Практика асан: для чего, зачем и как

В современном йога-пространстве бытует мнение о практике йоги как о выполнении комплексов асан в специальном стиле, технике, направлении школы. При этом асаны разнятся по набору, сложности и способам их выполнения, что и определяет стиль, школу и их приверженцев, которые рьяно отстаивают выбранный ими стиль как единственно правильный.

Хотел бы изложить свои размышления над стилями выполнения йогических упражнений, прежде всего, асан – чем отличаются стили, как меняются подходы выполнению асан и движений на разных этапах развития практикующего йогу.

Можно выделить три уровня развития человека в практике йоги.

Первый уровень - системный. Перед человеком стоит определённая цель, и он выбирает для её достижения соответствующее средство. То же происходит с выбором стиля, школы йоги. Под конкретную цель, как правило, создаются многие стили. Если убрать философскую «шапку», которая присутствует у всех школ, и посмотреть трезво на то или иное направление, можно увидеть суть  - для чего на самом деле создавалось направление и какие задачи оно решает.

Многие современные стили рассчитаны на молодых, здоровых людей, которым, в силу возраста, важно решить задачу самоутверждения, доказательства себе и окружающим своей состоятельности, упрочения своей личности.  Естественно, под эту задачу выбирается соответствующая система. Как правило, это силовые, акробатические стили выполнения асан, которые одновременно с телом развивают и эго. Вот почему многие замечают, что практикующие подобные стили йоги очень эгоистичны.

Если человек склонен к развитию, он не будет долго задерживаться на этом этапе и, решив вопрос самоутверждения, пойдёт вглубь и начнёт изучать себя, познавать себя как целостную систему.  Изучая свою личность, такой человек способен её превзойти, воспитывая, выращивая её из детского самолюбивого состояния до взрослого и мудрого.

С этого начинается второй этап - йога познания.

У многих другие потребности определяют выбор школы йоги. Одному надо похудеть, сформировать фигуру, другому  – восстановить здоровье, вылечить болезни. Под эти задачи также существую направления йоги – фитнес-йога, йогатерапия, и другие.

И также, если этот этап пройден и есть желание двигаться дальше, то второй уровень – йога познания.

Этому уровню соответствует йога Патанджали в её настоящем варианте, а не подтянутая под модный запрос её интерпретация, как это зачастую происходит, когда заявляется курс раджа-йоги, на котором идёт теоретическая часть с пересказом текста сутр и комментариев, а потом выполняются те же самые асаны в привычном для преподавателя стиле.

Классическая йога, в том числе – раджа-йога, начинается с изучения функционального ума и его 5 родов деятельности. Причем, не теоретического, а реального, практического, по определённым методикам.  С развития способности к различению, которая необходима, чтобы отличать, как проявляется и работает функциональный ум в практике тех же асан, пранаям и учиться его останавливать и удерживать сосредоточение без отвлечений внимания на мысли, образы, всплывающие во время практики.

Очень важный этап – научиться управлять вниманием, овладеть им как специальной психической функцией.  Чтобы управлять вниманием, необходимо отделить его от объекта. Для этого также существует специальная технология. Без навыка управления вниманием невозможно решать задачу познания. Причем, познание начинается с физического тела. И для этого требуются специальные подходы к выполнению движений и асан, и они сильно отличаются от стилей, применяемых на первом – системном  -  уровне, где как раз используется работа функционального ума. Для решения задач второго уровня – познания и адекватного взаимодействия со структурами своей системы – его необходимо отключить, так как здесь уже используется технология йоги – соединение с объектом через глубокое сосредоточение.

Идет поэтапное изучение, взаимодействие всеми слоями-носителями с их содержимым – сознанием, и привидение их в целостное состояние.

Изучив и научившись правильно взаимодействовать и управлять своей системой, становится возможным переход на третий уровень – естественную (индивидуальную) йогу.

На этом уровне нет специальных комплексов, которые необходимо выполнять ежедневно, нет специальных обязательных упражнений. Необходимые техники возникают из текущего состояния и необходимости коррекции в случае каких-либо отклонений в системе.

