От травмы к исследованию: как создавалась «Гомеопатическая йога ЛАМ»

В системе «Йога ЛАМ» около 80% технологий — авторские, а не взятые у индийских мастеров, из священных текстов или просторов интернета. Одна из таких технологий — «Гомеопатическая йога ЛАМ», которую Андрей Лобанов впервые представил на семинарах в Германии в 2016 году.

Как создавалась эта методика, что заставило «идти глубже» и искать новые подходы к практике, как в этом помог мастер Чи Жа  — рассказывает Андрей Лобанов.

Личный опыт, размышления и исследования врача и преподавателя йоги с 40-летним стажем будут полезны каждому, кто хочет избежать тупиковых путей саморазвития и сэкономить тем самым время и энергию.

В погоне за эталоном

Когда я только начинал заниматься йогой (это был конец 1970-х), я делал то же, что делает большинство практиков сейчас — осваивал интенсивные упражнения, сложные асаны, насилуя своё тело. Как-то раз, выполняя сарвангасану, я получил травму шеи — поверхность пола оказалась неровной, в погоне за результатом я проигнорировал сигналы тела, возникло чрезмерное давление на один из позвонков, и произошло смещение.

С шейным отделом позвоночника связаны важные функции организма, и эта травма заметно повлияла на моё состояние — появились боли и даже нарушение координации.

Со временем смещение позвонка компенсировалось перераспределением мышечного тонуса, но травма осталась. Я продолжал делать сложные позы, и они получались, но не за счёт того, что у меня был ровный здоровый позвоночник; просто в работу включались другие мышцы.

Выполняя стандарты и достигая эталонных форм, я заметил, что не решаю свою проблему.

А она только усугублялась. Началась перестройка позвоночника: от шейного отдела, где было первичное повреждение, нарушения перешли в крестцовый отдел, а потом и в грудной. Каждый сегмент позвоночника отвечает за определённые зоны, органы и телесные функции, в них тоже появились сбои и пошли патологические процессы.

Это натолкнуло меня на мысль, что в моих тренировках что-то не так, и пересмотрел подход к практике. Я понял, что нужно выстраивать другие отношения со своим телом — не через насилие и преодоление, а через чувствование.


Работа с пациентами и наблюдение за практикующими

Позже, работая врачом ЛФК в поликлинике и невропатологом в институте профзаболеваний, я окончательно убедился, что длительная интенсивная практика сложных упражнений и асан не решает проблем со здоровьем позвоночника и организма в целом, а только усугубляет их.

Ко мне обращались и обычные люди, и йоги, часто с многолетним стажем практики и преподавания.

Я заметил, что чем интенсивнее занятия, тем больше травм от неправильного подхода к работе с телом и от состояния, в котором делаются упражнения.

Это подтвердило мои находки и размышления о том, что неправильно применяется метод йоги. Естественная практика у большинства людей стала гипертрофированно подменяться атлетической йогой.

В древней Индии никто не устраивал соревнований по йоге и ничего никому не демонстрировал. И йога не предполагала какую-то ломовую работу с физическим телом, такой расстановки приоритетов не было. Уравновешенное, здоровое тело — просто необходимое условие для внутренней работы, не больше.

Наблюдая за людьми, которые приходили ко мне на занятия и на врачебные приёмы, я пытался скорректировать их практику, давая совершенно другие упражнения, а не стандартные позы, а если обучал асанам, то совсем по-другому, наполняя их новым содержанием. Тем, кто был способен переключиться на иной взаимодействия с собой — через внимание и чувствительность, это помогало.

Но тех, кто слишком зациклен на своих идеях, сложно в чём-то убеждать. Им трудно отказаться от своих убеждений, признать, что ошибаются, даже когда это очевидно, и пересмотреть свои поступки, которые противоречат здравому смыслу. Привязанность к идее, которая поддерживает, даёт определённую психологическую платформу и опору, у человека очень сильна, и пересмотреть её действительно непросто. Во имя идей люди гибнут, как и за металл.

Сужу по себе: пришлось приложить усилия, чтобы отказаться от привычных подходов, которые уже освоены и органично встроились в жизнь. Они тебе удаются, но при этом ты ощущаешь, что это не является областью прогресса, не приводит тебя к счастью или тому самому храму.

Это важная составляющая развития — быть готовым поменять свои представления во имя здравого смысла, или хотя бы собственного здоровья.

И это одна из главных задач для тех, кто хочет от атлетической йоги перейти к внутренней работе, которая и есть собственно йога, — обрести навыки, которые она предполагает: умение чувствовать, управлять вниманием, волей, умом, и другие. Без них ничего не получится.

Без понимания классической йоги Патанджали делать упражнения легко, и можно, если у вас есть гибкость, молодость, упорство. Тогда вы можете добиться в асане так называемого прогресса в виде выполнения стандартов, что на самом деле прогрессом не является. Гимнасты делают всё то же самое, и даже лучше, без всякой йоги.

Прогресс — это овладение состоянием йоги.

