От человека здорового- к человеку разумному

Разумный Человек достоин разумной Планеты

English Русский

Get Adobe Flash player

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Свами, я не с вами. Почему нам не нужна индийская йога

Автор: Дата:
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 14393
  • Комментариев: 17

В силу того, что йога пришла из Индии, она ассоциируется именно с этой страной, хотя аналоги йоги существуют под разными названиями во многих культурах. Они сформировались в попытке человека познать себя и найти способы освобождения от зависимого существования. Однако с уверенностью можно сказать, что сейчас индийская йога – едва ли не самая популярная система. И с такой же уверенностью можно добавить, что индийская йога – это тупиковый путь развития для современного человека.

* * *

Традиционные системы развития человека являются версиями картины мира определенной культуры, народа в определенный период времени. Они содержат в себе зёрна знаний, методов взаимодействия человека с самим собой и миром в данной конкретной культуре и эпохе. Эти знания носят отпечаток культурной и ментальной среды, в которой живёт народ, его истории, религии и условий жизни, включая климат и географические условия.

В Индии, как и в других странах, шёл процесс поиска, и выдающиеся люди разных эпох искали пути к освобождению и создали свои подходы. Эти подходы также носят отпечаток культурной среды, в которой сформировались, и облечены в традиционную для Индии форму.

В процессе изучения любой из традиционных систем, будь то йога, китайские или тибетские системы, главным объектом внимания должно быть именно зерно – знания, методы, составляющее их основу, а не культурное обрамление, которое может быть ярким, экзотичным, мистичным. И отвлекающим от видения и постижения сути. Это лишь фон, обертка для сохранения знаний.

То, что органично присутствует в один период времени, в одной культуре, с её законами и отношениями, совершенно не подходит для другого времени и условий.

Попытка копировать и переносить древние традиции в чистом виде, с теми же ритуалами, формами взаимоотношений, в современную жизнь, без глубокого понимания их сути, больше похоже на театр, нежели на систему развития человека. Это не поможет человеку реально обрести свободу и творческую силу и научиться выстраивать правильные взаимоотношения с самим собой и миром.

Но именно копирование внешней формы, атрибутики, ритуалов без понимания их истинного назначения, слепое следование древним учениям, в наибольшей степени – индийской йоге - стало популярным среди современных практиков, как в России и СНГ, так и на западе.

Её адепты одеваются в оранжевое, обвешиваются амулетами и четками, охотятся за посвящениями и благословениями индийских мастеров, с энтузиазмом выполняют ритуалы, не понимая их подлинного смысла, отправляются в ашрамы на карма-йогу в услужение местным свами, а некоторые втайне мечтают получить этот титул, а с ним – авторитет и привилегии, соответствующие этой ступени духовной иерархии.

Погружение в индийскую культуру, религиозные ритуалы, быт и образ жизни создает у человека иллюзию того, что он постигает йогу. На самом же деле он уходит от йоги и её главной цели - освобождения от всей умственной «шелухи» и зависимости от разного рода идей, привычек и обрядов.

В плену традиций

Йога распространена в Индии в первую очередь как религиозная система, что существенно ограничивает её применение для развития человека. Религиозное прочтение йоги не несет полного и естественного раскрытия природы действительности в человеке.

В Индии йога издавна существует в рамках орденов, созданных много лет назад Шанкарой, а также двух орденов, существовавших до него.

Ордена – это религиозные структуры, которые живут по жесткому внутреннему уставу, предписанному традицией. Выполнение норм обеспечивает дисциплину в ордене, и эти жесткие рамки необходимы для существования этой социальной структуры.

Какая форма йогической практики будет здесь присутствовать? Где свобода, творчество, естественность?

Здесь она невозможна.

Любая традиция – это форма ограничения. И одновременно – форма сохранения, "консервирования" уклада жизни той или иной эпохи, с соответствующим ей менталитетом, картиной мира, мышлением, оценками и нормами поведения. Именно поэтому в Индии, в отличие от многих других культур, знания древних мастеров дошли до наших дней.

