Мы живём в мире, который существует по своим природным естественным законам, необходимым для его жизнеспособности, развития, возможности творения. Одновременно постоянно создаётся иллюзорный мир, заполненный идеями, представлениями, авторитетами. Большинству людей проще доверять идеям и авторитетам.
Сейчас широкое распространение принимает направление ЗОЖ (здорового образа жизни). Это выведенные кем-то принципы здорового питания, питьевого режима, режима дня, физической нагрузки и так далее. Согласно этим принципам, чтобы быть здоровым, вы просто должны следовать неким правилам.
Что такое здоровье?
В моём понимании, здоровье — это ответственность за свою жизнь во всём многообразии жизненных ситуаций, отношений. Ответственность — это управление! А управление невозможно без самонаблюдения, познания!
В этом понимании здоровье не может быть просто результатом какой-то принятой идеи.
Понаблюдайте, если вы принимаете ту или иную идею правильного питания, вы начинаете навязывать её окружающим. Кто не разделяет ваши принципы, становятся вашими врагами. Вы находитесь в конфликте. А основная задача питания — помогать человеку выстраивать гармоничные отношения с миром.
Мы едим не белки, жиры и углеводы. С едой мы вбираем информацию, которая должна поддерживать баланс отношений, в не быть причиной конфликта. Понимая эту задачу, вы сами можете перейти негармоничное для себя питание, не следую внешним принципам, а опираясь на ощущения.
В свете естественных, природных ощущений мне бы хотелось поговорить о беременности и рождении.
Йогу для беременных я провожу с 2010 года. За это время у меня возникло ясное понимание, что беременность — это очень благодатное состояние для практики.
Прежде всего подспорьем в практике является природная интуиция, которая, как правило, обостряется у беременных. В этот период мы часто руководствуемся не умом, а ощущениями. Во время беременности внимание часто присутствует внутри, что необходимо для развития чувствительности. Беременность позволяет ясно видеть, как меняется наше тело от занятия к занятию.
Изменения происходят у любого человека, но часто мы их не замечаем. А во время беременности изменения быстрые и ясные. Это позволяет воспринимать наше тело ближе к действительности, а не как застывший образ в голове. Появляется возможность адаптироваться к этим изменениям, принимать их. Безусловно, всё это углубляет практику, правильно отражает действительность.
Но в йоге для беременных есть и сложности.
Сложность связана с ограниченным временем, которое выделяет нам природа до родов. Например, по моему мнению, на освоение пранаямы просто не хватит времени. Конечно, если под пранаямой понимать не просто дыхание, а чувственное управление потоками праны.
Поэтому мне всегда интересно искать технологии, которые за короткий срок помогают человеку в изучении себя и управлении своей системой.
Немного истории.
Когда я начинала вести йогу для беременных, я изучала, как её ведут другие преподаватели. Для большинства инструкторов это обычная практика с исключением асан, которые делать нельзя.
Также многие ориентируются на триместры. С увеличением срока беременности вам приходится отказываться от всё большего числа упражнений. В основе такого подхода заключено отношение, что беременность ограничивает вашу практику. Также присутствует страх что-то сделать не так.
Вы всё время должны с кем-то консультироваться: что можно делать, а что нельзя. Этот страх передаётся малышу. Сознание ребёнка заполняется не состоянием любви, доверия миру, а наоборот. Ребёнок воспринимает мир через ощущение опасности, ограниченности.
Моё внутреннее ощущение всегда сопротивлялось такому подходу!
Я знаю, что беременность, наоборот, раскрывает возможности! В этот период вы больше чувствуете, это способствует развитию интуитивной чувствительности. Помогает лучше узнавать себя. Во время практики нужно погружаться в ощущения, а не следовать кем-то придуманным правилам.
Внутреннее наблюдение открывает большие возможности!
Выполняя физические упражнения, вы можете наблюдать вашу реакцию на них. Например, попробуйте приседать длительное время. Вскоре внутри вас начнёт проявляться реакция на напряжение, связанное с приседанием. Кто-то будет чувствовать раздражение, усталость, желание прекратить. Вы словно жертва, вынужденная выполнять неприятное упражнение. Кто-то будет бороться с собой, напрягаться, пытаться доказать себе свою силу.
