О «национальности» йоги, антийоговском заговоре и научном подходе к йоге

Моя недавняя статья "Свами, я не с вами. Почему нам не нужна индийская йога", опубликованная в блоге 6 мая 2014, вызвала бурную реакцию в русскоязычном йога-сообществе, как со знаком "плюс", так и со знаком "минус". И вот что мне хотелось бы сказать.

Уважаемые друзья и коллеги! Спасибо вам за то, что вы читали и комментировали мои размышления, являющиеся плодом наблюдений, изучения, практики и преподавания йоги в течение трех десятков лет.

Судя по вашей реакции, тема, затронутая в статье, волнует не только меня. В глубине души каждый пытается найти для себя правильное решение. И оно неминуемо созреет со временем, при наличии большего опыта, знания и способности быть независимым в суждениях и умении мыслить трезво и критично. По некоторым комментариям видно, что их авторам недостаёт этих качеств, что не позволяет им быть внимательными к тексту и тем вопросам, которые он освещает. Однако отрадно, что были и те, кто вдумчиво прочитал текст и действительно хотел разобраться в теме.

Несмотря на то, что комментариев было много, большинство из них сводились к нескольким вопросам, на которые я и хочу еще раз ответить.

Йога: универсальная, национальная, индивидуальная

Много рассуждений было на тему "национальности" йоги, вызванных тем, что в статье говорится об индийской традиционной йоге и классической йоге Патанджали как о разных явлениях. Часто звучал вопрос - разве йога может быть индийской, американской, российской?

Классическая йога Патанджали уникальна тем, что является универсальной технологией развития человека, и при этом остается строго индивидуальной практической системой, позволяющей любому человеку, ее практикующему, независимо от расы, национальности или религиозной принадлежности, изучать свою внутреннюю структуру со всеми её особенностями, открыть свой личный, индивидуальный путь развития.

При этом йога как система развития способна учитывать особенности территории и народа, который её применяет, и в каждой стране приобретает свои характерные черты, которые обусловлены менталитетом народа, историческим, культурным, социальным контекстом.

Поэтому вполне уместно говорить об индийской, американской, русской йоге. Отличия, например, между индийской традиционной йогой и западными стилями, видны невооруженным глазом, при наличии минимальной наблюдательности и внимательности.

Всем известный китайский цигун – по сути та же йога, только создававшаяся в другой культурной среде.

Методы адекватного взаимодействия человека с миром, как внутренним – с самим собой, так и внешним - с окружающими людьми и миром природы, эмпирически создавались в каждой культуре. У одних народов эти методы постепенно были утеряны и забыты, у других - прошли через века в неизменном виде и до сих пор существуют в культуре.

В Индии такой метод - йога - сохранился благодаря историческим особенностям, менталитету, культуре и социальному устройству страны и дошел до наших дней, будучи "упакованным" в обертку национальных традиций, ритуалов, обрядов. И именно на эту экзотическую обертку "клюёт" большинство адептов, принимает её и поклоняется ей, не пытаясь добраться до сути.

Но глубина постижения подразумевает изучение и личный опыт, а не копирование и цитирование увиденного и прочитанного.

Истинная ценность древних традиций именно в универсальных методах, и необходимо изучать их суть, отфильтровывая культурные наслоения, и создать на их основе современную, подходящую под наши условия и менталитет систему. И йога как универсальная наука о человеке, его здоровье и развитии наиболее способна выполнить эту задачу. Для этого надо только трезво мыслить и действовать, не копировать и поклоняться чужому, а создавать своё - актуальное в данный момент времени.

Теория антийоговского заговора

Среди прочих мыслей, вопросов и суждений несколько раз появилась версия, что статья заказная. Основывается она на том, что йога якобы стала мешать власти, так как ведет человека к свободе, а системе не нужны свободные люди. И вот, следуя логике сторонников этой версии, государство (уж не знаю, в чьем лице) якобы заказало мне статью, дискредитирующую йогу.

Сразу отвечу – статья и правда заказная. Только вот заказчиком является не государство, а наша современная действительность. И статья является отражением и анализом того, что творится в современном йога-пространстве. Родилась эта статья, как и другие, из трезвого наблюдения за действительностью, а значительный жизненный и профессиональный опыт даёт мне право говорить на эти темы.

