Путь без дорог

Многие секты, религии и духовные школы призывают человека поверить в их путь, встать в их ряды. Все шаги на пути расписаны, все заслуги заранее оценены по своей значимости. Оплата за следования заповедям и правилам – благодать, рай, счастье, которое обязательно снизойдет на последователя в будущем. Личность охотно принимает такое состояние - там всё понятно до мелочей, комфортно. Система продвижения гарантирована. Воспитывается привычка потреблять, привычка идти стадом.

Но рост человеческого духа - это путь без дорог. Система следования за гуру создаёт иллюзию бездумного комфорта. Человек снимает с себя ответственность, перекладывая её на плечи учителя. И только постепенное отучение, а иногда и просто отлучение от гуру может заставить включиться процесс собственного поиска.

Собственный Дух требует собственного прохождения. Затянувшийся процесс "хождения на поводке" приводит к инфантильности и фанатизму, подмене духовности "духовкой".

Получив начальную информацию, определённые навыки, человек должен суметь использовать их самостоятельно для продвижения по собственному пути осознания своего сущностного "Я".

В этот момент группа нужна для подтягивания друг друга, совместного разрешения каких-то вопросов. При этом усиливается процесс индивидуального развития. Работать с Духом надо учиться, постоянно отслеживая мотивацию этой работы (впрочем, как и любой другой работы). Например, мотивация напряжения - это когда кто-то человека толкает – "Я выполняю эту работу потому, что обстоятельства заставляют меня работать, но я не вижу интереса в работе". Отследив мотив своих действий, можно сознательно его изменить, развивая в себе нужные качества. Работа превращается в процесс познания себя в различных ситуациях, результат деятельности отодвигается на второй план, снимая конфликтность восприятия процесса делания.

Работа ради работы, без ожидания вознаграждения или результата превращается в осознание жизни "здесь и сейчас". Объект и субъект - движение вместе. Нет действия ради мотива, нет ожидания платы за работу. Работа начинает приносить радость.

Мотив порождает конфликт, если не приносит ожидаемой оплаты. Мотив развивает эго, а не сущность.

Мысли о результате, о вознаграждении нарушают равновесие, внутри растёт недовольство, корысть, сожаление. Понятие "работа над собой" может непроизвольно включать механизмы ожидания результата, внутренне неосознанные механизмы мотиваций. Но это ведёт к потере энергии.

Работа без мотивации даёт возможность для развития сущности, развивает осознанность в восприятии мира. Мы перестаём тратить энергию на поддержание состояния мотивации. Освобождённая энергия даёт радость и свободу. Свобода от мотивации даёт процессу возможность развиваться наиболее гармоничным образом. Слияние с процессом в момент делания даёт возможность получить энергию, т.к. нет разделения. Объект и субъект становятся единым процессом. Исчезает необходимость создавать себе удовольствие, получение которого тоже может являться мотивом. Радость, удовольствие рождаются сами, изнутри от ощущения своей гармонии с миром.