Заложенное в индийском менталитете слепое следование традициям позволило сохранить  йогические знания с помощью священных текстов и традиционной индийской передачи от учителя к ученику (существующий по сей день институт гуру).

Знания эстафетной палочкой передавались в неизменном виде. Но при любой передаче, как письменной, так и устной, неминуемы ошибки и искажения, и чем длиннее цепочка, тем их больше. И искажалась в первую очередь суть, хотя внешняя форма оставалась неизменной.

Еще один фактор, сыгравший важную роль в сохранении и передаче традиций – кастовая структура индийского общества, которая также оставила свой след в менталитете народа.

Касты - это уникальная система управления обществом в огромной стране, состоящей из разных народов, языков, религий. И это - рабство в рамках ведических законов.

Священные тексты Вед – свод предписаний и программ действия на все случаи жизни для всех каст – являются базой всей культуры Индии. Весь порядок и уклад жизни построен на идеологии Вед как абсолютно священных текстов, которые "даны свыше". Они же являются уздой для управления индийским обществом, в котором никто не свободен - ни брамин, ни шудра.

Для сохранения древних традиций кастовая система сыграла положительную роль, но развития человека – ограничивающую.

Прогрессивные борцы за свободу освобождали Индию не только от англичан, но и от кастовой системы. Но освобождение - это очень сложный процесс. Он завязан на рабстве идей, в котором пребывают несвободные, не развивающиеся люди. И им нужна соответствующая йога - с ритуалами, поклонениями, служением свами и гуру, молениями высшим силам об успешности, богатстве и здоровье. Что ещё может пожелать человек с рабским сознанием? Только выживать, и высшая форма выживания - максимальный материальный достаток. Желание идеальной жизни, которой руководят боги, является иллюзией и мечтой младенческого сознания, от которого закрыто истинное понимание жизни и предназначения человека.

Как протест против порядка орденов в Индии существуют садху – святые, отшельники и аскеты. Правда, часто под маской отшельничества скрывается философия современных бомжей – нежелание и неспособность трудиться и делать в жизни что-то стоящее. Такие "садху" используют представления индусов о святых, легенды и мифы о них, и страхи, связанные с их могуществом. Поэтому, «попрошаек в законе» обыватели на всякий случай снабжают едой и деньгами, дабы откупиться и не навредить себе - а вдруг настоящий святой?

Поэтому толпы так называемых святых бродят по городам Индии. А у многих адептов йоги из Европы, России, Украины это ассоциируется с настоящей йогической жизнью – сиди, покуривай, ничего не делай – вот она, свобода. И они подражают им, ведут такой же образ жизни - жизни без ответственности. Подобных русских и украинских "святых" и отшельников можно встретить в Индии.

Еще одна особенность традиционной индийской йоги, препятствующая развитию человека - институт гуру. Гуру воспринимается как воплощение божества, для ученика он является высшим существом, через которого говорит бог, и ученик слепо выполняет его волю, не подвергая её сомнению. Служение свами, мастеру, учителю – первый долг ученика. Подобное состояние лишает человека ответственности за свои выборы и до конца разрушает без того слабые волевые структуры, его веру в себя и способность выбирать свою судьбу.

Альтер йога

Параллельно с традиционной индийской йогой создавалась классическая йога - другая йога для другой жизни - вне рамок идей и традиций, а главной целью практики стала кайвалья – свобода, прежде всего, от обусловленности ума, его порабощенности разного рода идеями и традициями, в том числе, ведическими.

Это универсальная наука о человеке, его естественном самосовершенствовании и развитии, технология познания и внутреннего освобождения.

В чем состоит революционность классической йоги Патанджали? В смене способа взаимодействия с миром. Эта йога предлагает путь познания действительности через непосредственное соединение с ней, без любых посредников – в том числе, идей. Вот в чём мне видится смысл кайвальи. Но кайвалья – это не конечная цель развития человека, а начало другой – творческой – жизни в состоянии свободы.

