В этой статье я хотел бы проанализировать существующее положение дел в пространстве йоги в мире и поделиться своими наблюдениями и мыслями о том, как развивается йога в данный момент в разных культурах.
Индия
Начнем с Индии. Считается, что именно отсюда йога начала свое триумфальное шествие по всему миру. Индия – страна со своими особенностями, с консерватизмом, расслоением по статусам (касты), образованию, уровню жизни. Она сумела сохранить многие откровения древних мудрецов, а также породила множество школ и направлений, предлагавших практику достижение разных целей и задач: удачливая, счастливая и богатая жизнь за счет развития магических сил; достижение бессмертия через различные упражнения, диеты, очищения; достижение более высокого статуса - непобедимого воина или божества через аскетическую практику йоги; освобождение от мира страданий, вызывавшее особенно широкий интерес в древней и средневековой Индии.
В современной Индии преобладает религиозное, традиционное понимание йоги, построенное на ведической философии, с ритуалами, поклонением божествам, преданностью гуру. Эта йога разделена на ордена, со своими иерархическими лестницами и иерархами, между которыми идёт скрытое, а иногда и явное противостояние.
Также в Индии есть и другая йога, в которую проникла западная культура с ее идеалами успешности и коммерческими подходами, что частью индусов было воспринято как руководство к действию. И используя наработки древних мастеров, были созданы школы "для Запада", ориентированные на ценности западной культуры и ее потребителей.
Индия до сих пор рассматривается остальным миром как йогическая мекка, где адепты йоги должны найти своего, непременно индийского, гуру.
США и европейские страны
С помощью пришедших коммерциализированных индийских мастеров, западный мир адаптировал традиционную индийскую систему йоги к нуждам мира потребления с его философией успеха, к задачам своей культуры и менталитета. Так появилась фитнес-йога и ее разнообразные нью-эйдж варианты.
Россия
Из-за закрытости Советского Союза Россия позднее всех вступила в пространство индийской и западной йоги, что отразилось формировании российского йога-сообщества.
Здесь можно наблюдать ориентированные на западный путь развития процветающие школы фитнес-йоги, йоги тела и успеха. В этом направлении присутствуют все "законы жанра", характерные для западного мира: коммерческие подходы к йоге, законы развития бизнес-йоги с конкуренцией, агрессивностью, соперничеством и конфликтами.
Другая часть ориентирована на индийские традиции и нью-индийскую йогу. Это, непременно, экзотические тусовки с индийскими фенечками и травкой, сленгом и йога-гимнастикой. Приверженцами такой йоги становятся разные люди - от практиков, погруженных в индийскую ведическую культуру, до банальных любителей модной тусы.
Слепое погружение русских практиков в религиозные аспекты индийской йоги выглядит как некое неестественное проявление, грубо говоря, "седло на корове". Подражая чужой религиозной культуре и традиции, маловероятно достичь целей, которые ставит реальная йога – освобождение от разных форм ограничений, в том числе и от религиозных традиций. Религиозный путь йоги имеет соответствующий метод, опирающийся на догматические идеи и обряды. На этом пути очень легко стать управляемым, так как здесь не изучается ум и законы его функционирования. Сознание последователей религиозных систем зачастую оказывается в сетях нечистых на руку дельцов, эксплуатирующих религиозную тему, используя невежество людей, их нежелание трезво мыслить и быть свободными.
Но в России существует небольшая часть йогов, которая с советских времен создавала отечественную нерелигиозную йогу, основанную в большей степени на личном опыте исследователей-практиков, нежели на изучении традиций, и ориентированную на гуманное развитие человека и общечеловеческие ценности. Эта йога, как правило, базируется на трезвом пути развития через познание, самоизучение и освобождение от разных форм ограничений. В Индии основоположником такой йоги был Патанджали, написавший трактат "Йога-сутры". И эта йога предназначена для тех, что действительно ищет дух и свободу, а таких людей, не опутанных сетями различных идеологий, сект и религий, в современном обществе, к сожалению, немного.
Если рассматривать йогу как возможность решать глобальные задачи, более высокого уровня, чем перечисленные выше, то сегодня назрела реальная потребность в создании альтернативной йоги – йоги как науки о человеке и его освобождении от разных форм заблуждений и ограничений, ориентированной на здоровье и развитие человека, базирующейся на достижениях современных наук. Это йога для здоровых, трезвомыслящих, устремленных к своей истинной природе людей, активно заботящихся об окружающем их мире.
Исходя из описания могу предложить названия для типизации мировых "йог" :) - традиционная, коммерческая "money flow" (цикл маркетинг-спрос-предложение), и новая альтернативная - человека осознанного (conscius personam).
Только, по-моему, без религиозности не обойтись. Идеалисты, космополиты, во все века старались... не зря же. И для масс, для всех тех, кто слишком занят мирским и кому "некогда" заниматься самопознанием, нужна-таки массовая же религия-идеология (структурированная религиозность), чтобы просто порядок с социуме был. Универсальная религия вроде Розы Мира и прочих "утопий" вполне подошли бы. Но неизбежно и натурально произойдет кастомизация - адаптация под национально-культурную специфику групп. И опять же не получится единой идеологии, как это произошло с Христианством.
Комментарий на комментарий Оксаны - думаю, такой вещи как "государство" не нужны никакие граждане, ни счастливые и самодостаточные, ни праздно-слоняющиеся и ленивые, ни безропотные трудоголики. "Государство" (то есть власть-предержащие) всегда приспособится к ситуации, чтобы достичь своих целей, которые, в основном, никогда не совпадают с интересами "народа". Так что о "нём" переживать не стоит. Нужно делать то, что нужно людям.
Абрама спросили:
- Чем ты занимаешься?
- Я бизнесмен. Я покупаю яйца за 10 рублей, варю и продаю за 10 рублей.
- Так в чем же твой бизнес?
- Как в чем? Я при деле, а еще бульон!
Аналогия мотива написания этих блогов может быть такой. Играют дети в песочнице. Кто-то строит свою башню, кто куличики, демонстрирует свои достижения другим детям. Кто-то дерется за признание своей постройки. Взрослый человек смотрит на все это и пытается научить детей не делить песочницу, а научиться дружить и строить сообща.
Для этого и нужны блоги, чтобы привлечь внимание к непопулярным в йога-сообществе темам, дать толчок к размышлению, обсуждению насущных вопросов и вывести из йоги налет коммерции.
Не сочтите за невежливость или конкуренцию - знаю еще замечательную организацию, возглавляемую как раз таким йогином-ученым (см. предпоследний абзац статьи), которые выполняют огромную просветительскую и исследовательскую работу по воплощению знаний йоги в обычную жизнь. Это Международный Открытый Йога Университет и Вадим Запорожцев. Интересно, Андрей Михайлович, Вы с ним знакомы?