Пять обетов ниямы

В предыдущей статье я рассматривал практику ямы. Сегодня поговорим об обетах ниямы. Это пять обретений: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя и ишварапранидхана. Если, практикуя яму, мы стремимся прекратить формирование отрицательных взаимосвязей, то в этом случае мы работаем над обретением неких способностей и качеств, которые станут фундаментом для дальнейшего развития.

Шауча

Первый обет – шауча – переводится с санскрита как "чистота". Чтобы пребывать в состоянии чистоты, необходимо прилагать усилия.

Есть физическая чистота, которую мы должны поддерживать регулярно. Для этого мы умываемся, чистим зубы, принимаем душ. Практикующие йогу очищают внешние и внутренние органы с помощью специальных методик - шаткарм.

В понятие чистоты входит и чистота психическая, или умственная. Посетив баню и полностью очистившись, Вы не полезете в грязную лужу. Но если Вы грязный, то подумаете: "Ну и ладно, испачкаюсь в этой луже, а потом помоюсь. Или не помоюсь". То же самое и с умом. Когда Вы достигли состояния умственной чистоты, когда Вы приложили усилия, чтобы очиститься, Вам уже не захочется снова попасть в грязь.

Поэтому Вы автоматически будете сдерживать себя от общения с теми людьми или атмосферами, где можно потерять свою чистоту. Особенно это необходимо на начальных этапах, когда психика ещё не готова быть независимой от всех обстоятельств. Поэтому важно удерживать обретённую чистоту, держаться подальше от отрицательных, негативных вещей, мест, где ругаются, ссорятся или проявляют агрессию, зависть и другие подобные качества. Таково понятие чистоты.

Сантоша

Далее идёт сантоша, что в переводе с санскрита означает "удовлетворённость". Это тоже одно из очень важных качеств. Можно назвать его принципом позитивной психотерапии. Сейчас очень модно быть позитивным. Корни этого тренда тоже уходят в йогу.

Сантоша – это удовлетворённость тем, что у вас есть в настоящий момент. Если идёт дождь, не думать "лучше бы его не было". Он идёт, что же тут поделаешь. Мы же не сможем его остановить и осушить всю улицу. Значит, нужно принять факт его существования. Есть явно отрицательные ситуации в нашей жизни, которые мы не можем переломить. Их нужно просто понять и принять. Если же мы реагируем негативно, то погружаемся в них всё глубже и глубже. Но мы можем посмотреть и позитивно: "Да, эта ситуация сложна. Но, вероятно, это какой-то урок для меня. Если я не сломаюсь, то стану гораздо более сильным!" и т.п. Позитивный взгляд на ситуацию вытаскивает нас из негатива. Когда же мы в депрессии, мы занимаем позицию: "Всё плохо, и лучше уже не будет".

Ребёнок рождается в состоянии естественной радости. Она заложена в самой природе. Эту радость мы просто в себе имеем. Но в процессе социального воспитания это качество теряется, забиваясь разными обстоятельствами. Взрослые люди, глядя на улыбающихся детей, говорят: "Ну что ты улыбаешься? Я-то не улыбаюсь, а ты что улыбаешься?" Словно они только и ждут, чтобы ребёнок наконец-то заплакал. Это стремление подавить то, что сами потеряли. Как правило, взрослые добиваются в этом успеха, и наши дети становятся такими же безрадостными, как и мы.

Но с помощью сознательных усилий мы можем вернуть себе состояние радости. Это счастье, которое люди разными путями пытаются получить, заложено в нас изначально. Поэтому, как говорил, Иисус, "Стань как дитя и обретёшь Царствие Небесное".

Тапас, свадхьяя и ишварапранидхана

Далее идут тапас, свадхьяя и ишварапранидхана. Они составляют триаду крийя-йоги. Вчера мы говорили про Шибенду Лахири и его крийя-йогу. На самом деле, конечно же, крийя-йогу придумал не он, об этой практике говорится в "Йога-сутрах" Патанджали. Иногда она ставится в начало практики йоги.

Тапас – это некое волевое усилие, необходимое для обретения силы, энергии. Безвольный человек, не имеющий энергии, не способен к практике. Поэтому тапас необходим с самого начала. Это некий огонь духа, огонь воли. Тапас – это сознательная работа для обретения этих качеств.

Иногда человеку, у которого нет силы воли, рекомендуется выразить решимость. Например: "Каждое утро я буду рано вставать и во что бы то ни стало обливаться водой, и никакие обстоятельства меня не остановят", или: "Изо дня в день я буду продолжать делать то или иное упражнение".

Есть интересный и очень жизненный даосский анекдот на эту тему. Один деревенский мужик, крестьянин пришёл к мудрецу и сказал: "Я глуп и неграмотен, не смыслю ничего в ваших премудростях. Дайте мне какую-нибудь простую практику, чтобы я реализовал свои возможности и просветлел". Мудрец внимательно посмотрел на него и сказал: "Каждое утро ты должен съедать три чёрных редьки". Крестьянин вернулся домой и стал каждое утро выполнять наказ мудреца. Он продолжал это непрестанно, в течение многих лет. И вот однажды, когда он возвращался с базара с вырученными деньгами за свой урожай, на него напали бандиты. Приставив нож к его горлу, бандиты начали требовать деньги. Крестьянин взмолился о помощи. И тут три незнакомца в чёрных масках выскочили на дорогу, порубали злоумышленников и стали удаляться. Крестьянин прокричал им вслед: "Постойте, кто же вы такие?" "Мы – чёрные редьки", – услышал он в ответ. (Смех в зале)

Тапас – это упражнения по развитию воли. Тапас можно назвать огнём. Это некая суровость, некая аскеза. Через аскезу мы развиваем волевые качества, способность проявлять усилия.