Классическая йога не имеет ничего общего ни c образом жизни садху, ни с религиозными ритуалами, ни со служением свами, ни с духовными титулами и внешними атрибутами.

Йога – это прежде всего внутренняя дисциплина, необходимая для развития волевых структур – важного инструмента практики. Она требуется и в начальной йоге – хатха-йоге, когда самодисциплина мобилизует человека для регулярной практики, и в дальнейшем, на уровне раджа-йоги, этот навык необходим для ментальных тренировок, управления вниманием и освоения глубокого сосредоточения.

Навыки дисциплины, к сожалению, отсутствуют у большей части современной молодежи. Привычка балдеть, искать удовольствия и не работать, не размышлять, а получать информационные суррогаты из интернета уменьшают объем памяти, упрощают мыслительные процессы.

Отсутствие привычки к чтению усугубляет деградацию, люди не утруждают себя раздумьями. Картинки, готовые образы заменяют мышление. Внимание катастрофически рассеяно и не способно удерживаться долгое время на чем-либо. Интернет – главный справочник и замена размышлениям. Деградации мыслительной деятельности способствует также современная система обучения, ориентированная на запоминание информации: "угадай-ка" является главной способностью в тестах ЕГЭ.

Поэтому классическая йога для многих сложна – она требует внутренних усилий, самостоятельных исследований, реальной работы.

Большинство выбирает варианты попроще. И один из таких вариантов – индийская традиционная йога, не требующая ни внутренней ответственности, ни воли, ни размышлений и собственного поиска. Ответы на все вопросы – в Ведах, священных текстах и устах свами.

Рабская психология и разрушенные волевые структуры – вот что является причиной выбора именно такой йоги.

Разрушение воли человека на протяжении веков происходило в России постоянно. Достаточно обратиться к недавней истории. Чуть больше 150 лет назад было отменено крепостное право, и наши прабабушки и прадедушки были рабами. Годы постреволюционного террора, компостирование мозгов коммунистической идеологией, сталинские репрессии, безответственность постсталинского периода оставили неизгладимые следы страха, неверия в себя, нежелания самим руководить своей жизнью.

В эти периоды успешно подавлялись структуры личной воли человека, привычка подчиняться и не иметь своего собственного взгляда на жизнь является наследием этих времен.

Верить в кого-то, кто выше, и не верить в себя – плацдарм для создания индийских и иных сект. Слепое поклонение религиозным авторитетам, раболепство перед индийскими и другими восточными "мастерами" - обычное дело в постсоветском йога-пространстве.

Это страстное желание российских адептов "в ноженьки валиться, поверить в очарованность свою" выражено в такой гротескной форме, что порой шокирует вновь прибывших мастеров. В Индии подобных экзальтированных изъявлений преданности, самоуничижения не наблюдается. Но они быстро привыкают к подобному отношению – почему бы не использовать то, что само идет в руки? Со временем раболепство последователей развращает этих мастеров, они начинают воспринимать его как должное и с удовольствием входят в роль великого гуру, предложенную паствой. Степень абсурдности зашкаливает, и ни о каком развитии человека здесь не может быть и речи.

Не пора ли перевести йогу в России в научный формат, с реальными, трезвыми целями и задачами и адекватными формами их реализации, направленными на потребности современного человека в здоровье и развитии? Не пора ли начать культивировать йогу как науку о человеке, помогающую делать его жизнь естественной и свободной?

Если йога будет развиваться в России по такому пути, то это закроет дорогу заезжим мудрецам в тюрбанах, экзотических одеждах и атрибутах, ищущих власти и денег, так как естественным образом исчезнет спрос на них.

Необходимо сформировать современную науку о человеке, очищенную от всей экзотичности и мистичности ее индийского прочтения, от отживших и неуместных в ритуалов и обрядов.