Забавно, что популярная сейчас в России традиционная индийская йога, которую, якобы, была призвана дискредитировать эта статья, как раз ведёт не к свободе, а к еще большему закрепощению. Впрочем, в ней всё это анализируется довольно подробно, поэтому не буду повторять. Очевидно, что авторы версии об "антийоговском заговоре" не прочитали статью дальше заголовка, и не особенно утруждали себя ни изучением ситуации, ни размышлением на эту тему.

Про научный подход

Еще одну волну вопросов и возражений вызвали мои слова о необходимости научного подхода к йоге, с позиций трезвого анализа и систематизации. Аргументы сводятся к мысли, что йога и анализ в принципе не совместимы, ведь любой анализ включает работу функционального ума, оперирующего понятиями и определениями, а практика йоги открывает то, что находится за гранью слов и понятий, и нельзя "объяснить необъяснимое", "описать неописуемое", и как вообще можно трезво анализировать йогу?

Мне немного странно отвечать на этот вопрос, потому что для меня здесь всё очевидно.

Без осознанного наблюдения, исследования и трезвого анализа происходящего невозможна не только йога, но и жизнь человека, который стремится к развитию и внутренней свободе. Анализировать йогу не только можно, но и нужно. В сегодняшнем состоянии йога-пространства это просто необходимо.

Именно из-за отсутствия трезвого анализа, большинство практиков стремится к достижению "мокши", "самадхи" или "встрече с богом" - расплывчатым понятиям, о которых они прочитали в священных текстах, и именно в этом случае йога – не более чем игра ума.

Мистический туман, за которым скрывается полное отсутствие понимания у многих практиков, что и для чего они практикуют, чему и у кого учатся, создает широкое пространство для манипуляций, как со стороны индийских "духовных мастеров", стремящихся набрать паству для использования в личных целях, так со стороны и многочисленных "йога-бизнесменов", как индийских, так и российских и западных.

Многие практики и преподаватели единственным методом постижения йоги считают прямую передачу от гуру и изучение священных текстов, в принципе исключая собственное исследование, анализ и размышление.

Но полагаться исключительно на слова гуру и древние трактаты – значит, не иметь доверия к самому себе, и перекладывать ответственность на них. При всей важности учителя и текстов, особенно на начальном этапе, еще более важно – задавать вопросы, сомневаться, самостоятельно исследовать и практиковать, наблюдая, анализируя и систематизируя свой опыт. Только так можно что-то освоить - то есть сделать своим, не услышанным или прочитанным, а своим собственным.  

В противном случае появляются зомбированные практики и преподаватели, которые на всё отвечают цитатами из "Бхагавад-Гиты".

Собственный поиск, самоисследование, постоянная личная практика, наблюдение и анализ как раз и помогли мне создать современную систему классической йоги, отвечающую таким целям как здоровье, самопознание и развитие человека.

Что касается попыток описания "того, что за гранью слов и понятий".

Человек на протяжении существования всей цивилизации, сталкиваясь с необъяснимым, тем, что нельзя выразить словами, поступал по-разному.

Одни накладывали табу на неизведанное, как на таящее в себе опасность, и оно уходило в область религиозного сознания, на основе которого возводились религиозные институты.

Одновременно были попытки исследовать запредельные, таинственные области, с помощью понятийного (функционального) ума, однако они оканчивались неудачей.

И в своих поисках человек открыл в себе другие способности – резервные формы взаимодействия с миром необъяснимого, внесловесного.

Такие формы взаимодействия используются в шаманских трансовых технологиях путешествий по внутренним мирам. Опыт шаманов лёг в основу более продвинутых технологий, одной из которых стала йога. Здесь под словом "йога" подразумевается не индийская религиозная система, и не гимнастика для здоровья, а иной способ взаимодействия с действительностью, использующий технологии глубокого сосредоточения (самадхи) на объекте или явлении, которое осуществляется при отключении привычной деятельности функционального ума.

Эта технология применяется для познания областей, не доступных понятийному уму, прежде всего, тонких структур человеческого существа, которое представляет собой целостную систему с многомерной структурой, состоящей из взаимосвязанных материальных носителей, разных по тонкости строения, и развернутого на них информационного содержимого – сознания.

Перемещаясь по структурам системы особым способом, используя специальные психические инструменты и главный метод йоги (соединение с объектом познания и взаимодействия), практик изучает и познает слой за слоем, носитель за носителем с его содержимым, все глубже и глубже погружаясь к наиболее тонким измерениям своего существа.

