Роль просвещения и образования в формировании экологического сознания

Доклад преподавателя «Йога ЛАМ» Ружены Осколковой (Москва) на международной научно-практической конференции «Экология сознания», которая состоялась 13-14 апреля в КУПНО (Нижний Новгород).

Организатор конференции – Школа йоги Андрея Лобанова «Йога ЛАМ и экоцентр «МиРАйЯ» при поддержке АНО «Центр АртЛуга», Корпоративного университета правительства Нижегородской области (КУПНО), Института психонетических исследований и разработок (Москва) и Европейской федерации йоги.

Осознанность как фундамент для формирования экологического сознания

Всё, что я сейчас озвучу, взято только из моего личного опыта и осмысления вопросов экологии сознания, осознанности и процессов осознавания в течение жизни.

Так как вопрос экологии сознания уже неоднократно и ёмко раскрывался предыдущими участниками конференции, я кратко коснусь только темы осознанности и процессов осознавания в контексте выбранной мною темы для доклада.

Что для меня означают понятия осознанность и осознавание?

Осознанность — это состояние, в котором я способна обнимать вниманием всё происходящее со мной и в отношении меня в настоящем моменте, в котором я принимаю полную ответственность за своё присутствие и участие во всём, что со мной происходит.

Также осознанность для меня — это способность воспринимать все внешние объекты и процессы в текущем моменте, которые есть в моём пространстве внимания.

Осознавание, соответственно, — это процесс, в котором я ясно вижу, наблюдаю, воспринимаю в режиме текущего момента все свои намерения, мысли, эмоции, слова, реакции и ощущения в теле, действия и их следствия во внешней действительности.

А также для меня осознавание — это природная или развитая способность к перепросмотру информационного наполнения событий прошлого, требующих внимания, прояснения истинного положения вещей в этих событиях на тот момент времени для исправления текущих состояний жизни.

То есть я честно воспринимаю себя причиной всего происходящего со мной в результате реализации моих намерений, мыслей, слов и действий, я ясно вижу то, как я беру или не беру на себя ответственность за последствия реализации всех своих намерений, мыслей, слов и действий. Отслеживаю в режиме текущего момента мною же сформированные причинно-следственные связи посредством методов самоанализа и самопознания.

И доказательной базой существования этих причинно-следственных связей являются цепочка событий и существующие обстоятельства моей жизни.

Сейчас мне 52 года, и я очень ясно вижу очевидные последствия моего выбора в процессе жизни: соглашаться или не соглашаться с чужой реальностью, действовать или бездействовать, умалчивать виденное или озвучивать, подавлять своё чистое восприятие действительного из-за угроз выживания или «поглощать» чужие установки на жизнь ради выживания, даже в раннем детском возрасте. И вижу, как это отразилось на моей дальнейшей судьбе.



Этическое урегулирование состояния информационного содержимого сознания человека как самая эффективная технология исправления состояний жизни

Сейчас, оглядываясь на свои попытки осознавать в юности причины всех моих бед и препятствий в самореализации, найти инструменты самопомощи для выхода из трудных ситуаций, на все свои поиски наставника или помощника, я очень, с одной стороны, жалею, что рядом в тот момент не оказалось инструктора, который бы развернул моё внимание на ценность и важность нравственно-этической платформы йоги, которую я вскользь просмотрела во всех малодоступных на тот момент учебниках йоги, и увлеклась, как и все «нормальные» люди, йогическими физическими упражнениями для поддержания формы тела, физического здоровья и уровня энергии.

С другой стороны, спустя время, судьба довольно решительно развернула меня в сторону этого фундаментального духовного аспекта уже в других школах и технологиях работы с сознанием человека, где существовали инструкции и методики работы со своими неэтичными состояниями. И я вынесла с того периода очень непростой, но ценный опыт, прикладные знания и практические навыки, благодаря которым спустя некоторое время уже осознанно вернулась к исследованию и анализу доступных на тот момент мне источников о Нравственности и Этике, первых ступеней-ветвей йоги Ямы и Ниямы.

