Эпоха перемен характеризуется многочисленными кризисами: экологическим, климатическим, социальным, политико-экономическим, психологическим, духовно-нравственным, этическим. Как следствие, ухудшаются условия жизни и состояние здоровья людей на планете, возникает опасность полного уничтожения человеческой цивилизации, как и самой планеты.
Эти процессы связаны прежде всего с содержимым сознания, которое определяет все действия людей. Каково сознание, таков и мир. А состояние мира таково, что мы имеем множество конфликтов и кризисов.
И чтобы справиться с ними, необходимо воздействовать на их главную причину, то есть менять и корректировать сознание большей части человечества.
Как это сделать?
Прежде всего, нужно понять, каким должно быть сознание людей, чтобы выйти из кризисов, и остановить войны и конфликты.
Для гармоничного существования человека на планете необходимо духовное, или экологическое, сознание, которое находится в единстве с мирозданием и живёт по его универсальным, естественным законам, и потому адекватно отражает окружающий мир, не разрушает его и не причиняет вред планете и её обитателям в угоду иллюзорным идеям, обслуживающим низшие проявления человеческого существа.
Человек с таким сознанием чувствует своё единство с миром и осознаёт взаимосвязь всего сущего на уровне глубокого ощущения и внутреннего, интуитивного знания истины — действительного устройства мироздания и жизни.
Люди, достигшие такого уровня сознания, способны творчески участвовать в жизни мира, не разрушая его и не причиняя вреда его обитателям, и своим индивидуальным развитием вносить вклад в эволюцию Вселенной.
Изменение сознания людей предполагает целый комплекс действий, в котором ведущую роль должны играть культура и образование, где особое место занимают системы самопознания и саморазвития.
Одной из таких систем, обладающих огромным потенциалом для трансформации и развития сознания человека, является йога.
Йога была создана древними мастерами-подвижниками — искателями истины, у которых была потребность понять, как на самом деле устроен мир, как человек должен жить, чтобы быть свободным от конфликтов, страданий и обусловленности.
Подобные движения и системы поиска истины, действительности появлялись в разные времена, в разных цивилизациях, на разных территориях.
Исторически система саморазвития, названная йогой, возникла в Индии и сохранилась до нашего времени в наиболее целостном виде.
Можно выделить два основных направления, по которым она развивалась.
Первое имеет особенности, связанные с условиями жизни, религиозной традицией и философией индуизма, являясь, по сути, религиозной йогой.
В то же время в Индии йога развивалась и как наука. Эта ветвь легла в основу классической йоги Патанджали. Были сформулированы ценности и цели этой науки и предложена практическая технология для их достижения.
Классическая йога определяет путь эволюционного развития человека, соединяя его с тонкой духовной основой, что необходимо человеку в современном мире.
Из-за массового распространения по всему миру йога претерпела серьёзные изменения в сторону искажения своего первоначального значения, заданного мастерами — создателями йоги как технологии развития человеческого сознания.
Поэтому, прежде чем говорить о возможностях йоги для изменения сознания, важно проанализировать состояние йоги в мире и понять, способно ли йога-движение в его нынешнем состоянии решать стоя́щие перед миром задачи.
В древние времена мастера-подвижники, ищущие знания истины, своими стараниями и трудом создали йогу как науку о человеке его месте и роли мироздании. В ней присутствовала глубокая теоретическая составляющая:
строение и функционирование человека как системы, его сознания, неразрывно связанного с миропорядком,
этическая платформа, содержащая в себе знания об универсальных законах вселенной,
психология йоги, которая создаёт ценности и мотивирует к их достижению.
Уникальные знания строения человека как многомерной системы в сочетании с современными знаниями о развитии психофизического организма и сознания, создали возможность духовной интеграции и прорыва в глубины духовного мира.
Все эти составляющие — суть науки йоги.
Была досконально разработана научная база йоги: не только теория с целями и ценностями жизни, но и практическая часть — метод познания и взаимодействия с собой и окружающим миром через непосредственное соединение.
Технологии, осуществляющие это соединение через три стадии глубокого сосредоточения — концентрацию, медитацию и самадхи — позволяют управлять процессами, происходящими в человеке и мироздании.
Знания, полученные в результате этой практики, формируют у человека адекватное сознание, способное воспринимать мир без искажений и полноценно участвовать в его жизни исходя из духовного единства и целостности. Это сознание экологично, потому что оно не причиняет вред миру, находясь в гармоничном соединении с ним.
Такова наука йоги, оставленная нам древними мастерами в текстах и по линии непосредственной передачи знаний от учителя ученикам.
Но что стало с этим наследием?
Мы видим, как эпоха развитого капитализма с его чрезмерным потреблением и эксплуатацией природных ресурсов планеты, западным менталитетом, распространившимся по всему миру, исказили древнее наследие, трансформировали его под себя.