А на что направлять эти усилия? Тут приходит черёд следующей ступени, называемой свадхьяя - самопознание. То есть это изучение, исследование различных аспектов своего "я". Какого "я"? Истинного "я", Ишвары, то есть того, что является главной точкой, из которой исходит всё. Ишварапранидхана – это исследование своей высшей природы, своего высшего "я".

В психологии тоже рассматривается понятие "я". И под этим "я" имеется в виду личность и набор определённых программ, которые личность развивает в себе. Эти программы у всех людей разные, и, соответственно, у всех разные цели.

Кришнамурти давал одно очень ёмкое определение "я". Он говорил, что наше обычное "я", личность, – это  связка воспоминаний.

Итак, под "я" можно понимать содержимое нашего ограниченного сознания со всеми его стремлениями и желаниями. Но в нас есть и то, что в религиях, например, определяется как божественное "я", душа, или дух. И вот крийя-йога (а "крийя" переводится как "действие") – это действия, направленные на познание высшего "я". Через развитие воли, через самопознание мы идём к постижению этого высшего "я".

В некоторых духовных школах крийя-йогу выделили в самостоятельное направление. Но в действительности это только начало йоги, которая описана у Патанджали, там она не рассматривается как отдельная ветвь. Это самая низшая, самая первая йога. Затем идёт йога-чарья. А после – переход к высшим йогам: ати-йога, ану-йога и т.д.

В буддизме к высшим йогам относятся такие, как махамудра.

И начальные, подготовительные направления нужны для того, чтобы в конечном итоге достичь цели – реализации высшего сознания, которое в нас присутствует. Есть прямые пути к этой цели, а есть и окольные. Зрелая душа, многое испытавшая в прошлом, приходит в этот мир с пониманием того, что она уже проходила, быстро восстанавливается до уровня, на котором она остановилась, и продолжает свою практику.

Поэтому для разных людей есть разные уровни и практики. Некоторые долго задерживаются на уровне хатха-йоги, а другие занимаются более сложными йогами. Кому-то нужна только крийя-йога как начальное очищение, кому-то нужна карма-йога, а кому-то нужны основы религиозной йоги преданности, служения (бхакти-йога).

Всё это – некие наработки, которые нужно сформировать в сознании и которые будут стартом для более сложных упражнений. Но зачастую люди считают, что достойны лучшего, поэтому не хотят начинать с основ, а хотят сразу практиковать высшую йогу.

Именно яма и нияма являются основами, из которых вырастают другие направления. И есть множество разных направлений (не только крийя-йога), которые отпочковались от прямого пути и развились в самостоятельные йогические школы. Для кого-то эти пути тоже нужны, чтобы сформировать и накопить новые знания, новые качества и мотивацию.

Кто-то на всю жизнь застревает на одном уровне, а кому-то дана возможность быстро пройти через него, осознать и перейти на следующий виток, затем на следующий и т.д.

Все люди разные, поэтому есть множество путей для разных уровней. Потребности, стремления, возможность осознать даже элементарные вещи у всех разные. Внутренняя склонность человека ведёт его по какому-то пути.

Но это не значит, что нужно отрицать всё остальное. Потому что завтра вы сможете это тоже осознать. Важно понимание многогранности истины, которая сверкает в разных духовных науках. Мы попадаем на ту грань, которая более актуальна для нас. Но это не значит, что она лучшая, просто для вас в данный момент она более понятна и оптимальна. Так что если человек говорит, что кто-то правильный, а кто-то неправильный, это значит, что он сам не очень хорошо разбирается в реальности.

Иногда мне хотелось бы, чтобы другим было интересно то, чем я занимаюсь, но объективно я вижу, что не все могут это потянуть. Чтобы им это понять, нужно через многое пройти в жизни. А они могут этого и не хотеть. Потому что даже чтобы захотеть, нужно множество условий.

Вопрос из зала: Потому что это слишком высоко?

Андрей Лобанов: Нет, дело не в этом. Просто нужно пройти и заполнить некие пустые уровни. И они заполняются по мере прохождения жизненных этапов. Но чтобы их пройти, нужно реально много энергии. Почему начинают с хатха-йоги? Потому что эта йога многообъемлющая, она включает в себя и крийя-йогу. Занимаясь хатха-йогой, вы накапливаете тапас. Есть много направлений, где говорится, что практика хатха-йоги не нужна, достаточно просто медитировать или читать книги. Но это самообман. И получается – большая голова и тоненькие ножки, которые не держат такую голову и падают. Поэтому важна поддержка в виде хатха-йоги. Нужна воля, тапас, которые развиваются и накапливаются посредством регулярной практики.

При этом также происходит духовное очищение. "Сутры" Патанджали как таковые не являются религиозными. Там не говорится о религиозных ритуалах, а рассказывается о нашей истинной природе, которую мы содержим в самих себе, и задача йоги – открыть её.

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ», автор книги «Учебник классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Большое желание 10.02.2013 12:43:05
Ищу гуру-мастера
  • tama 18.02.2013 09:13:17
ищите и обрящете

ставьте намерение на хорошего, подходящего вам учителя и вы его найдете
Отправить
Заказать звонок