Подавляющее большинство современных людей, увлекающихся йогической и иной практикой, которая считается духовной, игнорируют нравственный аспект сознания, являющийся основой духовной жизни. Без неё все выполняемые ими практики не имеют большого смысла. И тем более не могут называться духовными.
Представлю небольшой экскурс в буддийскую йогу, где указываются неблагоприятные факторы сознания, препятствующие духовному развитию.
Из книги ламы Анагарика Говинды «Психология раннего буддизма».
Нравственно-решающие факторы, выделяемые в буддизме
Неблагоприятные факторы сознания образуют пять групп. В трех из них присутствуют обуславливающие их три неблагоприятных коренных причины моха, лобха, доса (невежество, жажда, ненависть).
НЕВЕЖЕСТВО (МОХА) характеризуется и сопровождается бесстыдством (беззастенчивостью), не разборчивостью в средствах, наглостью и беспокойством. Эти четыре фактора присутствуют во всех классах неблагоприятного сознания.
Невежественный человек не знает стыда, так как не способен представить всю недостойность и подлость своих поступков. Он неразборчив в средствах, ибо не в состоянии осознать последствия своих действий.
Подсознательная неуверенность и неуравновешенность является следствием этого умственного состояния, которое ведёт к беспокойству и рассеянности внимания.
ЖАЖДА (ЛОБХА) препятствует беспристрастному суждению и ведет к ошибочным взглядам и самомнению, гордыне. Последнее тем опасно, что оно связано с определенным объемом знаний, которое на основе лобха, направлено к самовозвеличиванию индивида.
НЕНАВИСТЬ (ДОСА) сопровождается завистью, скупостью, эгоизмом, страхом и тревогой.
Четвертая группа связана с леностью и вялостью. Присутствует как негативная сторона в «волитивных» классах сознания.
Сомнения и скептицизм также относятся к неблагоприятным факторам сознания.