Управление сознанием и формирование новых когнитивных инструментов

Доклад Олега Бахтиярова на международной конференции «Йога — наука и искусство жить в эпоху перемен», которая состоялась 17 июня 2023 в рамках празднования Международного дня йоги и проекта G20 — Civil-20 — One Earth, one Family, one Future through Yoga («Одна планета, одна семья, одно будущее через йогу»). 

Когда мы говорим, что наступает время перемен, то возникает тема барьера, к которому мы подошли, и тема преодоления этого барьера. Эта тема звучит у ряда авторов и только нарастает. Есть и культурная, и технологическая неудовлетворённость, и вместе с тем, появление новых угроз.

Культурная — исчерпанность форм, процессы культурной деградации, который ещё 90 лет назад Ортега-и-Гассет обозначил восстанием масс.

Научная — наличие проблематики, для анализа которой нет инструментария — объекты, которые лишены внутренней структуры и которые не могут быть описаны набором свойств и качеств. Тёмная материя, сознание, человеческое «Я». Нет науки о сознании, есть науки о фиксации некоторых проявлений сознания внешними средствами, но нет возможности проникнуть внутрь сознания, то есть именно тех средств, которыми и пользуется йога, когда имеет дело с сознанием как оно есть, а не с его отражением в приборах.

Есть угрозы: формализация, и проистекающая отсюда примитивизация сознания и повышение его управляемости со стороны внешних факторов.

Но есть и Ответ — активизация сознания.

Мы подходим к важному потенциальному броску — от работы с внешним миром обусловленности, в котором действуют определённые процессы и события, обусловливающие сознание человека, к броску в Сознание как самостоятельный мир.

Вопрос тут один — действуем ли мы из позиции внутренней свободы или остаёмся реакцией на управляющие нами силы — кнуты и пряники. Остаётся ли сознание человека реактивным или становится активным, пробуждается ли у нас свободная воля или мы остаёмся всего лишь реакцией на приходящие стимулы.

Эта тема становится центральной для наступившего времени перемен — или сознание будет идти по пути подчинения всё более примитивным факторам, или станет активным и управляющим.

Когда мы об этом говорим, то неизбежно возникает тема йоги, извлечение из неё методов работы с сознанием.

Задачи тут иные по отношению к тем, что были раньше: внутренние преобразования в йоге и управляемые преобразования культуры и технологий в современных задачах. Но реальность, с которой мы работаем, и там, и там — реальность Сознания, одна и та же. Мы производим определённые действия с сознанием, и эти действия определяются и нашими задачами, и нашими схемами сознания.

Сознание неимоверно сложнее, объёмнее, многомернее, чем любая схема (отсюда и множество систем описания сознания и работы с ним), и не учитывать уже существующие тысячелетиями системы просто невозможно. И полезно рассмотреть эту проблему на совершенно конкретных и прагматичных примерах.

Когнитивные инструменты — методы моделирования окружающего мира и создания технических устройств. Существующие когнитивные инструменты (мыслительные операции и адекватно отражающие их знаковые среды) сильнее неорганического мира, но слабее организмических процессов — биологических, цивилизационных, культурных.

Так, невозможно превратить один вид в другой, создать такую форму живых существ, которые жили бы в условиях других планет и т.д. Наиболее рафинированное и чётко организованное мышление является основой науки и порождаемых ею технологий, но и наука и технологии основаны на ограниченном числе используемых мыслительных операций. Ограничения проистекают из линейно-дискретной структуры существующих языков и проистекающего из этого факта перечня используемых логических операций.

Строение когнитивных инструментов: смысл — словесные формулировки — формализм — техника.

Когнитивные инструменты — операции, формирующие модели и технологии преобразования реальности, и включающие в себя смысловые операции и их отражение в знаковых, концептуальных и технических средах. Для целенаправленного формирования новых когнитивных инструментов необходимы особые техники работы с сознанием, основанные на выделении слоя амодальных смыслов и операций с ними с последующим созданием адекватных знаковых сред, преодолевающих ограничения, проистекающие из линейно-дискретного строения существующих языков.

Амодальные смыслы — смыслы, лишенные проявленности. Так это понимается в разработках Василия Налимова, Андрея Агафонова, но точно так же они понимаются и в йоге, причем в йоге это не только имя явления, но и операции их ними. Самадхи с семенем — это и есть слой амодальных смыслов.

Возникает проблема формирования знаковых сред, адекватных для современных задач. Основа нужных нам знаковых сред — языки развёртывания смыслов, реализующие амодальные смыслы в различных средах — буквенных, визуальных, аудиальных. 