И так постепенно создала на их основе для себя собственный инструментарий для исправления своих текущих состояний жизни и для работы с людьми.

Мой личный опыт — самые мощные изменения в состоянии моего физического и эмоционального здоровья происходили именно после этих «этических процедур», которые являлись не просто размышлением, а методически выстроенным процессом, прописанным мною в многочисленных конспектах.

Такой же опыт я получала и в процессе работы с людьми в качестве тета-коуча.

Сейчас я вспоминаю те школы йоги, в которых я когда-то пробовала заниматься, и задаюсь вопросом — почему ни один преподаватель не предложил мне обратить внимание на этическую платформу йоги именно в тот момент, когда я металась в поиске ответов на свои душевные и ментальные боли по разным течениям и технологиям; почему на занятиях по хатха-йоге преподаватели никогда не рекомендовали обратить внимание на Яму и Нияму и серьёзно проработать этические состояния личности. Хотя я задавала конкретные вопросы и мои психические состояния очень мешали мне и в практиках асан на занятиях в студиях йоги, и в жизни в целом.

А ведь огромное количество людей в попытке навести порядок в своей личной жизни, в своих взаимоотношениях с миром, ищет именно эти знания. И, к сожалению, рекомендации поразмышлять на тему, например, «что такое ненасилие или непричинение вреда всему живому», обратившись к своду прописанных правил в популярных источниках, часто игнорируются человеком, так как в его ограниченном «знании о себе» он ничего такого «плохого и страшного» ни с кем не совершает.

И есть ещё один барьер к самостоятельному постижению науки о йогической этике — это пережитый детский травматичный опыт психического и физического насилия в семье, лжи, предательства, обмана и т. д. И человек с таким опытом чаще всего неосознанно уклоняется от контакта с информацией о правильном, этичном поведении, так как продолжает находиться в состоянии «жертвы» и не осознаёт своего личного участия и присутствия в травмирующих событиях прошлого.

Например, когда я впервые в молодости прочла пять принципов ЯМЫ, я удивилась — я же всё это соблюдаю естественно, мне даже правила такие не нужны... У меня в душе всё в порядке, я не ем мясо, я не способна к жестокости, я очень честный человек всегда и во всём... И только спустя время, когда я уже получила методики самоанализа, мне слой за слоем стала открываться вся картина моих заблуждений в отношении себя, своих умственных искажённых состояний и своего неадекватного видения внешней действительности.

Например, для меня было очень мощным потрясением после осознавания, что мир целостен, увидеть однажды, что самое интенсивное насилие в отношении других людей, явлений и в отношении себя происходит на уровне прежде всего ментальной деятельности.

С одной стороны, я понимаю, почему Гуру йоги и многие Мастера говорят о том, что к этапу самоанализа и работы с этикой человек должен созреть сам, прийти опытным путём через взаимоотношения с собой и миром к состоянию осознанности, и тогда, в процессе глубоких практик самопознания ему открывается истинное о природе его поступков и открывается видение дальнейшего пути в развитии.

С другой стороны, мой личный опыт общения с людьми, ищущими понятных и действенных методов управления состояниями жизни говорит о том, что человеку, запутавшемуся в своих поисках истины и попытках управлять своей жизнью, часто очень необходим специалист, способный в нужный момент аккуратно подсказать и обратить внимание человека именно на его собственные проступки и отношение к ним, и таким образом разрешить множество его внутренних конфликтов.

Например, в моей молодости, которая складывалась неблагополучно, было несколько уникальных встреч с людьми, один из которых был действующим православным батюшкой, а второй православным врачом, работающим с зависимостями. В обычной беседе, где я рассказала о своих проблемах и непонимании, как их разрешить, мне были заданы всего несколько вопросов, которые очень больно ударили по моей эгоистической позиции жертвы обстоятельств и помогли многое увидеть из того, что я в себе много лет не замечала.

