В современном йога-пространстве широко распространено мнение, что для того, чтобы практиковать йогу как систему духовного совершенствования, необходимо принадлежать к той или иной традиции, иметь гуру и получать посвящения.
Мне как человеку, исследовавшему многие традиции Востока, но не принадлежащему ни к одной из них, такое утверждение представляется ложным и даже опасным.
Глубокое погружение и независимая позиция, свободная от личных пристрастий и порождённых ими иллюзий, позволяет максимально объективно изучать этот мир и его отдельные явления.
Об истоках современной йоги
Считается, что йога возникла в Индии, что это сугубо индийское явление. Приверженцы индийской культуры наделяют Индию и её народ особыми качествами и едва ли не утверждают, что только индусам свойственно развитие и исследование человека как духовного существа, а другие народы только лишь изобретали приспособления для комфортной жизни и облегчения быта. Поэтому именно Индия является центром духовности, и именно там следует искать свой путь, а лучше — учителя, который этот путь укажет.Такое утверждение является абсурдным. Исследование духовной природы человека, практические технологии духовного совершенствования присутствуют в каждой культуре, хотя не все из них получают такое широкое распространение, какое сегодня имеют индийские или китайские традиции.
В самой Индии йога стала популярной в последние 20-30 лет благодаря тому, что волна увлечения йогой пришла с Запада. Только тогда индийское население стало больше интересоваться своими древними традиционными системами. Подавляющее же большинство индусов занято не практикой йоги и мыслями о духовности, а выживанием.
Бизнесмены от духовности
Когда-то был создан миф о том, что для духовного развития необходим гуру, как носитель духовного знания и мудрости. На индийской почве, с особенностями общественного устройства, кастовой системой, жёсткой зависимостью от традиционного уклада жизни этот миф органично прижился.
И до сих пор он гуляет по миру и находит своих почитателей среди людей, имеющих определенную степень зрелости, вернее, незрелости сознания, и потребность быть под покровительством сильной, мудрой личности.
Они не желают самостоятельно думать и принимать ответственность за свои решения и реакции на вызовы жизни. Для них важно иметь идеал во плоти, который возьмёт на себя заботу о них и освободит от необходимости делать выбор. За это они почитают его и поклоняются ему, как божеству.
Речь не идёт о том, что на духовном пути не нужен учитель. Но настоящий учитель пробуждает в ученике веру в себя, а не в могущество гуру. Для этого он ищет способы, которые помогут ученику открыть свой собственный источник знаний и силы, научиться пользоваться им и черпать из него энергию для развития. Вот отличие истинного гуру от гуру-манипулятора, которых в современной Индии, да и за её пределами, становится всё больше.
В Индии гуру приравнивается к святому. Это, фактически, отдельная каста, имеющая привилегированный статус в обществе, который даёт своему обладателю социальные, психологические и материальные дивиденды, что делает этот статус привлекательным и желанным. Многие, кто следует индийским путем йоги, мечтают стать гуру, стремясь получить эти привилегии, чтобы реализовать свои личные амбиции и задачи.
Привлекательность статуса гуру в индийском обществе превратила его в товар, запустив действие законов бизнеса. Прежде всего, это законы создания рынка, спроса и предложения, и конечно, конкуренции. Были разработаны технологии создания новых гуру и продвижения их на этот рынок. Одной из самых крупных площадок, где эти технологии претворяются в жизнь, стал фестиваль Кумбха-Мела.
Кузница святых
Как индийское культурное явление фестиваль Кумбха-Мела имеет глубокие духовные и исторические корни, но современность превратила его в огромный рынок создания и «раскрутки» гуру и святых.
Это поистине кузница гуру, дефиле перед многомиллионной аудиторией. Здесь заключаются сделки и проводятся пиар-кампании с использованием передовых бизнес-технологий.
На Кумбха-Меле в 2010 году мне довелось наблюдать действо «сотворения святых», коронацию на статусный духовный чин и увидеть некоторую часть закулисной кухни этого процесса.
Процессы, повсеместно происходящие в современном мире, гротескно отражаются в индийском обществе. И здесь, в Индии, можно наблюдать, как в мире, где правят деньги, власть над людьми получают те, кто добился привилегированного положения не за счёт заслуг и добродетельной жизни, а в результате пиар-технологий.
Чтобы увидеть реальное положение вещей, нужно захотеть. И важно быть в трезвом состоянии сознания, а не находиться под влиянием всеобщих восторженных эмоциональных волн, являющихся продуктом той самой технологии. Чувство опьянения, сдвига сознания в экстатическое обожание кумира, будь то религиозный авторитет, святой, футболист, популярный артист, звездный певец или певица - это явления одного порядка. Этот эффект толпы можно видеть на спортивных трибунах, концертах рок-звезд и религиозных массовых действиях.
В его основе — особенности психической деятельности человека, потребность иметь авторитет, поклоняться чему-то высшему, что не есть я: «я слишком порочен, слаб и не уверен в себе, но есть тот, кто всех превзошел, и я буду греться в лучах его славы, поклоняться и служить ему за это».
На новые рынки
Чисто индийское культурное явление - институт гуру - очень привлекает иностранцев, которые тоже проявляют желание влиться в ряды духовной элиты и поучаствовать в этом бизнесе. Это стало происходить совсем недавно. Раньше нельзя было даже предположить, что не индиец может быть принят в этот слой индийского общества. Это было невозможно.
