Мне повезло, 7 лет назад я одна из первых опробовала «Гомеопатическую йогу ЛАМ» на себе.
Первые наблюдения: для меня это очень естественно, так как мои структуры были к этому готовы. И конечно же, таким сокровищем нужно поделиться! Возможность такая была, поскольку у меня всегда много учеников.
Но оказалось, всё не так просто. Часть людей не была к этому готова, многим было непонятно, что происходит, как работает эта методика и т. п.
Опытные практики, умеющие управлять вниманием в теле, встречали гомеопатическую йогу с большим интересом и с удовольствием занимались изучением своих новых возможностей. Это очень воодушевляло!
Но большая группа людей (как индивидуально, так и на семинарах) были не просто новички, а люди с реальными проблемами со здоровьем. Им нужно больше времени на адаптацию.
При этом часто предварительные методики направлены не только на расслабление, управление вниманием, но включают тщательную суставную проработку и оживление позвоночника через гимнастику «Крокодил» (к этому вернёмся позже). (У человека, поле которого застилает боль, и он совершенно не знает, как с ней справляться, а это целая цепочка системных нарушений).
В своей работе с учениками я выработала несколько схем, которые у меня действуют безотказно. Несмотря на то, что вся система построена на интуитивно-чувственном механизме, предлагаю рассмотреть «ментальную схему», или, скорее, определенный алгоритм, который способствует хорошему освоению гомеопатической йоги.
1. Всегда смотри на конкретного человека: «танцуй» от его задач, но чётко держи внутри «политику» гомеопатической йоги. Тебе нужно разбудить чувственность и интуитивность человека, плюс вселить в него веру, что это реально происходит, и он может делать это сам.
Почему я говорю «танцуй от задач»? Тут во многом просто психологический приём, когда мы рассказываем о теории «Гомеопатической йоги ЛАМ», про носители сознания, про СОС, часто человек воспринимает это так: «О! Наверно это очень круто и важно! Но, кажется, для меня это очень сложно, мне всего-то нужно, чтобы у меня перестала болеть поясница».
Я не буду сейчас говорить про уровни сознания, про то, что всё от головы, или, вернее сказать, от информационной заполненности. Я всего лишь хочу донести, что все люди разные, и можно по-разному к ним зайти.
Поняв или почувствовав, через какой канал они лучше воспринимают, гораздо легче «зайти» в человека.
Мне кажется, я могу до бесконечности развивать тему, как увидеть, услышать человека, ведь это очень важно: от этого зависит степень погружения в процесс и результат.
Если кратко:
Учим расслабляться, объясняем, для чего это и зачем, какими способами достигнуть.
Я действую по схеме: помочь найти удобное положение лёжа, обращаем внимание на положение трёх узлов (шейно-затылочный, плечевой, тазовый), так как в них скапливается много напряжения.
— Привлекаем внимание к телу, ищем опоры через контактные точки с полом. Это уже даёт понимание управления внимания, через понятные точки соприкосновения, также создаёт чувство опоры, даёт ощущение психике «я здесь».
— После «опор» можно добавить другие элементы чувственной картинки, например, проходит ли по телу дуновение ветерка, есть ли ощущение резинки от одежды и т.п.
— Переходим к полному йоговскому дыханию, которое тут будет мультифункциональным. За счёт правильного оживления дыхательных мышц расслабляются мышцы спины, успокаивается психика, организм начинает включать процессы саморегуляции и так далее.
Можно сделать акцент для ученика, что это важно для психики и расслабления спины (на первом этапе всё равно больше не запомнят, но эта формулировка будет их мотивировать).
В процессе дыхания обращаем внимание ученика на то, как идёт дыхание: если полное не идёт, сначала пробуждаем диафрагму за счёт дыхания животом. И будьте внимательны, поскольку дыхание тесно связано с психикой, можно диагностировать, в каком состоянии человек.
В общем, будьте деликатны и обязательно научите дышать правильно. Обратите внимание на то, как после дыхания спина опустилась.
— Переходим к освоению психического дыхания и технике «Пусто-полно». На мой взгляд, самый понятный вариант для новичков, это сразу встроить психическое дыхание в полное дыхание.
Когда процесс полного дыхания развернётся, попросите акцентировать внимание на конечных точках вдоха и выдоха и на то, как в конечной точке вдоха грудная клетка обретает объём, а в конечной точке выдоха грудная клетка опустошается. (Тут решаем задачи, как почувствовать конкретный объём и как соединить его с дыханием, соответственно, как управлять). Затем в этих конечных точках это состояние продлеваем.
— Разворачиваем объём на всё тело. Тут можно использовать приёмы: в конечной точке вдоха создаём лёгкое потягивание к макушке, пальцам рук и стоп, или говорим «ты как бы хочешь потянуться, но до конца действие не проявляешь» — это даёт хорошее ощущение, что такое объём тела. Постепенно этот нюанс с лёгким потягиванием будет не нужен. С выдохом такая же история, отслеживаем, как тело отпускает. Объясняем, что эта техника необходима для целостности всех структур.
2. Работа с узлами:
6. Шавасана.
7. Также наработки по внедрению «Гомеопатической йоги ЛАМ» в любые упражнения и использование приёмов в жизни, например, даже при мытье посуды.
Дополню: важно дать человеку почувствовать то, что возможно до этого он не знал в себе, как минимум глубинное расслабление и соединение с телом. Говорить вы можете сколь угодно много и грамотно, но пережитые ощущения всегда будут ярче, чем тысяча слов. Если встречаемся с сопротивлением в человеке — не давим, а помогаем принять его, преобразовать, даже если придётся вертеть его как блинчик!
И вообще, развивайте в себе эмпатию на чувственной основе, эта опция очень поможет вам в преподавании.