в себе определенные волевые качества человека, который будет отвечать за себя, за свои действия.

Вы прочитали в книге по йоге о нияме и пяти обетах, и даже их запомнили. Получили информацию, но не сделали её своим опытом. Тапас является практикой, прежде всего. Потому что без этой практики даже при наличии сформированного мотива ничего не получится.

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ», автор книги «Учебник классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
Комментарии отсутствуют
Отправить
Заказать звонок