Хорошо быть невротиком

Размышляя о происхождении йоги как технологии внутреннего освобождения и гармоничного взаимодействия с реальностью, мне пришла в голову вот какая версия.

Возможно, что первым йогом был какой-нибудь древний шаман, который в силу тех или иных обстоятельств немного "сдвинулся по фазе", или был, по крайней мере, невротиком, у него что-то стало происходить с психикой, что выходило за рамки нормального, что было ему непонятно.

У обычного человека, занятого обычной жизнью, человека, у которого в голове порядок, всё правильно расписано и разложено по полочкам, невозможно появление внутреннего смятения и стрессовых состояний. Он не сомневается в устройстве мира: вот моя пещера, вот моя жена, и всё тут понятно. Когда ситуация выходит из-под контроля – уходит жена, разрушается пещера – вот тогда это стресс, а так - в психологическом плане всё нормально.

Когда человек начинает сомневаться: может, это вовсе и не моя пещера, и не совсем моя жена, и жена ли вообще это, и пещера ли это, и вообще я ли это – он ощущает какие-то нестыковки с реальностью, и эти вопросы начинают буквально его мучить. Этот внутренний процесс может даже вызвать заболевание, которое откроет в нём какие-то новые каналы восприятия, и он начинает видеть и чувствовать мир по-другому. Из-за такой своей психической особенности ему и деваться некуда, и приходится исследовать ту реальность, которая открывается в этом новом возникшем статусе.

Это состояние болезни шаман проходит как очищение, то есть он освобождается от обусловленностей обычных людей. Этот сдвиг выводит его на качественно новый уровень восприятия себя и окружающего мира, открывает совсем иные способности восприятия, за которыми открываются реальные действия, которые можно совершать в этих изменённых, трансовых состояниях. И эти состояния он начинает исследовать.

Такова одна из версий появления йогической традиции. Люди начали исследовать себя, а потом сгруппировали этот опыт, итогом чего стала некая система, которая известна как классическая йога Патанджали, записанная примерно две тысячи лет тому назад в виде текста из 196 афоризмов. Эти афоризмы выстроены в особую систему, которая имеет целью свободу.

Идеалом классической йоги является свобода. Состояние свободы на санскрите называется "кайвалья". Это то условие, которое и обеспечивает путь, и является истинной природой знания. Целью является даже не познание Бога, а именно освобождение, состояние свободы. Ради этого человек начинает изучать не абстрактную жизнь, а собственную, реальную и сталкивается в этом процессе с теми узами, которые его ограничивают. Уход в религию является не освобождением, а ещё большим закрепощением. То есть человек пытается увильнуть от ответственности, от принятия решений, он сваливает это на плечи кого-то: религии, пастыря, гуру и т.п. Он начинает полагать, что просто должен верить, а уж всё остальное сделает за него кто-то другой.

Бог — это тоже одна из идей. И важно понять то, как работают идеи, чем они ткутся. И это — майя, иллюзия, отсутствие свободы, это нечто такое, что подобно покрывалу окутывает наш ум, из-за чего мы не видим нашу истинную природу, а лишь придумываем некие модели, не соответствующие действительности. Существует множество моделей Бога, каждый народ выдвигает свою версию Бога, но это не есть реальный Бог, просто у каждого он свой. Это становится причиной конфликта. И вместо того, чтобы освобождаться, люди вступают в конфликт у кого какой Бог, создаётся напряжение и в итоге страдание. Работа ума приводит к идеологическому стрессу, человек погружается в нереальность и живёт в этой нереальности.

Учёные, люди, которые начинают исследовать реальность, получают знание и могут передать лишь методику. Однако исследование своей души, структуры своего сознания необходимо проводить самому. Они дают лишь инструмент, однако нужно идти и искать самому, и это самое главное и самое интересное. Йоги как таковые – это исследователи, и они обладают особым качеством сознания, не принимая на веру ничего, желая самим докопаться до всего. У них нет заготовок, но есть инструменты, которые передают учителя или инструкторы. Но работу по использованию этих инструментом никто за вас не сделает, вы должны сделать это сами. Поэтому процессом, ведущим к освобождению, является изучение. Чтобы что-то менять, освобождаться от чего-то, нужно знать, что менять, кто мы такие, как мы живем, как воспринимаем мир, как мы в нём действуем, какие есть механизмы взаимодействия с этим миром и с самим собой.

У человека, не столкнувшегося со страданиями, обычно не возникает никаких вопросов – об устройстве мироздания, о причинах тех или иных событий, явлений, как внешних, так и внутренних. Зачем, если и так всё хорошо? А вот человек, находящийся в стрессе, неврозе – это потенциальный исследователь. Он страдает, у него не всё в порядке, наоборот, все плохо, и ему нужно разобраться, отчего так происходит и как выйти из этого состояния.

И если он направит энергию на исследование, то он может найти в себе такие области, открыть такие возможности для развития, о которых другие люди даже не помышляли – просто потому, что у них и так всё нормально: они зарабатывают деньги, развлекаются и т. п. Им не нужны какие-то поиски, они просто озабочены выживанием.

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ», автор книги «Учебник классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • валентина 25.05.2013 08:22:01
полностью согласна.

если нет несчастий, как поймешь что есть счастье!
  • tama 27.05.2013 09:04:32
не могу полностью согласиться.

у меня есть пример моего учителя - человека счастливого, удачливого, но с юности обладавшего стремлениями и жаждой постижения нового. невротики - люди несчастные, психически неустойчивые, часто просто больные. конечно, большинство таким путем и идет. более того, для начала трансформации любую систему (а организм, тоже система) нужно раскачать, вывести из баланса, только тогда можно будет что-то перестроить, изменить и никак иначе. поэтому любая трансформация идет через определенные энергетические, кармические "выбросы", когда человек освобождается от того, что накопил отрицательного, от того, что мешает ему идти и развиваться дальше.
  • tama 27.05.2013 09:16:50
в вопросе религии полностью согласна - религиозный человек не совсем в ладу с собой, религия - попытка найти ответственного за свои ошибки, поступки, за свою жизнь в конце концов. а еще религия может быть опасна. например, христианство - ради него былостолько войн, несчастий. и столько психов развелось. мне кажется, любая религия ДОЛЖНА быть ПОЛЕЗНА для людей, которые ее исповедуют, она должна людям помогать. христианство же нам мешает (затуманивает голову - ее идея мироздания с мужиком в облаках не выдерживает никакой научной критики; негармонично в любви - отношение христианства к любви, вообще тема отдельная; и ещее наносит порчу людям его исповедующим на половую систему, для примера - не зря Европа загибается, прирост начеления в плюсе только за счет потока эмигрантов...). взять например иудаизм - эта система обязывает иудеев быть умными, помогать друг другу. мусульмане - тоже горой друг за друга. и что у нас? простой пример, но он показателен.
  • tama 27.05.2013 09:19:42
и еще это: ударили по одной щеке, подставь другую - религия мазохистов какая-то...
  • Герман 27.05.2013 09:36:28
После моментов боли, беспомощности, страданий -  открывается этот мир иначе, больше красок, больше диапазонов, более сильные решения...и больше возможностей.... но для того чтобы это обретать, каждый раз приходиться умирать в муках страданий и огорчений....

цена силы, которой не всегда знаешь как использовать...
Отправить
Заказать звонок