Преподавание йоги: мастерство учителя, готовность ученика и правила передачи знаний

Андрей Лобанов вспоминает свою первую встречу с Айенгаром в 1989 году и делится мыслями и вопросами, которые она вызвала: в чём заключается настоящее мастерство учителя? Какими должны быть взаимоотношения учителя и ученика, и почему их связь особенно важна? Какие ошибки совершают ученики во взаимоотношениях с учителями и как их избежать?

На Первой всесоюзной научно-практической конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека» в Москве осенью 1989 года, было много событий, вызвавших мое изумление и заставивших задуматься о некоторых важных аспектах практики йоги.

Одно из таких событий — встреча с мастером Б.К.С. Айенгаром, известным в СССР по самиздатовским книгам, на которых выросли многие советские йоги.

Встреча происходила в Москве, в клубе МГУ. Зал был забит. Айенгар демонстрировал на одном из своих индийских учеников сутру Патанджали об устойчивости позы. Молодой человек, обнаженный по пояс, самостоятельно выполнил позу плуга. Айенгар подошёл к нему и на глазах изумленной публики очень сильно ударил его ногой по ребрам. После чего ученик, естественно, упал. Своим действием мастер хотел показать, что эта поза была неустойчива из-за неправильного вхождения в неё. 

Затем принялся сам ставить ученика в эту позу. Последовал ещё один удар, под которым ученик устоял. Затем, горделиво подбоченясь, Айенгар объяснил, как важно правильно входить в позу для её устойчивости, чем он сам владеет в совершенстве. После столь оригинальной демонстрации, у наблюдавших возник лёгкий шок и недоумение — а как же заповеди непричинения вреда, яма, нияма?

aiengar.jpg

Вечером мы обсуждали эту тему в присутствии Виктора ван Кутена, преподавателя йоги из Голландии. Он рассказал о своём опыте обучения у Айенгара: на одном из его занятий он получил серьёзную травму, после которой решил закончить обучение подобному стилю йоги. И добавил, что йога Айенгара хорошо прижилась в Индии как система физической подготовки служащих в армии и полиции.

Чуть позже я был свидетелем ещё одного эпизода: идут несколько мастер-классов на большом крытом спортивном поле. Я вышел чуть раньше и поднялся на трибуну, где и встретил Айенгара со свитой. Он сверху осматривал группы занимающихся и, остановив взгляд на группе Виктора, через переводчика передал организаторам, что на его мастер-классы эти люди попасть не должны.

Эти факты стали еще одним поводом всерьёз задуматься о методах обучения, об ответственности учителя. В передаче мастерства важным является не только что делать, чему учить, но и как это делать, в каком состоянии и настроении.

Мастерство техническое и душевное

Например, два мастера-гончара обучают своих учеников. Один в момент изготовления своего шедевра раздражён, зол, раздаёт подзатыльники подвернувшимся под руку подмастерьям, и атмосфера, в которой рождается горшок — это раздражение, нервная напряженность, агрессивность. И за изысканными формами готового горшка чувствуется эта энергия. На него можно любоваться издали, но в руки брать не хочется.

А другой мастер творит в атмосфере радости, здесь шутки-прибаутки, улыбки, доброта, весёлое творчество, и горшок лучится этой энергией, его хочется в руках подержать.

И ученики, обучаясь у мастеров, впитывают не только то, как сделать нужную и красивую вещь, но и как её делать, что не менее важно, какой заряд будут нести их творения.

Как правило, в процессе обучения ученики полностью перенимают не только технику, но и внутреннее состояние учителя.
Мастерство есть техническое, а есть душевное, духовное, и научить душевности, обучая технике, — это отличие настоящего мастера.
Очень важно, какое состояние будет нести ученик по жизни, выйдя из стен мастерской.

О взаимосвязи ученика и учителя

Ещё одна тенденция процесса обучения в современном йога-пространстве: обучившись у малоизвестных, «нераскрученных» учителей, где прошло реальное становление, ученик выходит в мир и начинает поиск именитых мастеров, чьим учеником быть престижно.

Ему хочется, чтобы учил его тот, у кого толпы последователей. Но обучение в толпе очень сомнительно. Можно научиться копировать движения и манеры, повторять фразы, и, как правило, в таком «звёздном» свете забывают тех реальных учителей, которые вложили часть своей души, времени, энергии, а то и идёт откровенная хула.