Эти знания, не являясь бытовой мудростью, сохраняются в особом измерении – специальной области сознания, и становятся основой духовной мудрости.

Знание действительности, открытое с помощью технологии йоги, освобождает сознание человека от ограничений, которые накладывают на него материальные носители, и прежде всего, функциональный ум.

Состояние кайвальи – свободы от ограничений разного уровня - открывает и проявляет в человеческом существе творческие силы, которые он начинает осваивать, примеряя на себя роль творца, участвуя во вселенских процессах жизни.

Эта технология достижения творческого состояния и освобождения от ограничений, накладываемых обычной жизнью, и составляет классическую йогу, и описана она в "Сутрах" Патанджали.

Технология йоги включает несколько основных методов.

Метод абхьяса, состоящий из 8 анг – ветвей системы (аштанга) – позволяет научиться отключать функциональный ум и включать механизм интуитивного ума – механизм познания действительности, построенный на сосредоточении и непосредственным соединении с объектом исследования.

К абхъясе прилагаются еще 2 важных навыка, без которых практика этих 8 ветвей не даст необходимого результата. Это способность к различению (вивека) и непривязанность к результатам практики (вайрагья).

Эти психические инструменты являются важнейшими в практике йоги и составляют раджа-йогу – можно назвать её "волевой йогой", т.к. главным действующим началом в ней является особая субстанция – воля, эквивалент силы, присутствующей во вселенной. Эта сила проявляется и управляется с помощью особого вида внимания. В нашей системе этот вид внимания носит название «внимание-воля». Он даёт человеку тройную способность – направляя на объект внимание-волю, человек способен воспринимать, осознавать и действовать (изменять состояние объекта) без участия функционального ума. С овладения этим инструментом, по сути, и начинается классическая йога.

Открытие этого современного прочтения классической йоги - очищенной от индийского религиозного наслоения, целостной, системной технологии, которая применяется для профилактики, восстановления здоровья (йоготерапия) и развития человека через познание структуры и механизмов функционирования человеческого существа, - стало результатом моего более чем 35-летнего опыта исследования и практики йоги.

Естественно, облекать в слова полученный опыт, особенно, если речь идет о сложных методах и технологиях, например, раджа-йоге, непросто. Но это также необходимо.

Передача знаний требует не меньших усилий, чем собственное открытие. Но при наличии глубокого собственного понимания, основанного на личном опыте, это возможно. Важно разработать методику – последовательную, системную.

Мне это сделать удалось - были разработаны методики обучения и подготовки преподавателей йоги, в том числе – раджа-йоги. Преподавателей хатха-йоги мы обучаем с 1989 года, по раджа-йоге было уже 5 выпусков. Так что опыт эффективной передачи знаний разных уровней классической йоги с помощью слов и понятия довольно значительный – 25 лет.

Смотрите также:

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ», автор книги «Учебник классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Елена 11.06.2014 17:26:28
Спасибо! Очень созвучно и близко моему пониманию йоги. Рада, что нашла Ваш сайт:)
  • Кирилл 15.06.2014 11:38:35
Андрей (не знаю Вашего отчества), доброго времени суток.

никогда не занимался йогой и не интересовался этим, как раз в силу мистико-религиозного ореола этих практик, которые для себя считаю видом физкультуры.

Зашел на Ваш сайт посмотреть расписание для жены, и был удивлен, прочитав такую статью.



Дело в том, что я достаточно давно (с 1999) наблюдаю те же самые явления в нашем православии: обрядность, доходящая до религиозного шовинизма, экзальтированное самоуничижение, обрастание церкви - бизнесом и религии - частнопрактикующими проходимцами.  

По всей видимости, человек с "разрушенной волевой структурой" ведет себя примерно одинаково в любом направлении духовного развития.

Я хотел к Вашим размышлениям добавить вот какой тезис.

Вы  пишете о том, что коренной смысл классической йоги заключается в отходе от функционального ума и освоении нового типа сознания, что создает возможность для дальнейшего развития. При этом, Вы справедливо говорите о том, что следование внешним формам йоги не способно привести к этой цели. Главную причину этого Вы находите в рабской психологии и разрушенных волевых структурах.