Эти реакции на сложности — просто привычные ответы нашей личности. Изменить этот ответ сложно, так как он определяется нашими установками, глубинными программами поведения.
Мы же на занятиях учимся не следовать личностным привычным реакциям. Мы сосредотачиваем своё внимание на ощущениях. Продолжая приседать, находим способ расслабиться. Помогают микродвижения, свой ритм и главное, настрой на расслабление! Так вы можете открыть такие движения тела, которые позволят вам приседать очень долго, не чувствуя усталости, раздражения и борьбы. Вы находите свой интуитивный путь пройти через эту трудность.
Такая практика физических упражнений переносится и в жизненные ситуации. Вы обучаете своё сознание не быть жертвой и не бороться с миром. А находить свой путь проживания.
Так мы готовим своё сознание и к родам. В родах вам будет мешать и состояние жертвы, и состояние борьбы. В родах нужно такое качество сознания, которое может глубоко доверять природному процессу, следовать ощущениям, находить свой путь.
Также в общепринятой практике йоги для беременных рекомендуют никогда не напрягать живот. Это очень коварная рекомендация! Во-первых, это невозможно, так как мышцы живота участвуют во многих повседневных действиях. Во-вторых, это отделяет живот из общего пространства тела.
Природа нашего тела такова, что в нём всё взаимосвязано и едино. Тогда оно здорово и жизнеспособно. Любое отделение какой-то части нарушает сами принципы его функционирования, приводит к проблемам, нарушениям, болезни. На занятиях мы, наоборот, активно включаем живот в жизнь, в движения, учимся его расслаблять и правильно напрягать. В этом помогает технология, обучающая ощущать тело как единое, целостное пространство.
В йоге для беременных, на мой взгляд, очень преувеличена ценность разнообразных дыхательных техник для родов. Я думаю, природа как разумное начало, вряд ли предусмотрела, что в родах нужно какое-то особое дыхание. Мне видится более важным научиться чувствовать своё естественное дыхание, успокаивать его.
Лучше применять упражнения, которые восстанавливают физиологическое дыхание, если оно нарушено, а не придумывать разные неестественные техники. Здоровое правильное дыхание успокаивает нервную систему, даёт силы, что и необходимо для родов.
Важнейшей частью этого курса является тема Ямы — природных законов существования мира. Если человек по незнанию или нарочно нарушает эти законы, его жизнь наполняется проблемами и страданиями.
Многие мои студенты говорят, что не понимают, как практиковать Яму. Вроде все знают эти законы и явно их не нарушают (не причиняют вред, не лгут, не крадут и т. д.).
Яма — это не запреты. Принципы Ямы — это универсальные законы для выстраивания гармоничных отношений с собой и с миром. Мы изучаем эти законы как опора для взаимодействия, в частности, со своим ребёнком.
Такое изучение Ямы даёт мощный эффект.
У многих людей остались обиды из детства, когда их не понимали, не принимали, давили своим авторитетом. Это даёт глубокую мотивацию не переносить эти ошибки воспитания на своих детей.
На что же тогда опираться? Вот здесь и проявляется важность Ямы как практики. Мы внимательны в различных ситуациях, возникающих с детьми. Стараемся воспринимать отношения с ребёнком с позиции Ямы. Тогда практика Ямы из теоретического знания становится реальным действием по самонаблюдению, изменению своих негативных программ, управлению собой.
В заключение хочу поблагодарить своих учителей, всех мудрых людей, которые встречаются в моей жизни. Моё понимание является следствием их участия в моей жизни.
Основная задача учителя научить — человека познавать себя и мир через наблюдение, открывать правильные знания.
Очень важно, чтобы мы не меняли образ мыслей, кидаясь из одного мировоззрения в другое, а были активными, внимательными наблюдателями, и сами могли открывать действительные знания о себе и мире!