Так возникла западно-индийская йога, построенная на капиталистическом мировоззрении, ценностях, отношениях и принципах, которые пропитали сознание цивилизации. Под их влиянием менталитет большинства людей изменился в сторону чрезмерного потребления, отдельности и индивидуализма, эксплуатации в угоду отдельной личности всего, что есть рядом — ресурсов планеты, её обитателей, других людей.
Йога стала частью этого менталитета и, потеряв свою аутентичную суть, стала придатком построенного по западным принципам бизнеса, вобрав в себя негативные стороны капиталистических отношений.
Вот какие процессы можно наблюдать сейчас в мировом йога-пространстве.
Произошло упрощение науки йоги до обслуживания тела, не затрагивая души и духа, совершенно не касаясь познания истины и развития сознания.
Максимальное, что присутствует в виде «духовной составляющей» — подражание религиозной традиции индуизма с копированием ритуалов и внешней её формы — атрибутов, одежды, имён.
При этом йога-сообщество разделено по идеологическим платформам, традициям, парампарам, коммерческим интересам и проектам, которые продвигаются по законам бизнеса.
Очевидно, что при таком уровне развития йоги и состоянии йога-движения — разрозненном, разобщённом — решение мировых задач с помощью йоги невозможно.
Аутентичная йога задумывалась мастерами для иных целей, прежде всего для того, чтобы человек стал свободным, творчески распоряжался своей жизнью, находясь в согласии с мирозданием, следуя его универсальным законам и эволюционному развитию, которое лежит в основе существования вселенной.
Поэтому необходимо сделать так, чтобы современная йога соответствовала своему предназначению и помогла решить проблемы, остро сто́ящие перед человечеством.
Как мы выяснили ранее, причиной конфликтов во многом является неразвитое сознание человека и человечества в большинстве своём, незнание себя и миропорядка. Оттого мир сотрясают всевозможные кризисы и конфликты. Так как аутентичная йога — это, прежде всего, знание истины, которое открывается развивающемуся сознанию, то естественной становится задача возвращения этой науки к истинному предназначению.
Но это не возвращение в прошлое и не возрождение седой древности в неизменном виде.
Наука — это прежде всего развитие, творческое осмысление опыта и применение его к месту и временим. Творческий, научный подход делает йогу живой традицией, которая сохраняет суть и аутентичность, и при этом двигается вместе с миром, чувствует его действительные цели и потребности, интегрирует новые знания и научные достижения.Это сплав знаний и технологий, которые создают йогу современного мира, необходимую для решения общих для всего человечества задач.
Людям, понимающим это, очевидна необходимость трансформации йоги и её возвращения к истинным ценностям, с учётом современных реалий.
Шаги в этом направлении уже делаются теми, кто улавливает информационные сигналы, идущие от мироздания. В разных частях планеты появляются мастера, которые участвуют в этой трансформации, приводя йогу к целям и технологиям, адекватным времени.
Так, в в СССР, в городе Горьком (Нижний Новгород) в конце 80-х годов зародилось движение «Экология планеты», целью которого стал поиск современных способов изменения сознания человека и человечества. Основоположником этого движения стала наша научная школа под моим руководством. В дальнейшем это движение получило название «МиРАйЯ» («мир священный»).
Цель проекта «МиРАйЯ» — обретение человеком экологического, духовного сознания через практическую систему «Йога ЛАМ» — современную научную систему, основанную на классической йоге Патанджали и её восьмеричном пути, использующую достижения современной науки и дополненную моими авторскими технологиями и их теоретическим обоснованием, описанным современным языком.
Эта отечественная школа йоги, которая в 2023 году отмечает 40-летний юбилей, стала основателем и лидером движения йоги современного мира.
Обстоятельства, создаваемые миром, привели к объединению людей, имеющих подобные устремления и задачи. Так возник совет экспертов под эгидой международной организации United Consciousness (Индия), занявшихся разработкой образовательных стандартов, соответствующих сути аутентичной науки йоги.
Два года работы международного совета привели к созданию документа, содержащего семь стандартов для составления программ подготовки преподавателей йоги. Международная презентация прошла 21 июня 2023 на площадке наших партнёров — центра Yoga Vidya (Германия).
Коротко расскажу об этих стандартах с позиций йоги современного мира — системы «Йога ЛАМ».
Первый стандарт — философия и история йоги. Он даёт фундамент — знания об истории развития науки йоги, путях её становления и подразумевает изучение классических текстов, описывающих опыт древних мастеров, созданные ими философские системы, а также практические технологии для реализации целей, заявленных в этих системах.Мастер йоги с 45-летним стажем, врач, основатель первой официальной школы йоги (1983), автор системы «Йога ЛАМ» — йоги современного мира, ректор «Академии традиционных систем оздоровления и развития человека», автор «Учебника классической йоги и йоготерапии, I-II ступени».