По ведическим законам, есть три серьезных греха, порождающих дурную карму — хула на родителя, учителя и бога.

Человек, рождаясь, начинает учиться и как губка впитывает информацию из окружающего мира, посредством прямого восприятия (эмпатии) тех, кто находится рядом. Прежде всего, это родители, особенно мать. Вбирание чувств и мыслей матери начинается с внутриутробного созревания, поэтому в этот период так важно состояние гармонии и любви между родителями. Этот «запас» сохраняется на всю жизнь.

Роль учителей в дальнейшей жизни играют друзья, приятели и недруги в детских коллективах — в детских садах, школах. В этот период для формирования личности очень важна правильная компания, в которой живет ребёнок, и то, какие ценности взаимоотношений здесь будут заложены. В этом возрасте информация впитывается бессознательно, так как ещё не сформирован ценностный защитный фильтр.

Социальным и профессиональным навыками нас обучают школьные и вузовские преподаватели. Правила поведения, обязательства перед близкими, обществом и миром живой природы мы получаем от носителей культурных и религиозных традиций, в которых мы живём.

И только с появлением наставника, который показывает и открывает путь к нашей истинной природе, устраняя неведение и ограничения нашего эго (низшей природы), можно говорить о встрече личного духовного учителя.

Готовность воспринимать эти знания определяется зрелостью души, которая должна быть максимально полной. Иначе на этом пути могут возникнуть серьёзные проблемы. Итогом достижения мастерства является обретение внутреннего учителя — пробужденной интуиции и мудрости.

В современной российской практике понимание взаимоотношений учителя и ученика заимствуется из индийских и иных восточных традиций. В результате происходит подражание внешним ритуалам и подмена, искажение основной сути этой традиции, связанной с институтом гуру.

Отношения между учителем и учеником — это глубинная связь, она на порядок выше, чем обычная психоэмоциональная связь между близкими людьми.

Эта связь формирует открытый информационный канал не только между двумя людьми, но и с той информацией, проводником которой является учитель.
И роль учителя заключается в том, чтобы умело использовать эту связь для более полного раскрытия потенциала ученика, искусно применяя нужные методы для его трансформации. Институт гуру — это особое сообщество людей вне социума, целью которых является служение истине и помощь людям, готовым к её обретению.


Учи тому, что умеешь сам

Учить можно тому, что умеешь и знаешь сам, что пережил на своём опыте. Не следует покушаться на те области знаний, которые пока недоступны.
Инструкторам йоги надо трезво оценивать свои возможности, не входить в искушение проповедовать то, что не стало собственным опытом и не льётся в мир естественно, от переполнения энергией, не подменять опыт прочитанной информацией.

Иначе это создаёт в несозревшей душе инструктора чувство отдельности и возвышения над другими, а это укрепляет эго.

В системе «Йога ЛАМ», чтобы не попадать в эту ловушку собственной значимости, утром рекомендуется выполнять практику приветствия. Во время этой практики упоминаются все учителя, которые вольно или невольно делились с нами той информацией, которую они, в свою очередь, получили от кого-то ещё.

Подобная практика помогает видеть своё сознание как информационные потоки, которые как струи проходят от множества людей-носителей. И воспринимать себя как нечто особенное и отдельное в этом случае становится неестественным. Отсюда вытекает ответственность человека — носителя сознания, который призван правильно распорядиться доверенным ему сознанием — информацией, в соответствии со своими возможностями.

В современной западной культуре развивается тенденция, противоположная восточной традиции, построенной на передаче знания, информации через связь между людьми. Усилия западной культуры направлены на разрыв этой связи и подмену её техническими приспособлениями. Информация и связь у современного человека осуществляется через бездушный интернет, телевизор и другие средства коммуникации.

А восприятие информации должно включать, помимо содержательной части, эмоционально-чувственную составляющую, побуждающую человека следовать этому знанию и воплощению его в своей жизни.

Статья опубликована в журнале «НОЙ: новое о йоге» (№ 2)

Читайте также:



Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ», автор книги «Учебник классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
Комментарии отсутствуют
Отправить
Заказать звонок
Яндекс.Метрика