Причем, упражнения и технологии могут создаваться под стоящую задачу, а также может использоваться уже существующий арсенал средств. Главным является использование знания принципов и механизмов функционирования системы.

На этом уровне уже идёт взаимодействие с другими системами вселенной, и знания для развития черпаются из этих контактов.

Способность к постоянному обучению максимально развивает систему.

Физическое тело, по сравнению с другими структурами системы человека, легче всего поддаётся изменению.

Направляя на преобразование тела усилия эгоистической воли, многие достигают заметных результатов в физическом самосовершенствовании. При наличии природной данности или особых генетических отклонений соединительной ткани, почвы для развития самоутверждения и укрепления личностных амбиций предостаточно.

Но задача практики асан другая – снять психоблоки, имеющиеся в нашем теле, освободить его для прохождения пранических токов и уравновесить их. Асаны предназначены не для того, чтобы добиться  эталонного стандарта внешней позы через выстраивание биомеханических конструкций, имеющих целью соответствие сомнительным стандартам, от которых, кроме боли в теле и морального удовлетворения от соответствия эталону и принадлежности к чему-то сакральному, больше ничего нет.

Достижение стандарта способно развить только эгоцентрические тенденции в человеке – стремление к самоутверждению, амбиции, но никак не разумность, душевность. Такой подход не способствует раскрытию сознательности и освобождению от эго-ограниченности.

Озабоченность стандартами и правильностью выполнения формы лишает главного достояния и преимущества йоги перед другими методиками выполнения движений -  объединение системы, через асану и другие движения йоги, в целостное пространство, которое, объединённое активным вниманием, начинает включать природные механизмы саморегуляции и самосовершенствования.

С чего начинать освоение состояния йоги?

В разных стилях и направлениях – разные подходы к этому.

Самый распространенный путь – начинать с формы. Правильно выстраивая форму, ожидать, что в ней само проявится нужное состояние сознания. Это вечное ожидание халявы, свойственное человеку – «я чуть-чуть напрягусь, а уже вселенная пусть позаботится об остальном. Тем более авторитеты утверждают, что в волшебной  форме тела, выполняемой надлежащим образом,  все само откроется, и будет мне счастье». Человек с детства воспитан на сказках и вере в них, и подобные сказочные представления легко уживаются в уме неофита, и он годами пыхтит над выполнением форм, в ожидании «вечного оттяга». Но его все нет и нет. Зато появилась растяжка, и стандарты стали получаться. Их уже можно демонстрировать вместе со сказкой о могуществе правильной формы. Так распространяются неверные знания, приносящие их носителям некоторый финансовый доход и моральное удовлетворение.

Второй путь, который встречается гораздо реже, - начать с включения разума, и прежде, чем бросаться в модные авантюры, хорошо подумать, проанализировать, понять свои цели и задачи в данный момент жизни, и соотнести их с предполагаемой методикой достижения. И получается, йога начинается с классики – познания себя и создания необходимой потребности, дающей энергию для достижения выявленной реальной собственной цели. Изучая основной метод йоги, которым является глубокое сосредоточение на объекте, обеспечивающее состояние йоги – соединение с объектом для адекватного познания и взаимодействия - начинаешь изучать предварительные инструменты, которыми можно пользоваться в практике. Это, прежде всего, особый вид внимания, который необходим в главной методике йоги – абхъясе, включающей 8 ветвей, 3-я из которых – асана. 

Асана, как известно, должна быть удобна и устойчива.

Устойчивость подразумевает такое состояние внимания-воли в принятой форме, которое устраняет все мешающие блоки, объединяет в целостную систему все структуры человека, что в итоге и вызывает состояние удобства (блаженства) - состояние, естественное для целостной системы.

Поэтому, чтобы ускорить процесс развития и не пыхтеть годами, следуя сказке о волшебной асане, стоит перевести усилия в другое направление, напрячь и привести в действие не только мышцы, но и другие структуры – разум и те психические инструменты, которые используются для успешной практики асан и других ветвей абхъясы.

