Человек, как и человечество в целом застревает на уровне выживания: адаптации к миру и социализации как вершине человеческого развития.
Исходя из этих ценностных категорий — статус, власть и деньги — человек глядит на йогу и желает, чтобы эта «чудо-технология» помогла ему в достижении его социальных (иначе говоря, горизонтальных) целей и задач. И йога способна, зарядив человека энергий и снабдив новыми качествами и возможностями личности, дать ему желаемое. Что сейчас повсеместно и происходит.
Йога становится техникой, которую легко продать, если цели йоги созвучны уровню социализации и адаптации. Это понятно большинству, и большинство за этим идёт в йогу — удовлетворить свои социальные потребности. Или даже так: удовлетворить социальные потребности, прикрываясь красивыми лозунгами духовного развития.
Однако, суть от этого не меняется.
Человеку проще не решить свои психологические сложности, а удовлетворить их посредством даже йоги. Создавая себе статусы, получая определённые навыки или интеллектуальное представление о Духовности, ему кажется, что он растёт и развивается. Но по сути произошёл перенос привычного алгоритма «развития» в социуме на движение человека через йогу. Ничего не меняется в подходе и цели. Соответственно, и результат такой же.
Человек остаётся в рамках привычного мировосприятия и целеполагания, так как в общественном сознании реализация на социальном уровне — это высшая ступень и цель человеческой жизни.
На этом уровне не нужна глубокая йога, ведущая к иным восприятиям и пониманиям.
Однако для человека, который приходит в практику в состоянии кризиса и поиска смыслов, йога может приоткрыть нужные «двери» и понимания, может перевернуть привычное мировоззрение и дать толчок к новой жизни.
Но это происходит тогда, когда человек приходит в йогу в период экзистенциального кризиса с реальной готовностью разобраться или пустить жизнь под откос.
В этой ситуации, когда личность проживает психологический процесс смерти, невозможности жить и мыслить как раньше, у человека появляется возможность погрузиться в реальный процесс йоги. И это очень хороший период для познания себя через технологии йоги, хоть и трудный для личности.
В такой ситуации у человека как бы уже есть ключи, но повернуть эти ключи в замочной скважине и открыть замок может помочь йога и грамотные преподаватели или мастера.
В этот период важно не ошибиться и прийти к «своему» мастеру.
Наиболее интенсивное и честное движение в практике я видела у людей именно в такие трудные периоды. В периоды душевной боли и духовного кризиса. Именно в это время важно давать человеку опыт глубокой йоги. Через состояние.
Работа с состоянием группы очень важна, так как именно через подобные погружения человек и способен познать смыслы и состояние йоги, увидеть красоту своего внутреннего мира и даже внутренней боли, поскольку ключом к себе, вскрывающим все замки, является боль или внутренний поиск в союзе с практикой.
Поэтому экзистенциальный кризис — это входная дверь в йогу. Именно на этом уровне вместо физкультуры или формальной практики, йога начнёт раскрываться смыслами и возможностью убрать психофизические блоки и очистить психическое пространство.
И тогда, через тонкую работу — чувственную взаимосвязь с группой и конкретным человеком, можно посеять зёрна не только понимания, что же такое йога, но и дать возможность прохождения сложных жизненных этапов с вниманием к этому процессу и осознанием, что вот она практика — прямо здесь и сейчас. А непосредственно технологии йоги смогут помочь пройти этот период более гармонично и вырасти Душевно и Духовно.
Если человек прошёл этот этап, то он, безусловно, подойдёт к трансперсональному опыту в йоге. А этот опыт открывает совершенно иные двери возможности и понимания. Это уже новый виток и новая ступень практика. И я считаю очень важным, чтобы человек был готов к этому движению, а готовность, на мой взгляд, осуществляется именно на уровне экзистенции.
Давайте вернёмся к экзистенциальному кризису. Во время этого периода, человек либо обращается в кабинет к психологу, либо психологически сдаётся и уходит в болезнь. Болезнь может быть разного типа: как само тело проявит внутреннее недовольство и не пройденный кризис, так и окружающая жизнь — события — будут человеку сообщать о его внутренней несостоятельности и отсутствии воли и понимания своего пути.
