Для раскрытия темы необходимо рассмотреть, что представляет собой система человека согласно учению йоги.
Человек состоит из набора носителей (в индийской традиции — оболочек, кош), связанных в единую систему.
Первый носитель — физическое тело (анамайя-коша). Оно является органом действия в плотном мире, создавая карму своими деяниями.
Для действий нужна энергия. За неё отвечает следующий носитель — пранамайя-коша, способная активировать прану, необходимую для функционирования системы человека.
Управляет телом и энергией ментальный носитель — манамайя-коша, которая обеспечивает информационное взаимодействие и обмен как внутри системы человека, так и с внешним миром.
Один из ментальных механизмов — функциональный ум, который является инструментом для обработки информации, её сохранения, и мотивирует человека к действиям.
Также это собрание опыта и программ восприятия и реакции на внешние и внутренние вызовы, связанные с выживанием в природной и социальной среде.
Ум использует язык и понятия для описания мира, создавая различные идеи — социальные, религиозные и прочие, которые недостоверно и неадекватно отражают действительное.
Ум участвует в формировании грубого уровня сознания — личности, размещённой в каузальном носителе — виджняна-майя-коша.
Следующий носитель — ананда-майя-коша, связывающий систему человека со вселенским духом и информационной средой вселенной. Это центр — портал связи с мирозданием, отражающий истину — действительность — без искажений, привносимых умом.
Что объединяет все носители в единую, целостную систему?
Индивидуальная душа, часть вселенского духа.
Вселенский дух является субстанцией, которая в мироздании обладает функцией объединения всех созданий, всех порождений Вселенной в единую систему.
Он пронизывает всё и присутствует во всех и во всём.
Вселенная устроена как многослойное и многоуровневое пространство, заполненное сознаниями разного уровня. И вселенский дух удерживает этот многослойный и разнообразный мир с разными сознаниями в едином всеобъемлющем пространстве.
Знание и переживание этого единства в многообразии составляет основу духовности.
Это знание не интеллектуальное, полученное через идеи, заложенные в ум. Это чувственно-интуитивное переживание, ощущаемое всем существом человека и отражённое во всех его структурах (носителях).
Таким образом, духовность нельзя рассматривать как преданность религиозным идеям, которые являются ограниченными порождениями ума, и формируют неправильное восприятие действительности.
В получении духовного знания огромную роль играет душа (или психика).
Через неё человек переживает духовное единство, которое преобразует его жизнь и позволяет ему найти своё место в мироздании, свою миссию в этом воплощении.
Такой человек обладает экологическим сознанием — воспринимая мир как единство, он не причиняет ему вред, и способен участвовать в его творческих процессах.
Так, из понимания единства мироздания рождается экологическое сознание, и жизнь выстраивается в согласии с универсальными вселенскими законами, а человек пребывает в состоянии мира, радости, блаженства.
Человеческая система, являясь порождением вселенной, должна вписываться в её планы и воспринимать управляющие сигналы, идущие из неё. Этому служат все структуры системы — тело, энергия, ментальные структуры.
Но основной сигнал в виде вселенского кода развития (И.Л. Герловин) проходит через портал-центр, обеспечивая систему управляющими сигналами и ресурсами для её жизнеспособности, которая, в свою очередь, является условием для развития.
Задача любой системы, порождённой материнской системой — быть частью её плана. Что касается человека, его задача — осознать свою миссию в данном воплощении и выполнить её.
Для этого ему необходимо иметь чёткую связь с действительным и не поддаваться заблуждениям. Этого позволяют достичь технологии йоги, построенные на функциях души, которые обеспечивают соединение с объектами, процессами и явлениями для получения достоверной информации, идущей от Вселенной.
Знание единства и жизнь в едином духовном сознании обеспечивает жизнеспособность (здоровье) и развитие человека.
Цель йоги как духовной науки — привести человека к осознанию единства мироздания при его многообразии и кажущихся противоречиях.
Технологии йоги направлены на создание связи со вселенским духом через душу и адекватный — чувственно-интуитивный ментальный механизм, обеспечивающий восприятие истины — действительности.
Для того чтобы это реализовать, необходимо привести в уравновешенное состояние все структуры системы человека, чтобы она была способна резонировать со вселенским духом.
Состояние йоги создаёт свободу человеческому сознанию, скованному его ограниченным умом, живущим описаниями мира и многочисленными идеями.
Свободное от ограничений ума духовное сознание подобно создателю: оно способно творить, исследовать, познавать мир, соединяясь с ним (медитация, самадхи), отбросив построения ума — идеи, философии, религиозные догмы.
В таком свободном соединении йог творит свою жизнь в соответствии с общим планом вселенной, являясь полноценным участником её жизни.