Эта задача требует разработки и психотехнического обеспечения, и рабочих онтологий, основой которых является представление о потенциальной активности сознания на уровне и онтологических постулатов, и специальных техник, ведущих к активизации сознания и целенаправленному порождению необходимых когнитивных инструментов. 

Кроме решения технологических задач, такая работа создаёт условия и для разработки науки о сознании, опирающейся на собственный аппарат исследований и получения достоверных и проверяемых знаний о строении и функционировании сознания.

Но эти операции — и мыслительные, и языковые, нужно создавать «как-то». Фактически, это задача создания технологии порождения того, чего быть не может в рамках существующих мыслительных действий. 

Источником таких технологий и может стать реконструкция ранее существовавших форм знания и работы с сознанием, и, в нашем случае, йоги, подобно тому как источником современных технологий стала наука на основе своих нормативов, которые близки к исчерпанию своего потенциала. И первые подходы к этому были сделаны как раз в ходе философской разработки проблемы сознания, в частности, в феноменологии Гуссерля.

Ещё одна связанная с этим тема — наличие границ мышления, отражённого в языке, которым мы пользуемся. Граничные понятия не выводятся из других понятий, а задаются путём тавтологий, намекая на неприменимость к ним обычных процедур.

Ещё одна граница, подсказывающая один из путей расширения картин возможных миров за счёт операций — сочетание несочетаемых абсолютов. Что произойдёт при попадании всесокрушающего ядра в несокрушимый столб? Какой мир при этом возникает и каковы обитатели этого мира, какова его понятийная структура?

Радикальное решение этой проблемы видится в изменении соотношения смыслов и знаковых и, шире, вообще проявленных форм.

Должны быть разработаны процедуры выявления амодальных смыслов, активизации новых смыслов и их развёртывания в новых знаковых средах. Сознание как отражение и реакция должно быть дополнено активным сознанием, порождающим и развёртывающим новые смыслы.

В этой задаче наука и технологии соприкасаются с психотехниками работы с сознанием. Существующие формы мыслительных операций при этом не будут отвергнуты, но дополнены новыми формами, расширяющими понимание и деятельность.

Это означает, что человек овладевает именно смысловыми операциями и возникает общая смысловая (а не знаковая) сфера, общая для носителей такого языка. Движение в эту сторону происходит, но, когда такой язык станет реальностью, он послужит радикальному преобразованию соотношения сознания и феноменального мира. Появится возможность создавать то, что находится за пределами возможностей современной культуры. И культура из формирователя и господина сознания превратится в его партнёра.

За этой проблемой просвечивается проблема фундаментального суверенитета — суверенитета Сознания в отношении внесознательных факторов — как стать равноправным фактором во взаимоотношениях с Культурой. Сознание становится не отражателем, а созидающим деятелем, и проблема свободы воли вновь становится актуальной.

И именно йога предоставляет нам необходимый инструментарий, поскольку одна из её линий — освобождение от обусловленностей — организменных, культурных, социальных и т.д. Но это должно стать не бегством от мира обусловленности, а наоборот, создание мира активного творящего сознания и его взаимодействия с идущими рядом с нами по своей логике обусловливающими процессами — физическими, социальными и другими. 

В каком-то смысле, это формирование новой реальности — реальности свободы и творчества в противовес реальности отражения и ответа на стимулы.


Автор записи
Олег Бахтияров
Разработчик концепции психонетики, методологии и методик деконцентрации, техник активизации сознания и работы с сознанием, генеральный директор Института психонетических исследований и разработок.
  • Комментарии
  • Вконтакте
Комментарии отсутствуют
Отправить
Заказать звонок
Яндекс.Метрика
sensei no okiniiri! besthentai.org level drain hentai
inazuma artist hentaibee.net absolute kirino territory by hyoco road
سكس٥ adultpornsexxx.com نيكة حلوة
xxxmalayalam pornmovieswatch.org sex worker in ranchi
hentai mangaa hentaiact.com yuri on ice hentai
free adult manga tubehentai.org akuma ga boku o
نيك فلاحى yatarab.com كس مرفت
hdmoviesmp4 xshaker.net tamil sey video
rupali sood nude fucktubez.com porn18sex
indian wife sex stories kings-porno.com reem sheikh
hdporner.com threesomeporntrends.com xn com video
girls showing ass eroanal.info village group sex
افلام سكس الشيشان arabicaporn.com بنات سكس مصرى
hentai series manga fuckhentai.net hentai martial arts
para kay crush pinoyofw.net karneng baboy