А вот мне кажется, что именно неразвитость функционального ума приводит к такой ситуации. То есть, на эту ступеньку нужно сначала взойти, чтобы затем переходить к классической йоге и отказаться от функционального ума. а если у Вас его нет, не развита способность к логическому мышлению (построению собственных правильных цепочек) и к критическому мышлению (анализу чужих цепочек), то в любой деятельности Вы будете оставаться на поверхности, суть вещей будет ускользать куда-то. чтобы зацепиться за что-то понятное, придется следовать стереотипным установкам, моде, мнениям лидеров, строго держаться внешней стороны дела: обрядности и иерархии.

Если Вы проводите совещание, Вы строго соблюдаете регламент, форму одежды и фигуры речи, но в итоге присоединяетесь к мнению либо большинства, либо лидера.

Лидером в этой ситуации становится личность, способная самостоятельно сформировать хоть сколько нибудь оригинальное суждение.

Если Вы покупаете конфеты, мороженое, водку - Вы не смотрите на состав, срок годности,  адрес производства и т.д., Вы выбираете обертку, удобную и яркую упаковку, низкую цену.

Если Вы исповедуете Христианство, Вы не утруждаете себя прочтением чего-либо. даже самого писания, какой-либо умственной работой над его идеями. Принимаете все как есть, буквально. Вас поддерживают в этом: говорят, что и надо не думать и задавать вопросы, а делать, что положено(написано). А вот то, что пишут о христианстве Достоевский, Толстой, Марк Твен, Булгаков Вам почитать трудно, если вообще возможно.

Религия становится формой сделки, в которой Вы выполняете свою часть работы (ходите в церковь, ставите свечки, пытаетесь поститься и тд.), ожидая в ответ от всевышнего предоставления вам благ. При этом, откровенно говоря, Вам трудно по-настоящему простить кого-либо, отнестись с пониманием к поступкам других людей, спокойно воспринимать тот факт что вот есть и мусульмане, и индуисты и их учения тоже, быть может, не лишены смысла.

Внешняя сторона дела до такой степени приобретает значение, что многие люди с нетерпимостью относятся к малейшим отступлениям от нее, нетерпимостью, доходящей до оскорблений и насилия. и на совещаниях, и на религиозных собраниях.

Есть ощущение, что людям не хватает только той малости, чтобы остановиться, сесть и трезво поразмыслить над тем, что они делают и для чего им это.

А для того, чтобы поразмыслить, нужно уметь это делать: иметь навыки и практиковаться. в том числе (я согласен тут с Вами) читать, и особенно думать, что читаешь.

Так не в том ли дело, что нам недостает именно функционального ума для начала, чтобы посмотреть на суть вещей, которыми мы занимаемся и которые считаем столь важными? Не строгой ли логичности мышления нам не хватает, чтобы увидеть в них отсутствие смысла, те пользы для здоровья и развития человека?
  • Андрей Лобанов 09.07.2014 08:42:31
Вы правы, человеку современному не хватает умственного развития. Обычный, среднестатистический человек, по сути, является биороботом, если он не начал познавать себя и развиваться.

Он склонен принимать на веру удобную, выгодную для него  парадигму, идею, и держаться за нее. При этом он может имитировать мышление в рамках понятий своей жизненной парадигмы: рассуждать, осуждать, отстаивать, бороться за свои идеалы. Но все это, как правило, так далеко от разумности.

Разум, начинается, все же, не с изучения идей, теорий, религий, а с изучения себя. Прежде всего, своего ума, его деятельности. Только тогда можно увидеть всю глубину невежества человека, живущего в постоянном конфликте и вражде, отстаивающего свои идеи и верования, в основе которых лежат примитивные инстинкты выживания, борьба за ресурсы, выгода и стремление получить удовольствие.

Так что, разумным, не изучая себя, не стать.

А изучая  себя, мы видим, как в нас проявляются все психические и психологические изъяны. И это шанс – встретившись с ними, начать их устранять. Нельзя, прикрывшись социальной или религиозной идеей, как одеялом, загоняя все свои изъяны внутрь, а наружу выставлять иллюзорные личины, соответствующей той или иной идее, не свойственной на самом деле этому человеку.

Гнилое нутро будет рваться наружу при любом удобном случае, и когда оно прорвется, опять с рвением придется загонять его внутрь, натягивая на себя несвойственный образ.

Есть способ сформировать адекватного человека, с набором правильных ценностей. Это воспитание в правильной культурной традиции, где ценности не провозглашаются, а существуют реально. Но подобных оазисов уже почти не осталось. И современный человек с детства получает весь набор «демократических» ценностей.

