Паук желанья паутину ткет,
И человек трепещет в ней как муха.
Привычных образов и мыслей круговерть
Вплетает жизнь в паучий переплет.
Жужжит оса и вырваться не может.
Желанье-морок
Судьбы сплело узор тугой.
Паук и жертва нитью связаны одной.
Современное человечество пошло по пути разрушения. Мы потребляем больше, чем можем съесть, выпить, использовать, не понимая, что мир – не бесконечен, что планета является конечным ресурсом. Нам кажется, что мы – пупы земли, все только для нас существует – и мир, и природа, и животные. Мы здесь хозяева.
Именно такое детское глупое представление о мироустройстве формирует нашу жизнь, привычные взаимоотношения человека с самим собой, с окружающими людьми. Отсюда и стремление потреблять все больше и больше, цели, которые мы ставим и достигаем во что бы то ни стало, любыми средствами.
И вот появляется цивилизация, которая пожирает все вокруг себя, не понимая, не осознавая, что происходит. Она не способна понять, что маленькая личная выгода, полученная сейчас, обернется большой катастрофой не в отдаленном будущем, а совсем уже близком: кушать нечего будет, пить нечего будет, и дышать-то нечем будет, но - сейчас я хочу!
Мы тратим силы на попытки получить иллюзорные привилегии, удовольствия, не обращая внимания на то, какие средства потрачены, чтобы получить это все.
И самое главное – это не ведет к счастью. Мы даже не способны видеть, что они несчастливы в этих стремлениях, и несчастливы даже после достижения цели. И состояние несчастья в обществе легко оправдывается: "Не повезло сейчас, завтра повезет, надо вот этим заняться, то сделать…"
Такая неспособность правильно воспринимать жизнь является одной из причин страданий.
В классической йоге Патанджали причины страданий объясняет теория клеш. В ней выделяются 5 факторов, которые приводят к страданиям: незнание действительности, или невежество, эгоизм, приязь и неприязь к объектам и явлениям, привязанность к материальным аспектам жизни (подробно эти факторы рассматриваются в книге И.К. Таймни "Наука йоги. "Йога-сутры" Патанджали", часть 2, сутра 3, стр. 117). И все эти 5 причин завязаны на первой – незнании действительности.
Незнание истинной реальности - это покров, который закрывает видение большинства людей. Понимание действительности исчезает. Человек принимает правду за неправду, неправду за правду, настоящее за ненастоящее. Все перевернуто. И мы не имеем правильного понятия ни о себе, ни об окружающем мире. Самое главное, мы не понимаем, почему все происходит именно так.
В йоге, индуизме есть понятие покрова, майи. Вот наша обыденная реальность и есть покров. Этим покровом человек закрывает свое сознание, не пытаясь заглянуть за пределы. Так удобно.
В самом мире майи есть люди, которые научились пользоваться этим – живя в этом же состоянии, они еще и пользуются способами манипулирования и обмана. То есть все живет в неправильном, лживом образе, который несет страх, страдание. Даже если я сегодня получаю удовольствие, завтра это удовольствие неизменно обернется страданием, и я обязательно увижу оборотную сторону медали. Потому что цели, которые мы преследуем в нашей жизни ложные, ненастоящие.
Целью йоги является освобождение от этих пут, от покровов, для того, чтобы человек пришел к пониманию того, что ему истинно надо. Для этого должна быть накоплена собственная житейская мудрость – когда ты уже не школьник, который получил знания, и кажется, мир перед ним сейчас расстелится, все будут рукоплескать ему. Получаешь свой первый пинок. Второй. Третий. Начинаешь задумываться, впадаешь в депрессию… И либо становишься как все, либо начинаешь бунтовать.
Тут важен момент осмысленности, признания опыта, который приводит человека к пониманию того, что эта жизнь его не удовлетворяет. Он пытается разобраться, есть ли другая форма жизни, в которой он может быть счастлив без всяких оговорок. Каким должно быть поведение, какая должна быть эмоциональная подушечка безопасности внутри меня, которая позволяет существовать в таком пространстве.
Это реальный поиск, это - йога. Это не желание похудеть, чтобы фигура была стройная, это не поиск приемов, чтобы стать более успешным. Такая мизерная мотивация, как правило, не дает сколь-нибудь долгого эффекта.
От чего зависит увлеченность человека? От какого-то желания, возникшего интереса, а желание есть проявление личной внутренней воли, которая толкает этого человека на реализацию своего желания. Если желание мелкое – получить удовольствие или простое любопытство – оно быстро иссякает. Попробовал – поскакал дальше.
Мотив очень важен. Мотив формирует базу, фундамент для старта. Чем прочнее внутренний фундамент, тем и старт будет правильнее, и цель будет ближе. Если энергии хватает, чтобы преодолевать препятствия на этом пути, а они всегда возникают, то это очень важный момент движения.
В классической йоге Патанджали большая роль отводится формированию и поддержанию мотивации для практики йоги. Мотивация позволяет собрать волю для прохождения 8 ступеней практики йоги, описанных в "Сутрах" Патанджали.
Мастер йоги с 45-летним стажем, врач, основатель первой официальной школы йоги (1983), автор системы «Йога ЛАМ» — йоги современного мира, ректор «Академии традиционных систем оздоровления и развития человека», автор «Учебника классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».
Как пленкой – зародыш, так ненасытимым
Желанием все мирозданье одето:
Желание – недруг познанья и света.
Враг мудрости – мудрость ввергает в пыланье
То алчное пламя в обличье желанья!
В рассудке и в чувствах оно пребывает,
Людей, ненасытное, с толку сбивает»
(Махабхарата) http://slavyoga.ru/661.html
Благодарю за хороший пост.