Впоследствии, когда я начала работать с людьми в качестве тета-коуча, я совершенно интуитивно, спонтанно, в процессе рабочих встреч создавала такие вопросники на основе принципов Ямы, и они становились методичками для самостоятельной домашней работы, которые я потом прорабатывала и сама с собой. Когда человек осознавал, что именно он изначально является причиной своих болезненных состояний в настоящее время, терапия происходила с более высокой динамикой.



Просветительский проект «Семья – Осознанность – Любовь»

Такой проект — это моя мечта, которую я вынашиваю уже давно и на данный момент накапливаю опыт, собираю знания и в своём окружении вижу уже небольшую группу специалистов, позиция которых в отношении семейных ценностей мне созвучна.

Лично я постоянно сталкиваюсь со специалистами помогающих профессий, которые чувствуют ограниченность своих дисциплин и ищут более глубоких знаний, ясных и эффективных методик, постоянно, как и я, обучаются и совершенствуют свои профессиональные навыки. На данный момент я начала сотрудничать с начинающим семейным психологом, которая направляет ко мне своих клиентов на йоготерапию, в которой мы прорабатываем проблемы целостно, и у нас уже есть первые отличные результаты.

Моя сестра, с которой мы когда-то вместе работали в антинаркотическом проекте, сейчас работает с детьми, страдающими разными отклонениями психического и физического развития, и мы постоянно с ней на связи, обсуждаем трудности, эффективные и неработающие современные методики работы с такими детками. И иногда интуитивно в беседе находятся интересные, нестандартные решения как в вопросах технологии, так и в вопросах взаимодействий в коллективе сотрудников.

Каким я вижу такой проект?

Как объединение специалистов помогающих профессий — йоготерапевтов, семейных психологов, специалистов кризисной психологии, специалистов, работающих с нарушениями психического развития у детей и опирающихся в своей работе с людьми на знания теоретической базы технологии йоги и её этическую платформу.

К сожалению, несмотря на мощное развитие медицины как науки, растёт статистика врождённых и приобретённых физических и психических патологий в раннем детском возрасте, являющихся в большинстве своём следствием стресс-фактора. И, несмотря на все достижения современной медицины, болезни становятся все моложе и сложнее.

И корень этих проблем я вижу прежде всего как в искажении понятия «родительства», так и в деградации явления родительства в целом, которое в той или иной степени происходит сейчас в мировом сообществе.

В жестоких современных реалиях, когда происходят все эти трагические события с ужасающими последствиями для будущих поколений, самой уязвимой структурой человеческого сообщества оказалась семья. Обесценивание семейных уз, искажение её изначальной ценности, навязывание извращённых моделей взаимоотношений — это самый малый список из того, что мы наблюдаем сейчас в мире.

Семья для меня — это прежде всего университет с самым мощным учебным и эффективным процессом, среда, где формируется судьба, сознание и в которой взращивается личность человека. А следовательно — сознание каждого человека является значимой составляющей сознания всего человеческого сообщества. Поэтому работа над экологией сознания на планетарном уровне должна начинаться с работы над экологией сознания личности.

И если в семье люди сталкиваются с проблемами взаимопонимания и взаимодействия, хотят с ними разобраться и наладить семейную жизнь, разрешить конфликты с подрастающими детьми, устранить проблемы взаимопонимания между разными поколениями родственников, они все чаще ищут помощи у специалистов помогающих профессий.

По моему опыту наблюдений, работы и общения с людьми, именно там, где специалисты работают методами коррекции этических состояний, помогают человеку развивать навыки самоисследования, самопознания, взятия ответственности за свои выборы, за свои действия, результаты такой работы всегда разворачивают личность в сторону развития осознанности, безусловной любви и принятия.

Поэтому, как я вижу, в команде специалистов, работающих в направлении «экология сознания семьи» должен быть инструктор по йогической этике — специалист, практик аутентичной йоги, методист.

Его работа будет заключаться в проведении образовательных мероприятий для семейных групп и индивидуальных консультаций, индивидуальных практик по каждому этическому принципу Ямы прежде всего, и также этических коррекционных процессов для специалистов, сталкивающихся с трудностями в работе с людьми.


