Йога начинается с пробуждения чувствительности к себе и миру

Принято считать, что йога — это индийская гимнастика для здоровья.

Но йога начинается не с асаны, а с пробуждения чувствительности — природной способности, заложенной в структуре человека, и, как правило, подавляемой доминирующей активностью функционального (понятийного) ума — привычного для человека способа взаимодействия с собой и миром.

Основная задача ума — защита, сбережение, сохранение жизни, которая заключена в физическом теле, то есть обеспечение выживания в природной и социальной среде. Потому он функционирует в категориях «опасно-безопасно», «полезно-вредно», «приятно-дискомфортно».

Ум — инструмент необходимый, но имеющий свои ограничения и не способный воспринимать проявления жизни и мира, лежащие за пределами его задачи.

Пробуждённая и развитая чувствительность — это начало иного, интуитивного взаимодействия со своими структурами, начиная с физического тела и заканчивая информационной, программной составляющей.

Такое взаимодействие открывает возможность непосредственного контакта с объектом или явлением, минуя длинную цепочку действий, связанных с понятийным способом взаимодействия.

В древних индийских традициях такой способ восприятия и взаимодействия был назван словом «йога».

В его основе лежит психический процесс — глубокое сосредоточение, которое, в свою очередь, опирается на психические инструменты, связанные с управлением вниманием, его тремя основными видами: различающее внимание, внимание-воля и внимание, разрывающее связи.

Йогический способ взаимодействия с собой как многомерной системой включает взаимодействие с физическим телом, психикой, праническими и ментальными структурами. В дальнейшем этот навык распространяется на взаимодействие с окружающим миром — социальным и природным.

Этот способ является более адекватным по сравнению с понятийно-образной формой взаимодействия, которую мы обычно используем, так как наши интуитивные структуры, в отличие от ума, не подвержены искажениям, иллюзиям и манипуляциям. Ум же ограничен идеями, представлениями, эгоистическими программами, и не способен воспринимать действительность во всей полноте.

Психические способности, которые развиваются с помощью йоги, позволяют воспринимать мир в соответствии с действительностью, без иллюзий и искажений, и как следствие, адекватно поступать и выстраивать отношения, которые не приводят к ошибкам и не формируют деструктивных связей с собой и миром.

Сочетание двух механизмов восприятия — понятийно-образного и интуитивного, умение в нужный момент переключаться с одного на другой обеспечивает полноценное взаимодействие с миром.

Это представление о йоге отражается в воззрениях древних индийских традиций, в которых говорится об освобождении от омраченного кармического существования. Потому и целью классической йоги является освобождение («кайвалья»), которое достигается путём развития в себе способности воспринимать и взаимодействовать с миром — его формами и информационной составляющей (сознанием) — через состояние йоги (соединение). Это позволяет обрести способность управлять своей жизнью, приводя её в соответствие с естественными природными законами, по которым живёт мир и составляющие его информационные системы, в том числе, человек.

Древний ученый-практик Патанджали предложил миру свой способ достижения этой цели. Он систематизировал накопленные в то время знания в единую технологию, состоящую из восьми ветвей — яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, концентрация, медитация, самадхи.

Это комплекс методов, позволяющий научиться интуитивному взаимодействию с миром через состояние йоги и освободиться от ограничений, которые неизбежно появляются, если во взаимодействии с миром преобладает функциональный ум.

Изучить механизм работы ума, научиться управлять им, использовать, когда это необходимо и успокаивать, «отключать», когда он мешает, — это и есть задача классической йоги.

Снятие груза ограничений, которые накладывает на нас взаимодействие с миром через функциональный ум, даёт возможность соединяться с информационным пространством Вселенной, познавать её законы и жить полноценной жизнью в согласии этими законами, что позволяет естественным образом проявиться иным способностям, которые описаны в «Йога-сутрах» Патанджали.

Таким образом, чтобы обрести свободу от идей, иллюзий, эго-программ и тех жизненных обстоятельств, которые они формируют, чтобы научиться видеть действительность во всей полноте, без искажений, и адекватно с ней взаимодействовать, недостаточно правильно питаться, делать асаны и изучать восточную философию.

Это более серьёзный труд, требующий затрат энергии и времени, который не ограничивается полуторачасовым пребыванием на коврике в йога-студии или дома.

Все восемь ветвей практики должны прочно войти в повседневную жизнь того, кто вознамерился изменить себя и двигаться по пути развития, используя систему классической йоги. При этом нельзя забывать о развитии способности не привязываться к результатам этой практики, так как легко можно попасть в сети иллюзорных состояний, уводящих от главной цели — свободы.

Удачи тем, кто идет по этому пути.


Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ»

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Александр 20.10.2015 16:02:32
Андрей Михайлович, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что "внимание, разрывающее связи" - это вайрагья? И есть ли классический термин из индийской йоги для понятия "внимание-воля"? Спасибо )
  • Андрей Лобанов 24.10.2015 11:52:26
Да, речь идет о вайрагье.  А внимание-воля – это мой термин, объясняющий действия, которые совершаются с помощью психических инструментов при взаимодействии со структурами системы человека и внешними системами.
Отправить
Заказать звонок