Недавно я получил вопрос от одного из читателей моего блога: «Считаете ли Вы себя ПОЛНОСТЬЮ Реализовавшейся Личностью? Кто Ваш Гуру? И знаете ли Вы о Сахаджа Йоге? Спасибо!»
Подобные вопросы — о гуру, «полной реализации» и тому подобном — мне задают очень часто, поэтому публикую ответ на него в блоге.
Считаю ли я себя полностью реализованное личностью?
На вопрос, сформулированный таким образом, у меня нет ответа. Ответ требует, чтобы я был в той же систем координат и представлений, в которой находится человек, задавший этот вопрос.
Автор вопроса является последователем сахаджа-йоги — системы, созданной Шри Мата Нирмала Дэви, и, задавая такой вопрос, человек опирается на представления сахаджа-йоги и цель, которую предполагает эта система — «стать полностью реализованной личностью».
Сажаджа-йога — одна из тысяч и тысяч версий, которая базируется на модели мира, основанной на индийских представлениях об устройстве человека и Вселенной, и способах развития человека в контексте этих представлений.
Эта версия подошла вам по определённому отклику, который она нашла в вашей психической и ментальной данности и внутренних ожиданиях. Как правило, это стремление найти психологическое убежище и авторитет, на который вы бы ориентировались, сотворив из него божество, наделив его всеми мыслимыми и немыслимыми качествами, которых вам не достаёт.
А подобное следование авторитету есть одно из главных препятствий к тому, что вы называете «полной реализацией». Зависимый от предложенной системы и гуру — не свободный человек, и он не сможет обрести «реализацию».
Я же не следую никакой конкретной традиции, и у меня нет гуру. Человек свободный, которым я себя считаю, способен учиться, прежде всего, изучая себя.
Если человек свободен и умеет учиться, то учителем становится жизнь, которая предоставляет множество возможностей научиться, если правильно выбрана цель жизни — развитие, не обусловленное рамками заученных удобных, понятных, примитивных форм с лозунгами о познании бога, просветлении, реализации и наличии источников с истиной, которые изливают её на вас, как благодать. Это очень по-детски.
Изучайте себя, и найдите свободу от авторитетов, которые сковывают вашу творческую силу и делают вас рабами той или иной системы и гуру.
Что касается знакомства с учением Шри Матаджи, я имел возможность лично пообщаться с ней в Москве в 1989 году, когда она в составе делегации индийских мастеров йоги участвовала в международной конференции по йоге, которая была организована при содействии госкомспорта СССР и оргкомитета по созданию ассоциации йоги СССР.
Также мне довелось поучаствовать в тренинге по реализации кундалини, который она проводила. В аудитории было около 2000 человек и большинство из них мало что знали по этой теме, но кундалини в течение нескольких минут «пробудилась и поднялась на головами» у всех присутствующих…
Выход за рамки любых традиций обеспечивает независимое развитие человека, хотя у него остаётся базовая культурная традиция, в которой он вырос.
Классическая йога как внетрадиционная система способствует развитию человека через освобождение его от разных форм ограничений, в том числе, традиционных рамок, позволяет создать новую форму восприятия действительности, которые многие называют расширенным сознанием. Многие к нему стремятся прийти через следование какой-либо традиции, что невозможно.
Я в своём развитии следую классической йоге, хотя изучал и изучаю многие традиции, из которых стараюсь взять суть и применять её к современной жизни, а не находиться в зависимости, привязанности к какой-либо культуре. При этом я признаю их важность и ценность для определённого этапа жизни и развития человека.
Пусть ваш труд принесет самые лучшие плоды!