Андрей Лобанов: задача йоги – сделать человека гармоничным
Школа Андрея Лобанова начала свою работу еще в начале восьмидесятых, когда в стране еще действовал запрет на восточные практики, которые считали опасными для коммунистического строя.
Практикующие занимались в «группах здоровья», а когда появились первые послабления – школу легализовали, ей заинтересовались в спорткомитете, создали областной центр «Гармония». Со временем появилось и первое отделение йоготерапии в России – в больнице им. Семашко, и беспрецедентные образовательные курсы по подготовке преподавателей классической йоги…
Сегодня первопроходец делится опытом с нижегородцами, помогает разобраться в йоге и найти верный путь.
Расскажите, пожалуйста: как все начиналось? Как узнали о йоге, почему именно ее выбрали? Все-таки запрещенная деятельность, по-своему опасная для медика…
Так уж повелось, что я с детства очень увлекался биологией, был лучшим биологом школы. Но на биофак почему-то я не поступил – пошел в медицинский, во время учебы стал увлекаться восточными единоборствами, психосаморегуляцией, психотерапией… Курсе на третьем у меня появилась первая книга по йоге – самиздатовская, оно у меня до сих пор хранится. Пару лет занимался самостоятельно по ней, потом познакомился с Геннадием Григорьевичем Стаценко – моим первым учителем. Правда, с ним я прозанимался недолго – не умею я брать чужое, мне нужно на собственных ошибках все понять, накопись свой опыт и оформить его в систему.
Вы уже много лет преподаете йогу, знаете многих учителей и практикующих по всему миру. Скажите, находили ли Вы что-то общее в людях, которые так или иначе связаны с йогой? – в тексте нет ответа на этот вопрос. Можно ли говорить о том, что одним людям она подходит, а другим нет?
Йога подходит всем, другое дело, что у каждого она своя. Нельзя понимать ее как спорт, где нужно «сильнее, быстрее, выше», а значит, следует иметь определенные данные – заниматься йогой может каждый, причем так, как это нужно ему.
Главное – понять, что подходит именно тебе.
Сейчас существует множество школ, множество учителей и каждый преподает по-своему, потому что пропускает учение через себя. В результате создается система, которая соответствует уровню развития своего создателя – физического, психологического, душевного, духовного. Например, йога Айенгара очень много внимания уделяет физическим аспектам практики, положению тела во время выполнения асан. И ведь это не случайность – основатель этого течения, йогин Айенгар, когда-то был серьезно болен, занятия с одним известным мастером помогли ему справиться с недугом. Впоследствии он разработал систему, которая соответствовала его развитию и отражала грани его личности.
На мой взгляд, система Айенгара излишне жесткая, в ней много насилия, которое отражается в подходах к практике. Асана выполняется через напряжение, преодоление, насилие над телом, что в дальнейшем формирует соответствующую психологическую программу поведения в жизни. Люди, которым это близко, которые привыкли преодолевать препятствия через борьбу, напряжение, такая система будет более органична.
Есть классическая йога, в которой практика строится на основе бесконфликтного взаимодействия с собственными структурами, что в дальнейшем формирует соответствующую форму взаимодействия с самим собой и миром.
На самом деле, со временем, практикующий сам начинает понимать: что для него хорошо, а что плохо. Йога учит гармонии, в том числе – гармонии с собственным телом, которое само подсказывает: что и где нужно скорректировать, но прежде нужно научиться его «слышать», и йога в этом помогает.
Но ведь, наверное, мало кто приходит на занятия именно для того, чтобы научиться «слушать» свое тело. Разве люди выбирают йогу не в качестве щадящей замены спортивному залу?
Да, действительно, люди приходят на йогу с разными мотивами - чтобы похудеть, поправить здоровье или самоутвердиться, – а почему нет? Изначально человек может прийти просто за компанию – через месяц занятий два раза в неделю он уже почувствует в себе изменения.
Научившись «слушать» свое тело и себя, он открывает для себя много возможностей – восстановление здоровья, управление всеми своими ресурсами, и в итоге – своей жизнью.
К сожалению, многие понимают йогу как замысловатые акробатические упражнения, демонстрируя которые, человек самоутверждается. Да, йога нужна не для этого, мы не ставим перед собой цели достичь акробатических вершин, подпрыгнуть выше головы или закинуть за нее ноги. Но для кого-то это может стать началом познания самого себя.
А если дело не в физических достижениях, то в чем? Для чего нужна йога?
Если говорить о традиционном, классическом назначении йоги, которого я придерживаюсь, то это в первую очередь достижение гармонии – с собой, с миром, с окружающими людьми. А как правило, эта гармония начинается с восстановления утраченного здоровья. И здесь система классической йоги очень эффективна. Здоровье человек создает своими руками.
Практикуя, человек начинает познавать самого себя, свои психофизические структуры, механизмы их функционирования. Это позволяет научиться правильному взаимодействию и управлению ими. И это развитие позволяет человеку выстроить свою жизнь гармоничным образом. Современный мир так устроен, что человеку приходится все время бежать вперед, достигать вершин, зарабатывать, добиваться карьерного роста… Это не хорошо и не плохо, это просто есть, это факт. Но человек, который имеет знания и возможности управлять своей жизнью, легко справляется со сложностями, которые несет ритм современной жизни..
То есть, йога – это не только про физическое развитие, но и про душу? Можно ли говорить о том, что она связана, в первую очередь, с религией?
На самом деле, йога – это про все. В человеке все должно быть не только прекрасно, но и гармонично. Психология, физиология, энергия – это все неразрывно связано и важно, чтобы одно не пыталось противостоять другому.
Что касается религиозности, то нужно понимать, что наша йога отличается от индийской. Сейчас многие практикующие подались в Индию, прежде - ориентировались на Запад, где йога была в моде и ей занимались звезды шоу-бизнеса. Но я считаю, что ни то, ни другое направление людям, живущим в России, не подходят.
Индийская йога действительно глубоко традиционна, религиозна, но это их традиция, которую они впитали с молоком матери. Подражая им, мы выглядим смешно.
Индусы живут в ограничениях, которые накладывают кастовая система и религиозные, национальные традиции. В России еще не так давно было крепостное право, культ личности, коммунистический режим, и все мы несём в себе отпечаток этого прошлого, от которого необходимо освободиться. Копируя систему, которая поддерживает подобные ограничения, мы не сможем от этого освободиться.
Опять же, мы живем в другом климате, в других социальных условиях, в других традициях, а потому, стараясь соответствовать их нормам, становимся скорее пародией. Это тупиковый путь в развитии человека. Европейская школа – тоже не совсем то, что нужно, она рассчитана исключительно на физические достижения, а это существенно сужает возможности йоги как системы развития человека.
Я придерживаюсь нашей, отечественной школы. Кому-то может показаться странным такое словосочетание, но она действительно существует, и зародилась еще в конце пятидесятых годов прошлого века. Конечно, всё это происходило подпольно, но зато позволило прийти к собственным выводам, получить знания не от кого-то, а на собственном опыте. Можно сказать, что мы, как первые шаманы, по кусочкам собирали знание, анализировали его, путем проб и ошибок достигали нужного результата.
Наша школа – это такая золотая середина между индийской и западной, причем, имеющая научное обоснование – это такая особенность «советской» школы йоги. В своё время, советский физик Илья Герловин подарил мне свою книгу «Основы единой теории всех взаимодействий в веществе» - это чистая физика, но именно она дает научное обоснование йоги.
Источник: Журнал «СпортсменНН»