Если йога как наука о человеке сможет получить государственный статус, это откроет широкие возможности ее применения в сфере оздоровления и развития человека.

Смотрите также:

Комментарии

  • Гость
    Михаил Маряхин Вторник, 06 Май 2014

    Андрей, вполне с Вами согласен - в плане индивидуального развития готовых к йоге человеков. Спору нет, путь классической йоги Патанджали, аштанга йоги, это наиболее эффективный инструмент, способ и философия жизни для самосовершенствования. Даже безо всяких наслоений и декораций религий и национальных традиций. Вопрос в том, что далеко не все человеко-души готовы. Что тут скрывать, я сам не вполне готов. Общественные структуры как и религии были всегда и существование их вполне оправдано - пока человечество не придумало более эффективного, скажем так, работающего способа управления группами людей - толпой. Хаос нужно как-то упорядочивать. Учитывая разный уровень осознанности приходящих в мир душ, ведическая система каст вполне себя оправдывает, думаю, лучше, чем какая-либо другая. Даже со всеми ее погрешностями и недостатками, такими как наследование каст родителей. Я не говорю, что наше современное русское общество может взять и насадить индийскую систему, как и любую другую импортированную идею бездумно. Скорее каждое сообщество должно восстанавливать и сохранять свои традиционные корни - в них сила предков, понятная и достающая до души как родной язык. И, уверен, в древней культуре Руси есть что восстанавливать, разумное и полезное для социума в целом. Кстати, в книге "Йогарахасья" Шри Натхамуни (линия Шри Кришнамачарьи), наравне с аштанга йогой Патанджали упоминается также шестиричный путь - шаданга или ньяса видья, который как раз обобщает путь любой религии - путь почитания, смирения и поклонения единому Богу (единству в многобожии или его Отсутствию как в буддизме) (того же самого Бога, что в Ишварапранидхане восьмеричного пути.) А про путь индивидуалов... Само собой индивидуального "спасения" никто не отменял. В любом виде.

  • Гость
    Михаил Маряхин Вторник, 06 Май 2014

    Извиняюсь, поспешил отправить комментарий. Очень неудобно когда нельзя подредактировать свой коммент и нельзя залогиниться гостям - каждый раз вводить имя, е-мэйл и код приходится.
    По поводу варн, каст. Так вот это шестиричный путь - шаданга, предписывался как универсальное средство духовного "спасения"-развития для всех душ, включая шудр. А восьмеричный путь могли практиковать брахманы, кшатрии и вайшьи, но не шудры.

  • Гость
    Илья Новиков Среда, 07 Май 2014

    Необходимо сформировать современную науку о человеке, очищенную от всей экзотичности и мистичности ее индийского прочтения, от отживших и неуместных в ритуалов и обрядов.

    На мой взгляд, всё уже сформировано, только называется не йога, а "Откровения людям нового века", http://www.otkroveniya.ru/

  • Гость
    Михаил Маряхин Четверг, 08 Май 2014

    Мне очень нравиться. Вот оно Второе пришествие! Христос Маслов от имени Всевышнего Бога вещает, но пошел куда дальше Того ПервогоРодного мессии, не стал страдать за человечество и смывать их грехи, а создал националистическую Общину Славяно-Арийского Этноса. И даже "бухгалтерия" есть, все как положено. ;)
    "тех, кто хочет откликнуться на это предложение Бога, из числа зарегистрированных участников Движения"

    Но страшнее звучит готовность отдать свои жизни за Творца. Тут уже фанатизмом "группы товарищей" попахивает.
    "...стать Движением СоТворцов – Воинов СВЕТА, в рядах которого собраны лишь те, кто теперь уже не видит смысла своего существования, своей жизни вне Движения Творца и кто 26 ноября 2012 года дал Творцу КЛЯТВУ НАВЕЧНО не только быть в рядах Его Движения, но и стать теми “300 спартанцами”, которые готовы отдать свои жизни во имя Святой цели – во имя спасения человечества!"