Нам, как людям обладающими технологиями йоги, важно, на мой взгляд, работать и приглашать на практику именно в острых кризисных ситуациях. А также поднимать статус йоги до науки, которая работает и с психикой, и с физикой регулируя и восстанавливая в том числе здоровье человека, открывая запредельные опыты давая чувственное понимание неразрывной взаимосвязи отдельно взятого человека с целым миром, как проявленным, так и непроявленным.
А также педагогу, учителю йоги важно дать опыт состояния йоги через рядовой урок, дать возможность человеку погрузиться и выйти другим с урока. Очень важно уметь работать со своим состоянием в процессе ведения урока и возможностью раскрыть это состояние для группы.
Да, звучит абстрактно, однако, это вполне себе реальный и необходимый навык, чтобы даже хатха-йога стала йогой, а не осталась физкультурой.
Чем хорошо состояние йоги — оно раскрепощает и даёт человеку выключить контроль, перестать стараться, накопить энергию, а не слить её, выйти за пределы мыслеформы, открыть пространство своему таланту, который прячется за границами УМА и увидеть свою человеческую уникальность и драгоценность.
Всё вышеописанное сильно меняет отношение человека к себе. Ведь раскрывая свою и обыденность, и уникальность, человеку больше не нужно идти в социальное соревнование, достигаторство для поддержания чувства собственной важности. Крупица за крупицей, шаг за шагом, не спеша, следуя за своим талантом, выходит на свой путь.
Талант — не навык и не умение, это важно понимать. Талант — это энергия, которой нужно дать структуру и форму.
А йога, как раз является той самой структурой, которая, накладываясь на энергию таланта, создаёт форму, творчество — творение. А жизненный путь — реализация потенциала человека — это и есть талант.
Хочу ещё раз пояснить, что работать с талантом, с энергией таланта в человеке, с его реализацией- очень важно, так как реализованный и талантливый человек не воюет, не разрушает, а наоборот созидает и, взаимодействуя с людьми, начинает «выравнивать» и вдохновлять окружающих, на иное качество жизни. Именно поэтому так важно, чтобы человек заходил в практику с уровня экзистенции, а никак не выживания.
Человеку, который вышел на свою тропу, не с кем воевать и бороться, и это важно как для жизни отдельного человека, так и для человечества в целом.
Если у человека есть путь, талант, реализация своего потенциала, он переходит к созидательной деятельности, к творческой жизни, через взаимодействие с окружающими выравнивает шероховатости и неровности в мировоззрении и коммуникации с другими людьми, что начинает расходиться дальше, как круги по воде.
Поэтому одной из важнейших задач йоги, я вижу, помощь человеку в обретении себя — своего пути — своего таланта.
Йога и талант, или, другими словами, йога и путь человека даёт ключевое движение с уровня выживания на уровень транперсонализации — осуществления своих талантов, через период экзистенции.
По опыту работы с собой и другими людьми, выявляется очень приятная закономерность: если мы пользуемся инструментами йоги в повседневной жизни, в различных сферах деятельности, то меняется подход к процессу и/или рутинной работе, меняется подход к процессам внутри семьи и в целом отношение к себе. Любой процесс ощущается творчеством и раскрывается красотой присутствия в данном моменте времени.
Уметь внедрить йогу в свою повседневную деятельность — это тоже один из важнейших навыков, который важно прививать своим ученикам и пользоваться самим.
Таким образом, поняв, что йога — это совершенно любой процесс жизни, человек перестаёт зацикливаться на отношении к йоге как спорту или религии.
Йога становится вспомогательной практикой здесь и сейчас, фактически каждое мгновение времени в современной жизни у людей, которым важно полноценное развитие, как горизонтальное, так и вертикальное. Это возможность внутреннего движения и эволюционного развития в мире и согласии.
Автор записи
Екатерина Кучер
Трансформационный тренер по йоге, преподаватель направления «Йога ЛАМ», ведущая женских таинств, основатель и ведущая трансформационного клуба «Алхимия женщины», педагог по актерскому и ораторскому мастерству.