Все люди в какой-то степени анализируют себя, свои поступки, эмоциональные проявления, мысли, некоторые пытаются наблюдать и за процессом мышления. Но все эти наблюдения касаются лишь содержания мышления – того, о чём мы думаем, и не связаны с механизмом ментальной деятельности – тем, как складывается мыслительный процесс, как устроен ум, каковы основные его функции и возможности.
Немногие задаются этими вопросами. Говоря компьютерным языком, большая часть людей находится на уровне пользователя, и лишь небольшая часть – на уровне программиста.
Как заполняется информацией пространство ума, как в нём совершаются операции с информацией и какое воздействие заложенная информация оказывает на другие структуры человека и, в конечном итоге, на его жизнь — от того, насколько далеко человек готов пойти в своих в поисках ответов на эти вопросы, зависит качество его реальной жизни, её осознанность и возможность ей управлять.
Для изучения ума и ментальной деятельности была создана йога Патанджали. В тексте «Йога-сутр» рассматриваются важные вопросы жизни человека, в первую очередь его подверженность страданиям и несвобода от обстоятельств, в формировании которых участвует ум.
Разбирая природу страданий, Патанджали предлагает путь освобождения от них — познание себя и изменение способа взаимодействия с действительным миром, что открывает дорогу к управлению обстоятельствами своей жизни через контроль над умом.
Вначале ум изучается во всех возможных ракурсах и аспектах, а затем активность исследования переносится на другие механизмы взаимодействия с действительностью, заложенные в ментальном измерение человека.
Для этого изучаются универсальные психические инструменты и обретаются навыки владения ими, позволяющие максимально объективно познавать и взаимодействовать с объектами, явлениями и процессами, сначала внутренними, а затем внешними — протекающими в других системах, включая материнскую вселенскую систему, с которой, посредством обретенной способности соединения, слияния (йога), устанавливается прямое взаимодействие.
Это даёт человеку свободу от ограничивающих его кармических обстоятельств, а также иные возможности, связанные с жизнью в единстве с вселенским измерением.