Так что спасение утопающего остается делом рук самого утопающего.

Если затеплилась в душе искра и теребит ее, то есть шанс стать человеком разумным. На эту тему в блоге есть статья «Хорошо быть невротиком»: http://miraya.ru/blog-andreya-lobanova/entry/horosho-byt-nevrotikom

Мышление людей носит ограниченный характер и крутится вокруг инстинктов и примитивных личных выгод, эго-ориентированных интересов.

Мыслить отвлеченно, свободно и независимо, выходя за рамки своих ограничений, нигде не учат.

Школа дрессирует память и сравнение – прочитай, запомни, расскажи, получи оценку. Итогом  стал ЕГЭ – «угадай-ка». Вузы и другие профильные образовательные учреждения натаскивают на профессию, делая мышление человека ограниченно функциональным.

Единственный шанс стать человеком сейчас – это саморазвитие. Однако в настоящее время под саморазвитием большинство понимает бессмысленное блуждание по интернету в поисках клиповых истин, представленных в виде цитат и комиксов.

Научиться мыслить свободно можно, общаясь с носителем такого мышления, разума. Увидеть, почувствовать, «сблютузить» эту способность и начать создавать своё на основе этого, безусловно, для данного этапа, эталона, развиваясь через изучение и углубление полученной базы, применяя творческий поиск, а не ограничиваясь тупым копированием и имитацией чужого мышления.

Как можно изменить ситуацию в развитии человека?

Создавать образовательные структуры, в которых учат тому, как быть человеком. Подобную попытку мы предпринимаем в течение десятков лет, взяв за основу классическую йогу и адаптировав  её под современные условия, освободив от традиционного индийского наслоения, добавив в программу достижения современной науки, выдерживая, по возможности, академический научный стиль без окрашивания в национальные традиции и религиозные идеи.

Человек создавался природой  как система универсальная, способная жить и взаимодействовать на вселенских просторах, а не быть запертым в рамках своего уезда, племени, религиозной принадлежности. Любая ограниченность рождает неминуемый конфликт, насилие и страдание. Любая дележка – будь-то территорий, социально-религиозных идей, материальных ресурсов и ценностей планеты ведут к войнам и попытке уничтожить противников. Но ни одна война ни одно поколение еще не научила. Люди даже не способны проанализировать недавний опыт и сделать из него правильные выводы. О каком человеке разумном может идти речь. Человек безумный – скорее это определение подходит к современным реалиям.
  • Алексей Соколовский, преп.йоги, йога-журналист 17.06.2014 14:37:19
Статья, о которой идет речь - очень хорошая. Но идеи эти не новы, даже если кажутся таковыми самому автору. Автор - йог, и он - ищущий, поэтому проходит определенные этапы в своем личном развитии. Неважно, сколько лет понадобилось, чтобы прийти к этим попросам, 35 лет или 3 месяца. Важно что они появились. Вопрос о легитимности и правильности того, что сейчас на западе (то есть в РФ и други подобных странах) называют йогой - очень острый. И думаю, без преувеличения ВСЕМ стоит согласиться с автором в одном - что то что происходит слабо напоминает Йогу, о которой бегло рассказал Патанджали. (рассказал кстати явно в расчете на то что надо подзабудет суть вороса за века!). Горячая йога, динамичекая силовая йога, йога с собаками и прочая прочая - грустно, бояре. Это факт. Но по второму пункту - что якобы надо создать наукообразную йогу, которая решает проблемы адекватных русских людей в отдельно взятой стране - не соглашусь. Суть йоги ведь не в ЭВОлюции,а в ИНволюции, то есть свертывании ума, о чем и писано ("Йогаш Читта Вритти Ниродхах") автотетными (почище нашего) авторами. Поэтому по сути подойдут ЛЮБЫЕ методы, которые приводят к искомому - сворачиванию сознания. Одному подойдет "индийская йога", другому - буддизм, третьему - христианству, а кому-то и Ошовские медитации. Почему надо выдуымывать еще что-то? Если масштаб личности позволят - ну, почему бы и нет? Ведь на благо все это. С другой стороны, по моему личному опыту общения с йогами и практик йоги - все, что надо, уже есть. За тысячелетия создано столько уже практик - не перепробуешь даже за 1 жизнь. Не говоря уже о том, чтобы достичь совершенства в ряде из них. Люди достигают Мокши повсеместно. С помощью разных современных течений (конечно, не с помощю Горячей йоги). "Собака лает, караван идет". Полагаю, возглас автора статьи "куда идете?!" - вечен. Уверен, такое же ощущение - что массы обмануты, что массы идут за слепцами - было и у Будды, и у Шанкарачарьи, и у других трезво и по-йоговски мыслящих людей. Но опять же, создавать что-то новое стоит только есть уверенность, что старое не работает, или что сможешь создать что-то лучше. Уверен, что надежда создать что-то масштабнее Йоги Патанджали или буддизма - которые однозначно приводят к Нирване десятки людей ежегодно, в Индии, Бирме, Таиланде, Непале и других страанх - тщетно, и продиктовано лишь эго. Так или иначе, полагаю что вопрос о том, что современная западная "йога" приводит к  Нирване - не стоит. Так что остается, опять же, все так же Йога Патанджали (или другими словами - Аштанга Раджа йога) включающая и хатху, и раджу, и все практики Самьямы. Почему народ массово зависает на хатхе - загадка. Впрочем, Кали-юга на дворе, массы в невежестве. И последнее - Веды сложны для понимания в эту эпоху, и кажутся набором каких-то гимнов , в наши дни понятнее тексты Веданты. Упанишады, Тантры, в общем то же ведическое знание, но более расшифрованное. Веды же имеют силу звука и непонятны для логики (это Ричи - "песни"), которые обычно читают для личного Освобождения (очищения ума), а не предлагают массам для следования как "правила", как некоторые современные ораторы делают. Что в общем тоже очевидно (имея Вивеку). Думаю, понимание исходного вопроса (КАК ДЕЛАТЬ ЙОГИ) доступно лишь людям с уже довольно очищенным умом, и не может никак быть опущено "сверху", или там сбоку. Понимание - это , как говаривал Дон Хуан, воррос энергии. Хари Ом Тат Сат.
  • Андрей Лобанов 08.07.2014 13:18:15
Реальное развитие - всегда процесс интимный, индивидуальный. Многие истины, которые кажутся на первый взгляд понятыми с помощью интеллекта, на поверку оказываются псевдознанием, в силу  особенностей деятельности функционального ума.