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ», автор книги «Учебник классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Денис 12.12.2011 11:21:41
неужели, даже на начальном этапе, мотивация может помешать?
  • Андрей Лобанов 14.12.2011 07:57:29
Начальный этап духовного развития подразумевает под собой то, что человек уже попробовал и осознал действие мотивации и увидел все ее проявления. Это и становится началом трансформации. А до этого человек просто живет по эго-программам.
  • Юлия 19.01.2012 03:15:19
Мне всегда было интересно,что или кто вел меня йоге, по пути познания себя и сейчас ведет, что свернуть нет уже возможности. (Мало просто работать, есть и одеваться). Путь трудный, иногда страдания, непонимание, какие-то разочарования, и радость и чувство счастья. Но что-то ведет, испытывает. Учитель нужен, но чутье свое личное важнее. Учитель помогает эту кашу, которая во мне как бы собрать, отсортировать. Я заметила одну вещь, когда меня волнует какая-то проблема, прихожу на занятие по йоге и там начинается она обсуждаться, хотя я не успела ни с кем с ней поделиться. Жизнь интересная штука, полна загадок. Уж извините, что не совсем по теме.
  • Ирина 23.01.2012 14:14:53
Здравствуйте Андрей. У меня трое детей: девочки 12лет и 11лет, мальчик 8мес. и еще я веду занятия по йоге с 12-летними детьм. Возраст у них переходный, они еще дети, но им хочеться быть уже взрослыми. Наблюдая за детьми, работая в школе, я поняла, что мотивация, как элемент воспитания современных детей, не работает или несет не благоприятные последствия вклчая мехнизм ЭГО, (оценки в школе - это тоже мотивация).  На моих занятиях мы общаемся на равных, делимся своими ощущениями и впечатлениями, я им много о чем  рассказываю , и в них начинает пробуждаться чувство ИНТЕРЕСА, через которое они уже сами хотят познавать мир, без привязке к старым стериотипам, пусть хоть и через метод проб и ошибок, но уже через свой личный опыт. Я же как сторонний наблюдатель, через сказки, притчи стараюсь донести до них, такие чувства как любовь, сострадание и вера в Божественность. Благодарю, чудесная статья.
  • Андрей Лобанов 25.01.2012 10:48:04
Ирина, спасибо за комментарий. Вы абсолютно правильно взаимодействуете с детьми. Без авторитарной педагогической основы. Это создает дружескую творческую среду, в которой возможно глубокое познание процессов, явлений, объектов исследования. Мне очень близки подходы, которые использовал в педагогике Джидду Кришнамурти, позволяющие воспитать человека, необусловленного и немотивированного иллюзорными социальными ценностями.
  • Оксана 27.09.2012 13:01:46
А каким образом этот человек, воспитанный "необусловленным и немотивированным иллюзорными социальными ценностями" будет в дальнейшем жить в нашем мотивированном иллюзорными социальными ценностями обществе.Важно, что бы человек был гармоничным - не отрицающим материальной стороны жизни и развивающимся духовно.Жизнь состоит из решения задач разных уровней.В первую очередь надо обеспечить материальную составляющую жизни себе и своей семье,а потом развиваться духовно. Можно эти процессы вести параллельно,если позволяют способности разума, души и тела.Что бы материальная сторона не поглащала духовную,надо научить детей(на личном примере)жить руководствуясь своими потребностями без оглядки на других.Мир вещей безграничен и в гонке за все более новыми и дорогими можно потратить всю жизнь и не быть при этом счастливым.А если уйти в духовное развитие,отрицая материальное,то это обрекает на физические страдания как самого человека так и его семью.Не надо отрицать деньги как вознаграждение за труд. Жить для достижения равновесия духовного и материального - вот какова мотивация работы, как по самосовершенствованию, так и для обеспечения своих материальных потребностей.Совершение поступков без мотиваций, а по велению души и сердца,работа ради работы(самого процесса)а не конечной цели(вознаграждения) - все это красиво смотриться только на бумаге.Читаешь и восторгаешься правильным подходом к жизни автора статьи.А потом возвращаешся к реальной своей жизни, где трое детей, родители, родственники, собаки - и все они хотят есть,одеваться по сезону,ездить отдыхать,ездить на машине и жить в уютном теплом доме,да еще каждый в своей комнате.
  • Андрей Лобанов 27.09.2012 15:09:29
Двойственность есть причина страдания. И когда мы разделяем что-то, прежде всего, нашу жизнь, говоря – духовное и материальное, курица-яйцо, что важнее и первичнее, мы попадаем в состояние двойственности. Если Вы прочитали внимательно эту запись, то речь идет прежде всего о возможности существования с устранением этой двойственности через работу с мотивацией. Если есть идея разделения на духовное и материальное, и что вначале надо удовлетворить материальные потребности, обеспечить всех и вся, то это ловушка иллюзорного мира, мира идей, мира двойственности. Когда у нас появляется правильное внутреннее воззрение на жизнь, без разделения, конфликт исчезает, и Вы выполняете все те же социальные функции, но они не приносят вам страдания. Вы сами  пишете о том, что погоня за материальными ценностями бесконечна. Тоже самое - удовлетворение чьих-то потребностей. А срок жизни ограничен, и силы, данные нам в этой жизни, и можно не успеть реализовать каких-либо так называемых «духовных» достижений.

Все наши проблемы находятся в нашей голове, в нашем отношении к жизни и к себе. Порядок нужно наводить в этом пространстве, а не пытаться придумать себе «отмазку» для того, чтобы не совершенствовать свою жизнь.
Отправить
Заказать звонок