О самоотречении, служении и ложной духовности

Тема самоотречения, отказа от "Я" (эго, личности), очень интенсивно муссируется в индийских ашрамах, где взаимоотношения основаны на служении учителю или духовному лицу, стоящему на более высокой ступени иерархии.

В индийской традиции принято служить гуру, следовать указаниям учителя и исполнять его, а не свою волю. Считается, что через подобную "карма-йогу" человек обретает духовные заслуги, внутренне совершенствуется и развивается.

Такой вариант взаимоотношений охотно принимают российские последователи индийских традиций, веря, что именно это и есть духовное развитие.

Попробуем разобраться в понятии служения, и прежде всего – самоотречении, отказе от "Я" как основы служения. 

Понятие отказа от "Я" идет из глубокой древности. Оно присутствовало в древних обрядах и священных текстах Египта, в которых отождествлялось с опытом, поступками, совершенными человеком в жизни. Местом этой индивидуальной памяти считалось сердце. После смерти человеку удаляли сердце и заменяли его на священного жука-скарабея, чтобы сердце не свидетельствовало против человека, не воспроизводило содержимое его памяти на суде, когда его душа предстанет перед богами.

В этом усматривался главный смысл отказа от "Я" – некое ухищрение человека избежать посмертного наказания за совершенные в жизни ошибки.

С позиции йоги, "Я" (эго) - это центр системы человека, вокруг которого формируются и группируются его поведенческие и психологические программы. Эти программы составляют личность человека. И отказываться, подавлять, избавляться от этого внутреннего центра бессмысленно.

От этого человек потеряет очень важную часть структуры своей системы, без которой он не будет способен ни творить, ни созидать, ни любить по-настоящему. Цель развития человека заключается не в отказе, не в подавлении, а воспитании и преобразовании низшей природы – личности, эго - в более духовное "Я".

"Я"-личность подобно ребенку - вначале незрелое, необученное, его необходимо развивать, обогащать знанием, опытом, выращивать до состояния разумности, мудрости, которое позволит выйти за пределы детской ограниченности, освободиться от незрелости без революционных разрушений и стать способным вмещать в себя полноту всей жизни, что даст новую форму взаимодействия с собой и миром.

Замена индивидуального "Я" на чужую волю извне убивает в человеке возможность реальной трансформации и развития.

Программы слепого, бездумного подчинения другому человеку (гуру, учителю, неважно кому), которые прописываются в том же "Я", отсекают человека от индивидуального источника, соединяющего его с "волей божьей", источником силы, высшим "Я", перенаправляя её тому, кому человек подчиняется.

И такое служение целиком зависит от произвола гуру, его порядочности, добросовестности, и не имеет ничего общего с духовным развитием.

В буддизме служение выражено обетом бодхичитты – духовная практика, которую проводят не для собственного освобождения, а для того, чтобы иметь больше возможностей помочь всем живым существам получить освобождение.

В этом случае служение - продукт любви и потребности помогать кому-то.

Служение как идея ума, по указке и принуждению, не способно развить любовь в человеке. Эта способность не вызревает в насилии над собой, и идейная любовь не есть настоящая, о которой говорил Иисус.

Посвятить самое дорогое, что есть у человека – жизнь - служению, именно так распорядиться отпущенным временем – это выбор человека. И если это выбор сознательный, продиктованный состоянием естественной потребности в том, чтобы помогать людям, больным детям, старикам, экологии планеты и т.д. - это настоящий акт служения.

Только такое служение обогащает человека и мир, в котором он живёт, ибо он привносит в него не насилие и агрессивное "добро с кулаками", а состояние естественной гармонии, мира и любви. А любовь – продукт полноты человеческой души, а не её ущербности, толкающей человека цепляться за идею как за спасительную соломинку, и фанатично пытаться причинить добро миру. Такое добро имеет обратную сторону – именно оно мостит дорогу в ад.

Прежде чем служить человекам, нужно человеком стать и его превзойти. Служение Иисуса и его жертва были не из ущербности, а из полноты, из осознания себя единым с "отцом небесным", и выполняющим его волю как потребность собственную, продиктованную воплощенной в нем любовью.

Смотрите также:

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ», автор книги «Учебник классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • юлия 28.05.2014 14:50:32
Всегда чувствовала это интуитивно...многие говорили мне что без гуру никак ...но я всегда считала подругому. Служить нужно не гуру, а Богу и людям).
  • Эда Гири 04.09.2014 09:07:47
«Я – мост через поток неведения, только лишь мост. Не стройте дом на мосту, не создавайте кумира, не ложитесь спать на этом мосту. Просто воспользуйтесь им правильно. Просто перейдите через мост на другой берег!» Пайлот Баба
  • Артем 06.06.2014 16:15:25
Наверное Шекспир был то же йогом, и размышлял на те же темы- Быть или не Быть...У человека нет ничего кроме этой самой жизни, личности, восприятия. В нас как будто программа забита на нелюбовь к себе, и отдаться кому-то другому повыше , а самому ничего не делать.

Да просто жить интересней когда в себя веришь и погружаесья и открываешь по крупицам.
  • Денис 16.06.2014 15:35:32
на мой взгляд, гуру или учитель все же необходим.

духовный путь трудный, и легко оступиться с него впав, например, в духовный материализм.

Учитель тот, кто увидев в ученике несознательное отступничество, сможет направить его в верную строну, и только!
  • Volodia 04.04.2017 05:40:21
Ну что за индусятина, гуру...? Еще лет 100 назад не было никаких гуру и им подобных шароатанов и все норм жили, а тут пошло реализация, мне нижнию чакру открыть и так далее. Вам не кажется что это все отвода глаз и манипуляции. Поймите что даже в Индии йога и все с ней связано уже не то, не то что на западе.
Отправить
Заказать звонок