Коротко о моём опыте работы на примере принципа Ахимса

Так сложилось, что в мою частную практику приходили люди, пережившие тяжёлый опыт психического и физического насилия в семье в детстве, но они уже делали самостоятельные попытки выйти из позиции жертвы и искали работающие эффективные методы для освобождения от последствий травматичного опыта.

В таких случаях с такими запросами я провожу специальную предварительную подготовку человека к более спокойному, осознанному восприятию его болезненного прошлого. Это специальный подготовительный курс, который я сама разработала на базе полученных ранее знаний и на основе базовых знаний о строении Человека как целостной системы и его о связи с миром, которые открылись для меня в погружении в Йогу.

Хочу продемонстрировать вам маленькую методичку, которую я однажды спонтанно написала для моих клиентов — их домашней работы с принципом Ахимса. Её они самостоятельно выполняли дома после проработки в очных сессиях самых болезненных впечатлений прошлого. Отдельно отмечу, что в мои компетенции тета-коуча не входит работа с людьми с пограничными состояниями психики, психическими заболеваниями, с посттравматическим синдромом и находящимися в состоянии тяжёлой формы депрессии.

В методичке всего 4 шага.
1. Прописать в тетради, как человек сам понимает понятия «насилие», «причинение вреда». На этом этапе человек часто проясняет для себя тот факт, что насилие бывает не только физическим и психическим, но и на уровне ментальной деятельности, и на уровне скрытых намерений. Часто это бывает для него открытием.

2. Следующим шагом прописать все доступные ему в памяти ситуации, где он оказывался в позиции жертвы физического или психического насилия. И также стал наблюдателем ситуаций с насилием. Иногда это тоже достаточно болезненный процесс, даже для хорошо подготовленного человека, процесс, требующий поддержки и контроля со стороны специалиста.

3. На третьем шаге я предлагала прописать все доступные для воспоминания ситуации, в которых человек проявлял насилие к себе самому в мыслях, словах и действиях. И здесь случались уже очень интересные инсайты о природе своих поступков и об ответственности за своё личное присутствие в большинстве болезненных ситуаций прошлого и настоящего.

4. И последним шагом было предложение прописать опыт, где человек проявлял насилие в словах, мыслях, действиях в отношении других людей, живых существ и явлений жизни в целом.

Именно на этом шаге с людьми происходили самые мощные трансформации, в результате которых его воспоминания, в которых он застрял вниманием в позиции жертвы, значительно обесценивались, так как он осознавал свою собственную несовершенную, незрелую природу, переживал прощение и принятие своих обидчиков не на уровне Ума, а на уровне сердца и обесценивал свои боли прошлого, освобождаясь от своих хронических претензий к судьбе.


Автор записи
Ружена Осколкова
Тренер по развитию, системный тета-коуч, преподаватель классической йоги и йогатерапии по системе «Йога ЛАМ»
  • Комментарии
  • Вконтакте
Комментарии отсутствуют
Отправить
Заказать звонок
Яндекс.Метрика
sensei no okiniiri! besthentai.org level drain hentai
inazuma artist hentaibee.net absolute kirino territory by hyoco road
سكس٥ adultpornsexxx.com نيكة حلوة
xxxmalayalam pornmovieswatch.org sex worker in ranchi
hentai mangaa hentaiact.com yuri on ice hentai
free adult manga tubehentai.org akuma ga boku o
نيك فلاحى yatarab.com كس مرفت
hdmoviesmp4 xshaker.net tamil sey video
rupali sood nude fucktubez.com porn18sex
indian wife sex stories kings-porno.com reem sheikh
hdporner.com threesomeporntrends.com xn com video
girls showing ass eroanal.info village group sex
افلام سكس الشيشان arabicaporn.com بنات سكس مصرى
hentai series manga fuckhentai.net hentai martial arts
para kay crush pinoyofw.net karneng baboy