Организатор конференции – Школа йоги Андрея Лобанова «Йога ЛАМ и экоцентр «МиРАйЯ» при поддержке АНО «Центр АртЛуга», Корпоративного университета правительства Нижегородской области (КУПНО), Института психонетических исследований и разработок (Москва) и Европейской федерации йоги.
Осознанность как фундамент для формирования экологического сознания
Всё, что я сейчас озвучу, взято только из моего личного опыта и осмысления вопросов экологии сознания, осознанности и процессов осознавания в течение жизни.
Так как вопрос экологии сознания уже неоднократно и ёмко раскрывался предыдущими участниками конференции, я кратко коснусь только темы осознанности и процессов осознавания в контексте выбранной мною темы для доклада.
Что для меня означают понятия осознанность и осознавание?
Осознанность — это состояние, в котором я способна обнимать вниманием всё происходящее со мной и в отношении меня в настоящем моменте, в котором я принимаю полную ответственность за своё присутствие и участие во всём, что со мной происходит.
Также осознанность для меня — это способность воспринимать все внешние объекты и процессы в текущем моменте, которые есть в моём пространстве внимания.
Осознавание, соответственно, — это процесс, в котором я ясно вижу, наблюдаю, воспринимаю в режиме текущего момента все свои намерения, мысли, эмоции, слова, реакции и ощущения в теле, действия и их следствия во внешней действительности.
А также для меня осознавание — это природная или развитая способность к перепросмотру информационного наполнения событий прошлого, требующих внимания, прояснения истинного положения вещей в этих событиях на тот момент времени для исправления текущих состояний жизни.
То есть я честно воспринимаю себя причиной всего происходящего со мной в результате реализации моих намерений, мыслей, слов и действий, я ясно вижу то, как я беру или не беру на себя ответственность за последствия реализации всех своих намерений, мыслей, слов и действий. Отслеживаю в режиме текущего момента мною же сформированные причинно-следственные связи посредством методов самоанализа и самопознания.
И доказательной базой существования этих причинно-следственных связей являются цепочка событий и существующие обстоятельства моей жизни.
Сейчас мне 52 года, и я очень ясно вижу очевидные последствия моего выбора в процессе жизни: соглашаться или не соглашаться с чужой реальностью, действовать или бездействовать, умалчивать виденное или озвучивать, подавлять своё чистое восприятие действительного из-за угроз выживания или «поглощать» чужие установки на жизнь ради выживания, даже в раннем детском возрасте. И вижу, как это отразилось на моей дальнейшей судьбе.
Этическое урегулирование состояния информационного содержимого сознания человека как самая эффективная технология исправления состояний жизни
Сейчас, оглядываясь на свои попытки осознавать в юности причины всех моих бед и препятствий в самореализации, найти инструменты самопомощи для выхода из трудных ситуаций, на все свои поиски наставника или помощника, я очень, с одной стороны, жалею, что рядом в тот момент не оказалось инструктора, который бы развернул моё внимание на ценность и важность нравственно-этической платформы йоги, которую я вскользь просмотрела во всех малодоступных на тот момент учебниках йоги, и увлеклась, как и все «нормальные» люди, йогическими физическими упражнениями для поддержания формы тела, физического здоровья и уровня энергии.
С другой стороны, спустя время, судьба довольно решительно развернула меня в сторону этого фундаментального духовного аспекта уже в других школах и технологиях работы с сознанием человека, где существовали инструкции и методики работы со своими неэтичными состояниями. И я вынесла с того периода очень непростой, но ценный опыт, прикладные знания и практические навыки, благодаря которым спустя некоторое время уже осознанно вернулась к исследованию и анализу доступных на тот момент мне источников о Нравственности и Этике, первых ступеней-ветвей йоги Ямы и Ниямы.
И так постепенно создала на их основе для себя собственный инструментарий для исправления своих текущих состояний жизни и для работы с людьми.
Мой личный опыт — самые мощные изменения в состоянии моего физического и эмоционального здоровья происходили именно после этих «этических процедур», которые являлись не просто размышлением, а методически выстроенным процессом, прописанным мною в многочисленных конспектах.
Такой же опыт я получала и в процессе работы с людьми в качестве тета-коуча.
Сейчас я вспоминаю те школы йоги, в которых я когда-то пробовала заниматься, и задаюсь вопросом — почему ни один преподаватель не предложил мне обратить внимание на этическую платформу йоги именно в тот момент, когда я металась в поиске ответов на свои душевные и ментальные боли по разным течениям и технологиям; почему на занятиях по хатха-йоге преподаватели никогда не рекомендовали обратить внимание на Яму и Нияму и серьёзно проработать этические состояния личности. Хотя я задавала конкретные вопросы и мои психические состояния очень мешали мне и в практиках асан на занятиях в студиях йоги, и в жизни в целом.