Все сутры написаны для того, чтобы практик научился управлять йогическим соединением, и дальше его применял для развития. Технологию саньямы использовали для того, чтобы соединяться с информационными потоками и объектами, их познавать и взаимодействовать с ними через состояние йоги.

Практика хатха-йоги, которая строится на принципах лечебной физкультуры (физиологии и биомеханики), что составляет основу большинства современных направлений и стилей, не эффективна и в плане восстановления здоровья, и для эволюционного развития человека.

Многие осваивают сложные упражнения и крутые асаны, потом изучают индийскую философию, и у них возникает ощущение, что они поняли, что такое йога. Головой рассуждают, знают все ритуалы, божеств, мантры, философию и термины, но в жизни это никак не применяется — не приносит здоровья, не приводит человека к самому себе.


Роль информации в системе человека: древние знания и современная наука

Исследования современных учёных (И. Л.Герловина и других) натолкнули меня на размышления о влиянии информации на состояние материи и энергии в системе человека. На тот момент я уже был хорошо знаком с йогическими представлениями о строении человека как многомерной структуры, которая состоит из разных измерений, взаимосвязанных между собой.

Информационные сигналы как положительные, так и отрицательные оказывают влияние на все измерения — физическое, энергетическое, психическое, ментальное и каузальное.

И теория Герловина стала подтверждением этих древних знаний.

Она помогла понять, как работают структуры человека, которые отвечают за информационный обмен и взаимодействие с самим собой и окружающим миром.

Канал связи, через который происходит взаимодействие, я назвал срединной осью системы (СОС), и позвоночник — часть этого канала, его физическая составляющая.

Знание строения СОС и роли информации помогло понять механизм развития заболеваний в системе человека в целом и в позвоночнике в частности: воздействие стресс-фактора (чаще всего, негативной информации) на человека запускает патологический процесс, мишенью которого становятся опорные (тонические) мышцы, прилегающие к позвонкам и поддерживающие естественное положение позвоночника.


Опорные мышцы – ключ к здоровью позвоночника

Опорные мышцы тесно связаны с нервной системой: нервные центры в головном мозге отвечают за их тонус, который в конечном счёте определяет положение всего позвоночника.

Негативное энергоинформационное воздействие — например, сильный стресс или психотравма, вызывает изменение их тонуса — излишнее напряжение или перенатяжение, и тогда естественная конфигурация позвоночного столба нарушается.

От глубоких мышц, по сути, зависит состояние позвоночника: если они заблокированы, в позвонки и диски не поступает кровь, ухудшается обмен веществ и далее по цепочке — остеохондроз, грыжа, нарушение осанки, изменение положения внутренних органов, недостаток кровоснабжения и развитие в них патологии.

Дальше изучение привело к пониманию связи этих глубоких мышц с биологически активными точками — благо, моя ещё одна врачебная специальность — рефлексотерапевт, в этой области я работал, и у меня был хороший опыт.

Воздействуя на паравертебральные точки, которые располагаются вдоль позвоночника и являются проекцией опорных мышц, можно воздействовать на повреждённые органы.

Продолжая исследовать эти мышцы, я обнаружил, что они имеют разный тонус в отделах позвоночника и тем самым создают его S-образную форму. В изгибах, сформированных опорными мышцами находятся функциональные узлы, которые являются органами действия физического тела:

  • верхний — шейно-затылочная область и голова — отвечает за коммуникацию с внешним миром;

  • средний — плечевой пояс и руки — выполняют всевозможную работу, создаёт;

  • нижний — тазовая область и ноги — перемещает нас в пространстве.


Состояние глубоких мышц влияет на структуры узлов и может стать причиной нарушения их функции, ограничивая возможности нашего тела.

Само действие функциональных узлов происходит за счёт поверхностных силовых мышц, а вот их основа — маленькие опорные мышцы. Поэтому они наиболее важны, приоритетны для практической работы.

Тренируя и развивая силовые мышцы, мы не достигаем этого глубинного уровня и потому не получаем эффекта.

Если правильно подходить к процессу восстановления, то необходимо точечно воздействовать на опорные мышцы в поражённом сегменте позвоночника, но для этого нужно до него добраться. Стандартными статическими позами, как мы выяснили, сделать этого нельзя.

И тогда пришло озарение — применить технологию йоги для этих маленьких мышц — локально, дозированно.

Йоги не физкультурной, ни в коем случае, а той йоги, понимание которой у меня развивалось в течение многих лет — внутренней, предполагающей управление вниманием, волей, энергией и информацией через соединение.

Соединяясь с опорными мышцами через глубокое сосредоточение, можно управлять их состоянием с помощью внимания и воли — расслаблять, растягивать и использовать другие приёмы и упражнения для восстановления их функции и естественного тонуса.


Помощь от мастера Чи Жа

В поиске этих приёмов мне помогла моя собака: Чижик подсказал, как правильно внутренне работать с позвоночником и глубокими мышцами.

