Нравственность: природная данность или результат воспитания?

Поразмышляем над главнейшим вопросом, стоящим перед обществом - вопросом нравственности, нравственных ценностей. Нравственность – природная данность человека или она привносится извне, воспитывается? От ответа на этот вопрос зависит социальная стратегия общества.

Одна версия - в духовной сущности человека уже заложены создателем информационные зерна нравственной жизни, и поиск этого духовного центра, обращение к нему, естественным образом раскрывают в человеке нравственное состояние и, как следствие, поведение. Если общество опирается на такое понимание нравственности – то это одна стратегия.

Существует и другая версия, которая, по сути, отвергает факт присутствия в человеческом существе духовной природы создателя. Человек рассматривается как источник порока, греха, и только через страх, нравственное программирование общество пытается удерживать человека в рамках установленных норм.

Культурные и религиозные традиции народа как источник нравственности закладывают соответствующее информационное содержимое - базу взаимодействия с миром, при должном воспитании в этой среде, и при условии, что это естественная среда, а не искусственно привнесённая.

Но традиции не учитывают многомерность системы человека, и информационная закладка, которую они формируют, не развертывается на всю систему, все структуры человека. Поэтому она не способна создать в нём стойкую, уверенную естественную нравственную платформу. Это информация приходит к человеку извне вместе с культурой или религиозной традицией, и поэтому остаётся для человека чем-то преходящим, временным, и может быть изменено под воздействием других внешних влияний.

Мы видим, как легко создать нужную информационную среду, и вот вам продукт – очередная цветная революция.

Нравственное пространство, созданное своими усилиями, а не сформированное извне – гораздо более твердое, незыблемое, и потому не подверженное разрушительному внешнему влиянию.

Казалось бы, это знают все, но как сказал мудрец, истину можно и нужно повторять в разных вариантах и версиях, потому что глупость, ложь и невежество присутствуют в жизни постоянно.

Очевидно, что следование традициям или новомодным идеям, религиозным доктринам – это не надежный путь. Ведь человек на протяжении своей жизни неоднократно меняет идеи и традиции под действием различных внешних обстоятельств и влияний.

И вопрос – как вернуть человека к его естественной нравственной природе через его собственные усилия, работу над собой и познание глубин своего духовного ядра, очень важен. Ведь это создаст убеждённого, знающего человека, который не свернёт с найденного в себе самом нравственного пути ни при каких обстоятельствах.

Автор записи
Андрей Лобанов

Мастер йоги, врач, автор системы здоровья и развития человека «Йога ЛАМ»

  • Комментарии
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Татьяна 30.11.2014 17:12:35
Действительно, нравственность, чистота и невинность, как и все другие "добрые" качества заложенны в нас природой. И под воздействмиес внешних факторов и образа жизни семьи рожденного человека, вновь родившаяся личность"обростает" невежеством и формируе свое эГО И сУПЕРЗГО.. кАК ВЕРНУТЬСЯ К ИЗНАЧАЛЬНЫМ КОРНЯМ ЧИСТОТЫ И НЕВИННОСТИ, А СООТВЕТСТВЕННО И рАДОСТИ ЖИЗНИ И ПРОЕЦИРОВАТЬ ЭТО В мИР????? Все это можно постичь через желание познать себя и пробуждение в себе частички Божественной Энергии заложенной в нас изначально, с момента рождения, зачатия.. Это Энергия Кундалини, Это нить ДНК всех наших жизней и ОНА может нам помочь возродить в себе все эти качества доброты и радости...Пробуждение энергии Кундалии открыла миру Нирмала Шривастава и назвала это Сахаджа Йога.. Рожденный с тобой..
  • Анна АЛ 02.02.2015 13:29:44
Спасибо за поднятую тему.

Мне кажется, что нравственность - полностью результат  культуры (образования, воспитания, информационного окружения и т.п.). Если посмотреть на мир растений и животных, который представляет собой мир природы в чистом виде - то там нет никаких понятий нравственности, и все существа там взаимодействуют по природным законам, совершенно естественно, инстинктивно.  Но у человека есть ум, и этим он значительно отличается от существ мира природы. И от развития этого ума, культуры ума зависят и нравственные качества человека. Именно ум может сделать человека воплощением зла или  поднять его на вершину святости.

Поэтому вопрос об образовании, воспитании, окультуривании ума очень актуален. Но при этом - я с вами полностью согласна - это образование должно быть лишено религиозной концептуальности.
Отправить
Заказать звонок