А ведь огромное количество людей в попытке навести порядок в своей личной жизни, в своих взаимоотношениях с миром, ищет именно эти знания. И, к сожалению, рекомендации поразмышлять на тему, например, «что такое ненасилие или непричинение вреда всему живому», обратившись к своду прописанных правил в популярных источниках, часто игнорируются человеком, так как в его ограниченном «знании о себе» он ничего такого «плохого и страшного» ни с кем не совершает.
И есть ещё один барьер к самостоятельному постижению науки о йогической этике — это пережитый детский травматичный опыт психического и физического насилия в семье, лжи, предательства, обмана и т. д. И человек с таким опытом чаще всего неосознанно уклоняется от контакта с информацией о правильном, этичном поведении, так как продолжает находиться в состоянии «жертвы» и не осознаёт своего личного участия и присутствия в травмирующих событиях прошлого.
Например, когда я впервые в молодости прочла пять принципов ЯМЫ, я удивилась — я же всё это соблюдаю естественно, мне даже правила такие не нужны... У меня в душе всё в порядке, я не ем мясо, я не способна к жестокости, я очень честный человек всегда и во всём... И только спустя время, когда я уже получила методики самоанализа, мне слой за слоем стала открываться вся картина моих заблуждений в отношении себя, своих умственных искажённых состояний и своего неадекватного видения внешней действительности.
Например, для меня было очень мощным потрясением после осознавания, что мир целостен, увидеть однажды, что самое интенсивное насилие в отношении других людей, явлений и в отношении себя происходит на уровне прежде всего ментальной деятельности.
С одной стороны, я понимаю, почему Гуру йоги и многие Мастера говорят о том, что к этапу самоанализа и работы с этикой человек должен созреть сам, прийти опытным путём через взаимоотношения с собой и миром к состоянию осознанности, и тогда, в процессе глубоких практик самопознания ему открывается истинное о природе его поступков и открывается видение дальнейшего пути в развитии.
С другой стороны, мой личный опыт общения с людьми, ищущими понятных и действенных методов управления состояниями жизни говорит о том, что человеку, запутавшемуся в своих поисках истины и попытках управлять своей жизнью, часто очень необходим специалист, способный в нужный момент аккуратно подсказать и обратить внимание человека именно на его собственные проступки и отношение к ним, и таким образом разрешить множество его внутренних конфликтов.
Например, в моей молодости, которая складывалась неблагополучно, было несколько уникальных встреч с людьми, один из которых был действующим православным батюшкой, а второй православным врачом, работающим с зависимостями. В обычной беседе, где я рассказала о своих проблемах и непонимании, как их разрешить, мне были заданы всего несколько вопросов, которые очень больно ударили по моей эгоистической позиции жертвы обстоятельств и помогли многое увидеть из того, что я в себе много лет не замечала.
Впоследствии, когда я начала работать с людьми в качестве тета-коуча, я совершенно интуитивно, спонтанно, в процессе рабочих встреч создавала такие вопросники на основе принципов Ямы, и они становились методичками для самостоятельной домашней работы, которые я потом прорабатывала и сама с собой. Когда человек осознавал, что именно он изначально является причиной своих болезненных состояний в настоящее время, терапия происходила с более высокой динамикой.
Просветительский проект «Семья – Осознанность – Любовь»
Такой проект — это моя мечта, которую я вынашиваю уже давно и на данный момент накапливаю опыт, собираю знания и в своём окружении вижу уже небольшую группу специалистов, позиция которых в отношении семейных ценностей мне созвучна.
Лично я постоянно сталкиваюсь со специалистами помогающих профессий, которые чувствуют ограниченность своих дисциплин и ищут более глубоких знаний, ясных и эффективных методик, постоянно, как и я, обучаются и совершенствуют свои профессиональные навыки. На данный момент я начала сотрудничать с начинающим семейным психологом, которая направляет ко мне своих клиентов на йоготерапию, в которой мы прорабатываем проблемы целостно, и у нас уже есть первые отличные результаты.
Моя сестра, с которой мы когда-то вместе работали в антинаркотическом проекте, сейчас работает с детьми, страдающими разными отклонениями психического и физического развития, и мы постоянно с ней на связи, обсуждаем трудности, эффективные и неработающие современные методики работы с такими детками. И иногда интуитивно в беседе находятся интересные, нестандартные решения как в вопросах технологии, так и в вопросах взаимодействий в коллективе сотрудников.
Каким я вижу такой проект?
Как объединение специалистов помогающих профессий — йоготерапевтов, семейных психологов, специалистов кризисной психологии, специалистов, работающих с нарушениями психического развития у детей и опирающихся в своей работе с людьми на знания теоретической базы технологии йоги и её этическую платформу.
К сожалению, несмотря на мощное развитие медицины как науки, растёт статистика врождённых и приобретённых физических и психических патологий в раннем детском возрасте, являющихся в большинстве своём следствием стресс-фактора. И, несмотря на все достижения современной медицины, болезни становятся все моложе и сложнее.