Каждый раз после пробуждения, утром и в течение дня, он делает одни и те же движения, как некий комплекс упражнений, в которых работа с мышцами позвоночника основана на других принципах, нежели обычные физкультурные упражнения.


В принятых позах Чиж долго стоит, растягивая мышцы позвоночника в противоположных направлениях как резинку. Затем он растягивает в разных направлениях правую и левую половины тела: вытягивает правую переднюю лапу вперёд, а левую заднюю лапу назад. Потом меняет лапы и выполняет то же движение. Наблюдения за собакой заставили меня ещё раз углубиться в анатомию мышечной системы позвоночного столба, и я убедился в том, что мои выводы о роли опорных мышц для здоровья позвоночника верны.

Позже я нашёл научное подтверждение этому подходу к движениям у академика Н. И. Аринчина. В своих трудах о мышечной системе человека он пишет, что в мышце, находящейся в состоянии статического растяжения, появляется микровибрация, которая проталкивает кровь и тем самым восстанавливает функцию в той области, в которой эти мышцы располагаются.

Это был момент переосмысления.


От йоготерапии к развитию

DSC04758.jpg


Были разработаны приёмы для воздействия на опорные мышцы. Первичные, базовые — удерживать статическое растяжение, на фоне «резинки» — растянутой мышцы — выделять отдельные позвонки и с ними взаимодействовать — растягивать, усиливать присутствие напряжением, сокращать и расслаблять. Разные-разные технологии, которые восстанавливают потерянную функцию мышц.

Потом я разработал специальные упражнения, в которых эти приёмы применяются.

Упражнения составили основу комплексов для восстановления позвоночника и функциональных узлов. Сложилась объёмная программа, опять же вытекающая из понимания строения человеческой системы.

Физический уровень — это лишь первая часть восстановления. После него обязательно должны быть энергетический и информационный уровни, иначе лечебный эффект будет временным.

Это серьёзный и действенный подход — не просто дыру залатать и ждать, когда появится следующая, а убрать причину, которая привела к нарушению в мышцах. Это не физкультура, здесь более глубокий уровень включается.

И тогда начинается развитие человека, потому что дальше уже не хочется попадать в ситуации, которые привели к болезни, а для этого нужно развиваться — совершенствовать свою психическую и ментальную сферу, управлять своими эмоциями, энергией.

И следующие этапы «Йога ЛАМ» позволяют это сделать. Так можно перейти из восстановления, йоготерапии, к развитию, которое меняет нашу жизнь и отношение к окружающему миру.

И человек становится другим — целостным, счастливым, он лучше адаптирован к миру, управляет своим состоянием, поэтому у него больше светлых дней в году, а то и все дни становятся светлыми.

Это опять же связано с представлениями его о себе и мире, которые меняются в результате развития.


Принципы гомеопатической йоги

Для того чтобы освоить эту технологию, необходимы соответствующие навыки — прежде всего, умение чувствовать и расслаблять нужные зоны тела. Только расслабив поверхностные мышечные слои, можно создать связь и соединиться с глубокими мышцами. То есть переключиться с воображения, которым люди обычно пользуются, на чувственный контакт, непосредственное взаимодействие, позволяющее управлять состоянием этих мышц.

Делается это через движение, то есть подобное лечится подобным. Специальными микродвижениями мы устраняем двигательные проблемы, которые возникли в определённой области тела, отделе позвоночника, мышце.

Микродвижения, в которых участвуют психические структуры — внимание и волевое намерение, позволяют на уровне информации перепрограммировать глубокие мышцы, и это даёт очень быстрый эффект. Восстанавливается программа распределения естественного тонуса этих мышц, и позвоночник вновь обретает правильную и здоровую форму.

Лечение подобного подобным, в микродозах, с преобладающим воздействием на информационную составляющую — это принципы гомеопатии, поэтому я назвал методику «Гомеопатическая йога ЛАМ».

Почему в названии присутствует слово «йога»? Потому что основой взаимодействия в этом методе является соединение с объектом (мышцами) с помощью чувственно-интуитивного механизма, лежащего в основе йоги.

«Гомеопатическая йога ЛАМ» показала свою эффективность в восстановлении позвоночника и связанных с ним функциональных узлов, но самое важное в ней, на мой взгляд — она открывает путь к осознанной психической работе в асане и пранаяме и даёт ключи для их эффективного использования в йоготерапии и саморазвитии.

Для меня она стала незаменимым инструментом самоисследования и восстановления, который я использую постоянно.


Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги с 45-летним стажем, врач, основатель первой официальной школы йоги (1983), автор системы «Йога ЛАМ» — йоги современного мира, ректор «Академии традиционных систем оздоровления и развития человека», автор «Учебника классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».

«Гомеопатическая йога ЛАМ» интенсив 25-29 июня 2021 в «МиРАйЯ-Лэнд»
Образовательный курс для тех, кто хочет научиться эффективно восстанавливать позвоночник на всех уровнях — физическом, энергетическом, информационном.
  • Комментарии
  • Вконтакте
Комментарии отсутствуют
Отправить
Заказать звонок
Яндекс.Метрика