Самадхи – главный метод йоги

Как я выяснил, у многих наших йогов, да и не только наших, нет ясности – что такое самадхи и зачем оно нужно. И отсюда много разных сказок о самадхи. Давайте попробуем разобраться в этой теме. За основу возьмём классическую йогу Патанджали.

Итак, самадхи – глубокое сосредоточение, главный метод соединения ("йога") с объектом. Без овладения этим методом нет йоги.

Это способ познания и взаимодействия с реальностью. Познание необходимо для того, чтобы научиться управлять целостной системой, коей является человек, и отдельными её структурами.

Овладение этим способом познания и взаимодействия предполагает несколько уровней глубины психического процесса – концентрация, медитация и самадхи. Эти уровни определяются степенью подавления деятельности функционального ума, который по своей природе является ограниченным и не позволяет адекватно воспринимать действительность. Его работа является главным препятствием достижения состояния йоги – соединения с объектом познания и взаимодействия.

Этим объектом исследования вначале являются структуры системы, которую представляет собой человек. Система состоит из материальных носителей разной степени грубости, на которых развернуто соответствующее каждому из этих носителей содержимое - сознание (информация).
И познание и взаимодействие осуществляется через соединение с носителями, начиная с более грубых – физического тела ("анамая коша") и переходя к более тонким – праническому и ментальному.

Такой вид самадхи носит название "самадхи с семенем" - сампраджната самадхи, то есть взаимодействие осуществляется с носителем и его содержимым, на которым оно (содержимое) развернуто.

Этот процесс развертывания самадхи в носителе проходит в 4 стадии. Начало – это выбор объекта исследования и анализ всего того, что имеется о нём в уме - описание, понятия, личные представления и впечатления. На этой стадии они отсекаются и подавляются. Остаётся то, что является сутью объекта, в которую и идёт погружение.

Естественно, следует вопрос – погружение чего?

Существуют специальные психические инструменты, которые практик в себе предварительно развивает для овладения самадхи.

Эти инструменты естественным образом существуют в системе человека. Один из них я называю "внимание-воля". При полном его раскрытии и развитии, человек обретает уникальную способность – действовать, воспринимать, осознавать в объекте, не используя функциональный ум. Развитие этого инструмента и управление им – очень важная часть практики.

К этому психическому инструменту присоединяются другие необходимые функции, используемые для познания и взаимодействия. Это развитие чувствительности, которая по-разному проявляется на разных носителях - более "грубая" чувствительность, которую обеспечивают органы чувств, на уровне физического тела, и более тонкая – на праническом и ментальном носителях. Развитие чувствительности помогает правильно отражать состояние объекта, осуществлять обратную связь с его содержимым, координировать действия, проводимые в объекте.

Внимание-воля вместе с чувствительностью играют важную роль в коррекции нарушений, обнаруженных в носителях. Переход с одного носителя на другой осуществляется через особый вид самадхи – асампраджната сакмадхи.

Отключение привычной деятельности ума и перевод системы на другой режим работы с использованием того или иного типа самадхи сопровождается особым состоянием, которое проявляется в разных структурах системы.

Здесь становится возможным появление необычных психических эффектов, которые могут отвлекать практика от его цели.

Человек, не развивший еще один важный психический инструмент – вайрагья (способность быть свободным от этих сопутствующих практике самадхи эффектов) может попадать в зависимость от этих побочных эффектов практики, привязываясь к ним, и сходить с дистанции, отвлекаясь на эти переживания.

В паре с вайрагьей необходимо развитие способности к различению – вивека. Это психическая способность выделить некоторую управляющую структуру, которая помещается за пределы грубых носителей, прежде всего, функционального ума.  Этот "центр управления", находясь в постоянной связи с экраном восприятия, отслеживает его содержимое, различая и отсекая то, что не является проявлением действительности, переводя сознательность на объект сосредоточения и удерживая на нём состояние самадхи.

Эта способность различения развивается вместе с вайрагьей, чувствительностью и вниманием-волей.

Технологии по развитию этих инструментов составляют основную часть моего курса раджа-йоги и подробно излагаются в нём.

После исследования собственной системы и объединения её в целостную и управляемую с помощью сампраджната самадхи, используется следующий вид самадхи – нирбиджа самадхи.

При исследовании системы, в ней и её структурах обнаруживаются формы ограничений, обусловленные свойствами мастери, из которой состоят носители, что ограничивает проявление сознания.

Для того чтобы исследовать сознание и входить с ним во взаимодействие без его связи с носителем, то есть взаимодействовать с сознанием в чистом виде, без ограничений, накладываемых материей носителя, используется нирбиджа самадхи. Глубокое сосредоточение удерживается непосредственно на сознании, вне носителя. Это открывает неограниченные возможности знания действительности, не скованного рамками материи.

Направляя сосредоточение на другие системы, практик получает знание об их содержимом, благодаря чему у него появляются иные способности - сиддхи, которые добавляются в его информационный слой, и он становится способным ими распоряжаться.

Самадхи же не является конечной целью йоги. Это лишь начало йоги, её инструмент познания и взаимодействия с действительностью, который выводит человека на новый уровень жизни.

Овладевшего подобным способом практики можно назвать йогом, т.к. он использует главный метод взаимодействия с реальностью – не ум с его ограничениями, а непосредственное соединение с действительностью, становясь с ней единым. И его сознание сливается с единым сознанием вселенной.

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ»

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Виктория 07.04.2015 08:45:24
Спасибо.
Отправить
Заказать звонок