Когда мы говорим, что наступает время перемен, то возникает тема барьера, к которому мы подошли, и тема преодоления этого барьера. Эта тема звучит у ряда авторов и только нарастает. Есть и культурная, и технологическая неудовлетворённость, и вместе с тем, появление новых угроз.
Культурная — исчерпанность форм, процессы культурной деградации, который ещё 90 лет назад Ортега-и-Гассет обозначил восстанием масс.
Научная — наличие проблематики, для анализа которой нет инструментария — объекты, которые лишены внутренней структуры и которые не могут быть описаны набором свойств и качеств. Тёмная материя, сознание, человеческое «Я». Нет науки о сознании, есть науки о фиксации некоторых проявлений сознания внешними средствами, но нет возможности проникнуть внутрь сознания, то есть именно тех средств, которыми и пользуется йога, когда имеет дело с сознанием как оно есть, а не с его отражением в приборах.
Есть угрозы: формализация, и проистекающая отсюда примитивизация сознания и повышение его управляемости со стороны внешних факторов.
Но есть и Ответ — активизация сознания.
Мы подходим к важному потенциальному броску — от работы с внешним миром обусловленности, в котором действуют определённые процессы и события, обусловливающие сознание человека, к броску в Сознание как самостоятельный мир.
Вопрос тут один — действуем ли мы из позиции внутренней свободы или остаёмся реакцией на управляющие нами силы — кнуты и пряники. Остаётся ли сознание человека реактивным или становится активным, пробуждается ли у нас свободная воля или мы остаёмся всего лишь реакцией на приходящие стимулы.
Эта тема становится центральной для наступившего времени перемен — или сознание будет идти по пути подчинения всё более примитивным факторам, или станет активным и управляющим.
Когда мы об этом говорим, то неизбежно возникает тема йоги, извлечение из неё методов работы с сознанием.
Задачи тут иные по отношению к тем, что были раньше: внутренние преобразования в йоге и управляемые преобразования культуры и технологий в современных задачах. Но реальность, с которой мы работаем, и там, и там — реальность Сознания, одна и та же. Мы производим определённые действия с сознанием, и эти действия определяются и нашими задачами, и нашими схемами сознания.
Сознание неимоверно сложнее, объёмнее, многомернее, чем любая схема (отсюда и множество систем описания сознания и работы с ним), и не учитывать уже существующие тысячелетиями системы просто невозможно. И полезно рассмотреть эту проблему на совершенно конкретных и прагматичных примерах.
Когнитивные инструменты — методы моделирования окружающего мира и создания технических устройств. Существующие когнитивные инструменты (мыслительные операции и адекватно отражающие их знаковые среды) сильнее неорганического мира, но слабее организмических процессов — биологических, цивилизационных, культурных.
Так, невозможно превратить один вид в другой, создать такую форму живых существ, которые жили бы в условиях других планет и т.д. Наиболее рафинированное и чётко организованное мышление является основой науки и порождаемых ею технологий, но и наука и технологии основаны на ограниченном числе используемых мыслительных операций. Ограничения проистекают из линейно-дискретной структуры существующих языков и проистекающего из этого факта перечня используемых логических операций.
Строение когнитивных инструментов: смысл — словесные формулировки — формализм — техника.
Когнитивные инструменты — операции, формирующие модели и технологии преобразования реальности, и включающие в себя смысловые операции и их отражение в знаковых, концептуальных и технических средах. Для целенаправленного формирования новых когнитивных инструментов необходимы особые техники работы с сознанием, основанные на выделении слоя амодальных смыслов и операций с ними с последующим созданием адекватных знаковых сред, преодолевающих ограничения, проистекающие из линейно-дискретного строения существующих языков.
Амодальные смыслы — смыслы, лишенные проявленности. Так это понимается в разработках Василия Налимова, Андрея Агафонова, но точно так же они понимаются и в йоге, причем в йоге это не только имя явления, но и операции их ними. Самадхи с семенем — это и есть слой амодальных смыслов.
Возникает проблема формирования знаковых сред, адекватных для современных задач. Основа нужных нам знаковых сред — языки развёртывания смыслов, реализующие амодальные смыслы в различных средах — буквенных, визуальных, аудиальных.
Эта задача требует разработки и психотехнического обеспечения, и рабочих онтологий, основой которых является представление о потенциальной активности сознания на уровне и онтологических постулатов, и специальных техник, ведущих к активизации сознания и целенаправленному порождению необходимых когнитивных инструментов.
Кроме решения технологических задач, такая работа создаёт условия и для разработки науки о сознании, опирающейся на собственный аппарат исследований и получения достоверных и проверяемых знаний о строении и функционировании сознания.
Но эти операции — и мыслительные, и языковые, нужно создавать «как-то». Фактически, это задача создания технологии порождения того, чего быть не может в рамках существующих мыслительных действий.
Источником таких технологий и может стать реконструкция ранее существовавших форм знания и работы с сознанием, и, в нашем случае, йоги, подобно тому как источником современных технологий стала наука на основе своих нормативов, которые близки к исчерпанию своего потенциала. И первые подходы к этому были сделаны как раз в ходе философской разработки проблемы сознания, в частности, в феноменологии Гуссерля.
Ещё одна связанная с этим тема — наличие границ мышления, отражённого в языке, которым мы пользуемся. Граничные понятия не выводятся из других понятий, а задаются путём тавтологий, намекая на неприменимость к ним обычных процедур.
Ещё одна граница, подсказывающая один из путей расширения картин возможных миров за счёт операций — сочетание несочетаемых абсолютов. Что произойдёт при попадании всесокрушающего ядра в несокрушимый столб? Какой мир при этом возникает и каковы обитатели этого мира, какова его понятийная структура?
Радикальное решение этой проблемы видится в изменении соотношения смыслов и знаковых и, шире, вообще проявленных форм.
Должны быть разработаны процедуры выявления амодальных смыслов, активизации новых смыслов и их развёртывания в новых знаковых средах. Сознание как отражение и реакция должно быть дополнено активным сознанием, порождающим и развёртывающим новые смыслы.
В этой задаче наука и технологии соприкасаются с психотехниками работы с сознанием. Существующие формы мыслительных операций при этом не будут отвергнуты, но дополнены новыми формами, расширяющими понимание и деятельность.
Это означает, что человек овладевает именно смысловыми операциями и возникает общая смысловая (а не знаковая) сфера, общая для носителей такого языка. Движение в эту сторону происходит, но, когда такой язык станет реальностью, он послужит радикальному преобразованию соотношения сознания и феноменального мира. Появится возможность создавать то, что находится за пределами возможностей современной культуры. И культура из формирователя и господина сознания превратится в его партнёра.
За этой проблемой просвечивается проблема фундаментального суверенитета — суверенитета Сознания в отношении внесознательных факторов — как стать равноправным фактором во взаимоотношениях с Культурой. Сознание становится не отражателем, а созидающим деятелем, и проблема свободы воли вновь становится актуальной.
И именно йога предоставляет нам необходимый инструментарий, поскольку одна из её линий — освобождение от обусловленностей — организменных, культурных, социальных и т.д. Но это должно стать не бегством от мира обусловленности, а наоборот, создание мира активного творящего сознания и его взаимодействия с идущими рядом с нами по своей логике обусловливающими процессами — физическими, социальными и другими.
В каком-то смысле, это формирование новой реальности — реальности свободы и творчества в противовес реальности отражения и ответа на стимулы.