Если практик сам, своей волей не будет прилагать усилия для заполнения формы сознанием, никто её за него не заполнит.  А если и заполнит, то это может ему не понравиться.

Есть еще одна опасность при длительной практики асан, которая упоминается в «Сутрах» Патанджали – это формирование зависимости от результатов практики. Когда довольно долго прикладываешь усилия на пребывание в асане или выполняешь много силовых упражнений, на грани физических возможностей, то в организме начинают выделяться эндорфины – собственные наркотические вещества. И многие практики попадают в зависимость от этого состояния, постоянно вызывая его многочасовыми тренировками. Это может принести пользу лишь в одном случае - если используется для снятия с наркотической иглы, как замена одного наркотика на другой.

Для наркомана это будет, безусловно, являться эволюцией. Но для развития - это тормоз. Нужно научиться отказывать себе в удовольствии, и тогда можно пройти на другой уровень.

И стандартом для вас будет именно ваша асана, в которой вы выстраиваете целостность, в которой вам удобно, и поза устойчива. И с этого плацдарма можно развивать практику.

Стандарты в практике асан, как и, например, стандарты на женскую красоту, породили и порождают массу проблем , как у тех, кто не соответствует, так и у тех, кто в стандарт попадает – им нужно постоянно это соответствие удерживать.

Пытаться вместо принципов йоги насадить стандарт «волшебных асан» – это плохая тенденция. Технология йоги универсальна и индивидуальна, это также касается и выполнения асан. Здесь нет и не может быть стандартов.

Смотрите также:

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ»

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Сергей 01.08.2014 12:12:52
Здравствуйте Андрей! Читаю ваши статьи и наслаждаюсь, в целом ваша идея и ваше виденье Йоги вызывает резонанс у меня, но не буду использовать комплименты. Хочется задать вопрос вам как специалисту и ради проверки вас, а этот вопрос меня действительно интересует----вы говорите, нет смысла идти в акробатические этюды , асана должна быть наполнена сознанием, и в тоже время она должна быть идеально выполнена , ведь когда асана выполнена правильно тогда снимаются блокировки и мы осознаём полностью все участки тела которые выполняют её. Может быть это моё неверное убеждение что в асане мы должны осозновать все мышцы, связки, только так мы можем её полностью выполнить, и в тоже время если мы осознаём своё тело то мы его наполняем энергией и вниманием-сознанием, тогда как же современные гимнасты которые сейчас в основном стали инструкторами йоги легко завязываются в узлы, а развязавшись как были матричными элементами так ими и остались, немогу я понять чего то тут не хватает. Немного коряво, но очкнь хотел бы услышать ваше мнение, с Уважением Сергей.
  • Андрей Лобанов 08.08.2014 09:57:42
Сергей, для ответа на вопрос, который, как я понимаю, состоит в том, что, выполняя асаны, как стандартные формы люди, имеющие хорошую физическую подготовку, соответствующую гибкость, с легкостью их выполняют. При этом они ощущают (в тексте - «осознают») свои мышцы и связки в этой форме. Ключевое слово - осознают. Очень много неясности в изначальном использовании этого термина. Я намеренно применил слово «ощущают» вместо употребленного вами «осознают». Осознание понимается многими как умственный процесс - представление, умственная модель, которая формируется на уровне телесных ощущений. В случае выполнения стандартной формы асаны, ум её моделирует и удерживает как то, чего нужно достичь в результате действия своего тела, а затем удержать это достижение запланированное время. Мышечные ощущения, возникающие при этом, дают сведения для ума, производящего сравнения о соответствии принятой формы со стандартной моделью.