Но коммерциализация сделала своё дело — развивающемуся бизнесу становится тесно в рамках своих территорий, ему нужно завоевывать другие пространства, создавать новые рынки сбыта. А для этого нужны партнёры из числа местных лидеров — гуру потенциальных территорий. Так круг «святой элиты» стал расширяться, в неё стали принимать партнёров из других стран, в том числе из России, Украины, Казахстана и стран Запада.
Что имеют те, кто нахватался верхушек индийской культуры и вложился в обучение ведическим ритуалам и текстам? С помощью этих навыков и заученной замудрённой информации они производят впечатление на жаждущих чудес неофитов, готовя из них себе паству по «индийскому сценарию». И они до последнего будут отстаивать такую жизнь и эту культуру, так как они вложились в этот бизнес.
Дело государственной важности
Люди, вовлеченные в псевдодуховный процесс, приносят немалые средства и энергию держателям рычагов управления. В Индии центрами управления духовной жизнью традиционно были созданные в древности 12 орденов, которые сейчас играют главную роль в духовном бизнесе.Государство тоже не хочет оставаться в стороне от дележки лакомого пирога и приняло решение узаконить этот бизнес. С этой целью создано министерство йоги, которое будет наводить порядок в распределении денежных потоков от этого бизнеса.
Также есть намерение запатентовать йогу как индийский национальный продукт и взимать деньги с тех, кто использует этот бренд. Каждое государство в мире ищет, на чём заработать — кто-то на нефти, а кто-то — на потребности человека в духовном развитии.
* * *
Многие искатели духовности верят в красивые сказки, мифы и создают идеалы, которые помогают удерживать в человеке стремление к лучшему миру, желание развиваться в направлении этих идеалов. Это необходимо для человека на определенном этапе его развития. И эту естественную потребность человека дельцы от духовного бизнеса пытаются прибрать к своим корыстным, грязным рукам.Поэтому будьте бдительны и трезвы, не позволяйте себе попасть в сети духовного обмана и эксплуатации ваших чистых намерений. Не позволяйте играть на своих слабостях и несовершенствах. Не доверяйте кому попало бразды правления в деле развития своего духа. Это сугубо ваше личное дело. И тем более, если вы идёте путем йоги. Йога — это универсальная и в тоже время глубоко индивидуальная технология преображение жизни человека, вашей жизни. Это касается только вас, и это очень интимный процесс вашего внутреннего делания.
В чем состоит цель истинной йоги? В преобразовании несовершенств и обретении свободы от зависимостей, в том числе — от разного рода авторитетов. Только тогда и становится возможным обрести свою свободу воли и творческую силу. Она появляется не от подражания, а от напряженного труда и собственных усилий по преобразованию своей внутренней природы.
Внутреннее делание — труд нелегкий, но благодарный, в нём в полной мере присутствует самодисциплина, постоянная практика. И сила черпается не из внешних источников, вроде поклонения авторитетам, а из своей собственной природы, веры в себя и свои силы, из неистребимого желания освободиться от всех форм несовершенств и найти свою индивидуальность, проявленную во всеобщем. И это будет не «клонированное» поведение, заимствованное у идеала.
Знания приходят в результате активного исследования, изучении объекта или явления, а не бездумного копирования. Это касается познания себя, окружающего мира, другой культуры, религиозно-философских традиций или оздоровительных технологий. Только трезвый научный подход позволяет сохранить независимость и свободу, не потерять ясность и разумность.
Я восточный человек, по психотипу и по мышлению. Мне всё очень близко и знакомо на востоке. И в мусульманском, индуистском и буддийском мире. Представители этих народов, тибетские ламы и индийские прорицательницы, говорили, что у меня богатая азиатская кармическая история. Возможно, так и есть. Я люблю восток и знаю его. И потому убеждаю российских искателей идти своим путём. Ибо в этом источник силы и успеха.
Наверно, хорошее дело — помогать развиваться Индии или другой стране, распространяя её культуру, снабжая энергией и ресурсами. Но сейчас России помощь нужна не меньше, особенно в трудный период, нужны силы и энергия. И только живущие здесь люди, которые по-настоящему дорожат своим домом, могут сделать его радостным, свободным и процветающим.
Можно практиковать классическую йогу и применять её в жизни, и для этого нет необходимости становиться индусом, имитируя их культуру и религию. Точно так же, как и практикуя любую другую восточную систему. Традиции органичны в естественной для них среде. Будучи перенесенными на другую культурную почву и менталитет, они часто обретают извращенные формы.
Много искателей духовности, отправившихся в Индию, действительно искренне верят, что только там возможно какое-то продвижение. Увы, это происходит лишь из-за непонимания, что такое настоящая духовность... Это факт, что в Индии среди публичных людей сплошь и рядом встречаются "бизнесмены от духа". Я долго жила в Индии, встречалась с разными учителями, много практиковала сама, и в итоге глубоко разочаровалась в том, во что так искренне верила несколько лет назад... И не одна я. Так и хочется сказать: "Люди, пробудитесь наконец-то! Поймите, что такое настоящая духовность! Не давайте себя загипнотизировать внешними атрибутами! Зрите в суть!"
Спасибо вам за поднимаемые темы. Они очень актуальны.