И корень этих проблем я вижу прежде всего как в искажении понятия «родительства», так и в деградации явления родительства в целом, которое в той или иной степени происходит сейчас в мировом сообществе.
В жестоких современных реалиях, когда происходят все эти трагические события с ужасающими последствиями для будущих поколений, самой уязвимой структурой человеческого сообщества оказалась семья. Обесценивание семейных уз, искажение её изначальной ценности, навязывание извращённых моделей взаимоотношений — это самый малый список из того, что мы наблюдаем сейчас в мире.
Семья для меня — это прежде всего университет с самым мощным учебным и эффективным процессом, среда, где формируется судьба, сознание и в которой взращивается личность человека. А следовательно — сознание каждого человека является значимой составляющей сознания всего человеческого сообщества. Поэтому работа над экологией сознания на планетарном уровне должна начинаться с работы над экологией сознания личности.
И если в семье люди сталкиваются с проблемами взаимопонимания и взаимодействия, хотят с ними разобраться и наладить семейную жизнь, разрешить конфликты с подрастающими детьми, устранить проблемы взаимопонимания между разными поколениями родственников, они все чаще ищут помощи у специалистов помогающих профессий.
По моему опыту наблюдений, работы и общения с людьми, именно там, где специалисты работают методами коррекции этических состояний, помогают человеку развивать навыки самоисследования, самопознания, взятия ответственности за свои выборы, за свои действия, результаты такой работы всегда разворачивают личность в сторону развития осознанности, безусловной любви и принятия.
Поэтому, как я вижу, в команде специалистов, работающих в направлении «экология сознания семьи» должен быть инструктор по йогической этике — специалист, практик аутентичной йоги, методист.
Его работа будет заключаться в проведении образовательных мероприятий для семейных групп и индивидуальных консультаций, индивидуальных практик по каждому этическому принципу Ямы прежде всего, и также этических коррекционных процессов для специалистов, сталкивающихся с трудностями в работе с людьми.
Коротко о моём опыте работы на примере принципа Ахимса
Так сложилось, что в мою частную практику приходили люди, пережившие тяжёлый опыт психического и физического насилия в семье в детстве, но они уже делали самостоятельные попытки выйти из позиции жертвы и искали работающие эффективные методы для освобождения от последствий травматичного опыта.
В таких случаях с такими запросами я провожу специальную предварительную подготовку человека к более спокойному, осознанному восприятию его болезненного прошлого. Это специальный подготовительный курс, который я сама разработала на базе полученных ранее знаний и на основе базовых знаний о строении Человека как целостной системы и его о связи с миром, которые открылись для меня в погружении в Йогу.
Хочу продемонстрировать вам маленькую методичку, которую я однажды спонтанно написала для моих клиентов — их домашней работы с принципом Ахимса. Её они самостоятельно выполняли дома после проработки в очных сессиях самых болезненных впечатлений прошлого. Отдельно отмечу, что в мои компетенции тета-коуча не входит работа с людьми с пограничными состояниями психики, психическими заболеваниями, с посттравматическим синдромом и находящимися в состоянии тяжёлой формы депрессии.
В методичке всего 4 шага. 1. Прописать в тетради, как человек сам понимает понятия «насилие», «причинение вреда». На этом этапе человек часто проясняет для себя тот факт, что насилие бывает не только физическим и психическим, но и на уровне ментальной деятельности, и на уровне скрытых намерений. Часто это бывает для него открытием.
2. Следующим шагом прописать все доступные ему в памяти ситуации, где он оказывался в позиции жертвы физического или психического насилия. И также стал наблюдателем ситуаций с насилием. Иногда это тоже достаточно болезненный процесс, даже для хорошо подготовленного человека, процесс, требующий поддержки и контроля со стороны специалиста.
3. На третьем шаге я предлагала прописать все доступные для воспоминания ситуации, в которых человек проявлял насилие к себе самому в мыслях, словах и действиях. И здесь случались уже очень интересные инсайты о природе своих поступков и об ответственности за своё личное присутствие в большинстве болезненных ситуаций прошлого и настоящего.
4. И последним шагом было предложение прописать опыт, где человек проявлял насилие в словах, мыслях, действиях в отношении других людей, живых существ и явлений жизни в целом.
Именно на этом шаге с людьми происходили самые мощные трансформации, в результате которых его воспоминания, в которых он застрял вниманием в позиции жертвы, значительно обесценивались, так как он осознавал свою собственную несовершенную, незрелую природу, переживал прощение и принятие своих обидчиков не на уровне Ума, а на уровне сердца и обесценивал свои боли прошлого, освобождаясь от своих хронических претензий к судьбе.
Автор записи
Ружена Осколкова
Тренер по развитию, системный тета-коуч, преподаватель классической йоги и йогатерапии по системе «Йога ЛАМ»