Межконфессиональный диалог как путь выхода из кризиса

Происходящие сегодня мировые процессы, которые включают в себя обилие разного рода кризисов, требуют участия многих проявленных в мире сил. Очевидно, что религиозные конфессии как силы, объединяющие огромные массы людей на планете, не могут оставаться в стороне.

В последние несколько десятилетий намечаются процессы сближения и взаимодействия руководителей и представителей мировых конфессий и других религиозных течений. Были даже попытки объединить все религии в одну, мировую.

Одна из них – проведение в 1992 году в Алма-Ате Всемирного конгресса "Духовное согласие", организованного международным фондом "Мир через культуру" совместно с руководством Казахстана. Я был участником этого конгресса, и наблюдал происходящее.

Итогом конгресса, несмотря на заявленную цель, стало обострение конфликта между официальными представителями наиболее массовых религиозных организаций – каждый пытался доказать, что его религия самая правильная.

Лишь в кулуарах, в неформальном личном общении, происходили процессы сближения людей, исповедующих разные верования и разные убеждения.

Если бы среди руководителей конфессий были бы не религиозные политики, а истинно верующие люди, то все было бы иначе, ибо знание истины не позволяет разделения и конфликта.

Религия – это явление культурологическое, как для отдельного человека, так и для группы людей, народа, нации. Это та морально-нравственная и эстетическая среда, в которой родился и воспитывался тот или иной человек, или в которую он пришел в процессе личного поиска.

Любая религия несет в себе информационное содержимое – легенды, мифы, тексты, а также социальную структуру, через которую религиозное движение поддерживается, управляется и направляется.

Фото Николая НестеренкоЭта управленческая структура представлена организованной иерархией, и, как и любая система, состоящая из людей и отношений, подвержена социально-политическим законам и человеческим проявлениям, как позитивным, так и негативным. И конфессиональные руководители и политики от религии стремятся укреплять и сохранять свою власть, расширять свое влияние, вербуя в свои ряды новых последователей.

По этой причине, на встречах, которые посвящены попыткам объединения, каждый пытается выполнить именно эту задачу, максимально показывая преимущества своих религиозных убеждений. Поэтому очевидно, что при таком отношении никакое объединение состояться не может.

Можно выделить еще одно понимание религиозности - как чувства внутреннего знания, которое присуще каждому человеку, которое он может пережить вне связи с той или иной религией. Это осознание священности мира, переживание связи человека со всеми многомерными структурами вселенной, ощущение себя в мире одновременно частью и целым. А также активное участие в жизни мира, которое исходит из этого знания.

Подобное переживание не является идеей, порожденной умом. Бог как идея порождает конфликт, так как у каждого свое понимание этой идеи. От этого возникает непонимание между людьми, трактующими идею бога, и важным становится не само переживание и жизнь по открывшимся знаниям, а трактовка и навязывание своих убеждений другим людям.

Далай-лама XIVМежконфессиональные встречи могут играть позитивную роль, если люди разных религиозных убеждений увидят общий источник всех вероисповеданий. Тогда возникнет искренний интерес к другому взгляду и убеждению, который может создать доброжелательную атмосферу и правильное взаимодействие между людьми.

Интересный эксперимент был проведен католическими священниками и Далай-ламой XIV. Они вместе изучали религиозные подходы, исследуя христианское Евангелие. Этот священный текст трактовал главный представитель буддийской конфессии, и его видение обсуждали все участники этой встречи. Итогом стали совместные медитации и молебны, которые создали уникальное состояние общности и единения.

Силу религиозных конфессий можно объединить для решения совместных задач, стоящих перед миром, в частности – выхода из экологического кризиса. Объединяясь для решения этой задачи можно преодолеть конфликтность и разобщенность людей, занятых отстаиванием своих убеждений. Когда дом горит, все люди бросаются тушить пожар, при этом не думая о том, какие убеждения у тех, кто вместе с ними справляется с пожаром.

От искренности и реальной веры в священность мира и сотворившего его зависит выход из разного рода кризисов – духовного, экономического, экологического.

И не правы те, кто пытается ловить рыбку в мутной воде, используя кризис для реализации своих амбиций и личного продвижения.

Вот такие размышления навеяло на меня участие в круглом столе "Мировой кризис как зов к духовному прорыву", организованном НП "Группа Аватар" в Москве 12 марта.

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ», автор книги «Учебник классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
Комментарии отсутствуют
Отправить
Заказать звонок