    А "на Первом Великом Вселенском Соборе 26 ноября 2012 года" им Священную Миссию Сам Отец Абсолют поставил. Мне уже страшно. Главное, чтобы до складов оружия не добрались.

    Послушайте, зачем изобретать очередную протестантскую секту, а потом превращать ее в банальную террористическую организацию. Начиналось так хорошо - чел с очень светлыми начальными посылами. Лучше бы поглубже ознакомился с опытом уже придуманных сект и религий за два тысячелетия и увидел, что все уже там давно придумано, а вертится все около путей поклонения и смирения Эго и приложения воли и силы к смирению внутреннему, а не к внешней борьбе с "врагами" светлого будущего человечества. Только по численности и влиянию новоиспеченная секта вряд ли сможет когда-то потягаться с другими религиозными традициями - там почти весь мир - около 3-4 миллиардов разноговорящих народов. Видимо, Товарищ Маслов (с очень светлыми начальными посылами) очень сильно поверил в сказку про Богоизбранность России в веке Водолея, но похоже скатывается к банальному идейному национализму.

  • Гость
    Илья Новиков Четверг, 08 Май 2014

    Михаил, я предлагаю ознакомиться с информацией, которая через Леонида Ивановича Маслова приходит, и уже потом делать выводы. Просто то, о чём пишет Андрей Михайлович - уже есть.
    Можно называть Движение сектой (Движение, кстати, зарегистрировано в Минюсте), но вряд ли кто-то ещё позволит себе называться Движением, которое создал Отец Абсолют.

  • Гость
    Михаил Маряхин Пятница, 09 Май 2014

    Извините, если задел Ваше сокровенное, Илья.
    Я обязательно почитаю материалы внимательнее.
    Кстати, в слове "секта" я лично не вижу ничего обидного и плохого. Напротив, считаю, что любое духовное сообщество можно называть сектой, включая стародавние массовые религиозные конфессии.

    Главное все же, верю, не то, что и как люди или "Отец Абсолют" организуют; главное, чтобы та или иная традиция делала людей выше, духовнее, добрее и человечнее друг к другу, к миру, к природе и к самим себе. Вершина одна, а тропинок к ней может быть много. И еще, чтобы разные конфессии-секты не конфликтовали и не критиковали друг друга! В этом мире Большой Иллюзии нет и не может быть правых. Каждая живая душа по-своему права, и своим путем идет к Богу (только не всегда прямым). Задача всех нас придумать как так нам жить с терпимостью к различиям и непохожестям друг друга (порой даже в семье или с друзьями мы это не терпим!). Это - вопрос и вечная тема!

  • Гость
    Максим Среда, 07 Май 2014

    плох тот йог, который не мечтает стать Cвами(или о нирване) ;)

  • Андрей Лобанов
    Андрей Лобанов Четверг, 15 Май 2014

    Тот, кто мечтает, еще не йог. Мечты – это вритти – один из пяти родов деятельности функционального ума, которые должны быть подавлены в результате йогической практики. И в состоянии ниродха им нет места.

  • Гость
    Дмитрий Понедельник, 06 Апрель 2015

    Подавлены? По моему или это неправильное использование языка или не понимание принципов.

  • Гость
    NOEGO Вторник, 16 Февраль 2016

    -используйте термин "прекращены" но подавление колебаний ума требует усилий поэтому и "подавлены" вполне уместный термин Андрея.

  • Гость
    владимир Среда, 14 Май 2014

    Да, все это уже было и есть в новой трактовке новоявленного интеллекта, который хочет себя попиарить, сделаться выпуклым и дать трактовку,всему происходящему в эволюционном развитии человечества, все идет как должно быть на этом этапе развития и когда , кто-то начинает осуждать, делать личностные выводы хающее законы развития существующего мироздания, в этой форме -это не делает чести ему.