Поставленной целью является достижение результата в соответствии со стандартной формой асаны. Ум решает эти задачи тем способом, которым он привык это делать, если его привлекают к этому. И такое выполнение асаны будет фактическим действием ума. Если есть задача достижения конкретного результата, то умственный способ здесь будет уместен. И практик с течением времени добьется идеального выполнения асаны, если есть данные и условия для этого. Если  у практика стоит такая цель, то эта цель определяется эгоистическим желанием самоутверждения или выживания. А ум для этого и предназначен. Если же практик ставит для себя целью освобождение (единственная главная цель йоги), то нужно использовать другой психический инструмент, который не использует ум. Задача практика - освободиться от деятельности функционального ума. Смотри вторую суру йога Патанджали: «Йога-читта-вритти-ниродха».

То есть, для того, чтобы соединиться с объектом познания, имея целью взаимодействие с ним, дающее в итоге освобождение от ограничения. Осознание относится к деятельности другого психического процесса не связанного с деятельностью функционального ума. Оно использует психический инструмент внимание-волю, которое развертывается в объекте, в данном случае, это физическое тело, принимающее какую-то форму и в этой форме опираясь на ощущения, которые не уходят в область ума, а действие производит внимание-воля, развернутое в физическом теле. Так как этот психический инструмент обладает способностью без участия функционального ума совершать одновременно 3 процесса: восприятие, осознание и действие. Эта способность развивается специальными упражнениями и применяется в исследовании себя, как многоуровневой системы, одним из уровней которой является физическое тело. У спортсменов эта способность не развита, так как преобладает деятельность ума и целью является достижение самоутверждения и укрепление эго-позиции, а не освобождение от него.

Освобождаясь от рамок традиций, идей и стандартов, им сопутствующих, в человеке высвобождается творческая сила, заложенная создателем.

И вне свободы, как главного условия, достичь этого невозможно. Вот почему следование за кем-то или чем – то, достигая заведомо известного, не способствует развитию и раскрытию своей истинной природы- энергии Творца.
  • Сергей 01.08.2014 12:14:56
опечатка вышла--- не ради проверки
  • Ирина 17.06.2016 11:07:24
У меня вопрос простой: для кого и что лучше на первом этапе - достичь гибкости не заполняя формы сознанием и исполнять ассаны легко и уверенно. Или как я - 6 лет занимаюсь йогой, дыханием (закончила курс пранаям в вашей школе) и до сих пор не могу прогнуть спину назад, физически я не чувствую боли, но при наклоне назад чувствую внутренний блок в поясничной области и когда исполняю перевернутую ассану плуга вытягиваясь назад за голову тоже чувствую дискомфорт на вытяжении. Пытаюсь заполнять это место светом любовью, но ничего не получается, стаю на месте. Мне бы очень хотелось попасть к Вам Андрей Михайлович проконсультироваться с Вами. Я явно много недопонимаю, не произошел еще щелчок в сознании видимо, что-то держит, не знаю что? Иногда завидуешь гибким людям не занимающимся йоговскими практиками. Получается шаг вперед-два назад.
  • Марина 21.12.2016 06:06:05
Андрей здравствуйте. У меня вопрос к вам.

Пару лет назад случайно нашла видео в интернете ваше, название было примерно такое "краткий курс хатха йоги". Там на видео вы показываете основной комплекс упраженений, также рассказываете для чего, на что они оказывают влияние в теле. Мне он очень подошёл: было понятно объяснено, показано и самое главное, было хорошее самочувствие после упражнений. Потом на какое-то время я перестала заниматься. Сейчас выздоравливаю от болезни, и решила снова обратиться к йоге, вспомнила про то, как тело отзывалось на эти упраженения) и вспомнила про то ваше видео! Оно изъято правообладателем оказалось. Андрей, скажите, где и как можно это видео можно посмотреть или приобрести? Очень нужно!
  • Андрей Лобанов 21.12.2016 08:35:09
Марина, скорее всего речь идет о диске "Начальный курс хатха-йоги". Приобрести его можно в маганине "Мирайя" (Алексеевская, 41) или через интернет-магазин: http://miraya-shop.ru/index.php/izdatelstvo-mirajya/video-produktsiya/product/view/523/1815.
  • Марина 21.12.2016 14:25:13
спасибо!
Отправить
Заказать звонок