Познать что-то можно, глубоко соединившись с объектом и получив живое переживание, которое и есть знание, полученное с помощью технологии йоги. Человек, овладевший подобным методом, применяет его для взаимодействия с действительностью. Вопрос в том, сколько потребуется лет для овладения этой технологией. Может быть, кому-то и 3 месяца, а кому-то и 35 лет будет недостаточно.

Способ взаимодействия с помощью технологии йоги Патанджали является не инволюцией, "свертывающей ум", а расширением возможностей сознания, где ум также используется, но только  для решения задач, для которых он предназначен. Будда не призывал стать безумными. Он изучил ум, знал его роль в жизни и предложил способ его превзойти, но не уничтожать его. В противном случае, йоги - это толпа идиотов, способных лишь сидеть, курить, быть "свободными" от всех обстоятельств и обязательств  жизни, и, к сожалению, многие именно так  понимают йогу.

Многие современные йоги ищут убежище в древних традициях, прячась от реальной жизни, которая как раз и даёт возможности развития.

Не рассмотреть ли технологию йоги как возможность, предоставленную человеку неразумному, научиться жить и адекватно взаимодействовать со вселенной?  Такое взаимодействие обеспечивают способности, обретенные через практику классической йоги.

Человек, который занимается тем, что пробует разные практики, составляя умственное представление о них, занимается их коллекционированием, не может глубоко соединиться с действительностью и получить знание о ней. Тогда остается только оперировать понятиями и словами, которые присутствуют в разных традициях, не поняв до конца, о чем они на самом деле. Когда человек использует такие слова как "свертывание сознания", "Нирвана", "мокша" - стоит ли за ними ясное понимание, полученное не как интеллектуальное понятие, а живой опыт? И чего именно в реальности достигают люди, практикующие "разные современные течения"?

Соглашусь с тем, что ничего нового создать нельзя, что все уже создано кем-то. Но чтобы это работало именно для вас, это нужно заново открыть для себя, а не просто запомнить тексты.  И каждый ищущий заново открывает для себя учение Будды, и технологию Патанджали - и тогда это его собственная, действенная технология развития. Любое древнее учение должно быть переведено в личный формат,  только тогда его можно будет использовать правильно.
Отправить
Заказать звонок