  • Андрей Лобанов
    Андрей Лобанов Четверг, 15 Май 2014

    Эволюционное развитие должно исключать повторение, копирование того, что уже было, те традиции, которые возникли и существовали в давние времена, и не могут быть возрождены. Копировать их внешнюю форму для настоящего развития не имеет никакого смысла, ибо это уже не соответствует эволюционному движению жизни. Анализ состояния индийской традиции и индийского менталитета в блоге раскрывает особенности народа, его склонность держаться в рамках традиций, что позволяет удерживать огромную массу людей в повиновении. И подобная ментальность не склонна к эволюционному развитию. Копировать чужое, не прилагая усилий для хотя бы интеллектуального исследования, так же не приведет на путь развития. Эта следования за кем-то и так слишком затянулся, и не стоит ли рассмотреть анализ ситуации, предложенный в блоге, как переход на новый виток эволюционного развития.
    Человек, следующий за кем-то, связан, и даже достигая высот нравственного поведения, святости, все равно продолжает светить отраженным светом. Творческая сила проявляется только в свободном уме.
    И кстати, индийская философия построена на пути инволюции, в не эволюции, подразумевается возврат к истоку, а не движение от него, как от точки начала.

  • Гость
    Екатерина Понедельник, 19 Май 2014

    И еще для того, чтобы ум стал творческим, этот ум нужно иметь! Осознание себя ( а именно так происходит развитие и эволюция человека) - процесс болезненный. Конечно, многим легче, чтобы за них решали - за результат отвечать не надо! Свободным от материального можно стать, а вот принимать ответственность за свои поступки - тяжелее! Ведь творчество в жизни не означает "не учитывать интересы других людей"?

  • Гость
    Ольга Соколова Суббота, 24 Май 2014

    ВЛАДЫКА БУДДА СКАЗАЛ,
    что мы не должны верить во что-нибудь лишь потому, что так было сказано; не должны верить традициям только потому, что они переданы с древних времен; ни слухам, как таковым; ни писаниям мудрецов по той только причине, что их писали мудрецы; ни фантазиям, о которых мы предполагаем, что они вдохновлены Дэвой (то есть кажутся нам духовным откровением); ни выводам, сделанным нами по некоторым случайным предположениям; ни в то, что определяется кажущейся необходимостью; ни в то, что основано только на авторитете наших наставников или учителей. Но мы должны верить в писание, в доктрину или в утверждение, если наш собственный разум, наше сознание, их подтверждает. "Поэтому, — говорит Он в заключение, — я учил вас верить не потому, что вы слышали, а потому, что это подтверждается вашим сознанием, затем действовать соответственно и с избытком".
    Тайная Доктрина, т. III, с. 401

  • Гость
    Светлана Суббота, 31 Май 2014

    Полностью согласна с автором, насчет влияния традиций. Мы не живем в вакууме, есть влияние общественных традиций, есть генетическая память. Мне нравится заниматься йогой, медитировать и петь мантры, но почему-то после того, как встаю с коврика, иду к иконам, зажигаются свечку, и шепчу молитву на начало дня. Мне важно оставаться в своей культуре, без этого я не чувствую себя гармонично. И, к стати о том, что менять религию не желательно, я прочла в лекциях Йоги Бходжана, в традициях которого занимаюсь.

  • Гость
    Александр Среда, 18 Июнь 2014

    Андрей,такое ощущение ,что ваша статья написана автором из Красноярска,преподавателем йоги Алексеем Константиновым.
    У него также про "традиционное" и "адекватное" в йоге с точки зрения майсорской традиции,аштанга виньясы и т.п.
    Уверен,вы читали,судя по вашему блогу.
    Прямо ваше альтер-эго!:)

    http://ashtanga-yoga.ru/?page_id=3566

  • Гость
    NOEGO Вторник, 16 Февраль 2016

    кумбха мела 2016 - ехать или не ехать ? вот в чем вопрос

Оставить комментарий

Гость Среда, 17 Январь 2018