От человека здорового- к человеку разумному

Разумный Человек достоин разумной Планеты

English Русский

Get Adobe Flash player

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Йога начинается с пробуждения чувствительности к себе и миру

Автор: Дата:
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1702
  • Комментариев: 2

Принято считать, что йога - это индийская гимнастика для здоровья.

Но йога начинается не с асаны, а с пробуждения чувствительности – природной способности, заложенной в структуре человека, и, как правило, подавляемой доминирующей активностью функционального (понятийного) ума – привычного для человека способа взаимодействия с собой и миром.

Основная задача ума – защита, сбережение, сохранение жизни, которая заключена в физическом теле, то есть обеспечение выживания в природной и социальной среде. Потому он функционирует в категориях "опасно-безопасно", "полезно-вредно", "приятно-дискомфортно". Ум - инструмент необходимый, но имеющий свои ограничения и не способный воспринимать проявления жизни и мира, лежащие за пределами его задачи.

Пробуждённая и развитая чувствительность - это начало иного, интуитивного взаимодействия со своими структурами, начиная с физического тела и заканчивая информационной, программной составляющей.

Такое взаимодействие открывает возможность непосредственного контакта с объектом или явлением, минуя длинную цепочку действий, связанных с понятийным способом взаимодействия.

В древних индийских традициях такой способ восприятия и взаимодействия был назван словом "йога". В его основе лежит психический процесс - глубокое сосредоточение, которое, в свою очередь, опирается на психические инструменты, связанные с управлением вниманием, его тремя основными видами: различающее внимание, внимание-воля и внимание, разрывающее связи.

Йогический способ взаимодействия с собой как многомерной системой включает взаимодействие с физическим телом, психикой, праническими и ментальными структурами. В дальнейшем этот навык распространяется на взаимодействие с окружающим миром - социальным и природным.

Этот способ является более адекватным по сравнению с понятийно-образной формой взаимодействия, которую мы обычно используем, так как наши интуитивные структуры, в отличие от ума, не подвержены искажениям, иллюзиям и манипуляциям. Ум же ограничен идеями, представлениями, эгоистическими программами, и не способен воспринимать действительность во всей полноте.

Психические способности, которые развиваются с помощью йоги, позволяют воспринимать мир в соответствии с действительностью, без иллюзий и искажений, и как следствие, адекватно поступать и выстраивать отношения, которые не приводят к ошибкам и не формируют деструктивных связей с собой и миром.

Сочетание двух механизмов восприятия – понятийно-образного и интуитивного, умение в нужный момент переключаться с одного на другой обеспечивает полноценное взаимодействие с миром.

Это представление о йоге отражается в воззрениях древних индийских традиций, в которых говорится об освобождении от омраченного кармического существования. Потому и целью классической йоги является освобождение ("кайвалья"), которое достигается путём развития в себе способности воспринимать и взаимодействовать с миром - его формами и информационной составляющей (сознанием) - через состояние йоги (соединение). Это позволяет обрести способность управлять своей жизнью, приводя её в соответствие с естественными природными законами, по которым живёт мир и составляющие его информационные системы, в том числе, человек.

Древний ученый-практик Патанджали предложил миру свой способ достижения этой цели. Он систематизировал накопленные в то время знания в единую технологию, состоящую из восьми ветвей – яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, концентрация, медитация, самадхи. Это комплекс методов, позволяющий научиться интуитивному взаимодействию с миром через состояние йоги и освободиться от ограничений,  которые неизбежно появляются, если во взаимодействии с миром преобладает функциональный ум.

Изучить механизм работы ума, научиться управлять им, использовать, когда это необходимо и успокаивать, "отключать", когда он мешает, - это и есть задача классической йоги.

Снятие груза ограничений, которые накладывает на нас взаимодействие с миром через функциональный ум, даёт возможность соединяться с информационным пространством Вселенной, познавать её законы и жить полноценной жизнью в согласии этими законами, что позволяет естественным образом проявиться иным способностям, которые описаны в "Йога-сутрах" Патанджали.

Таким образом, чтобы обрести свободу от идей, иллюзий, эго-программ и тех жизненных обстоятельств, которые они формируют, чтобы научиться видеть действительность во всей полноте, без искажений, и адекватно с ней взаимодействовать, недостаточно правильно питаться, делать асаны и изучать восточную философию. Это более серьёзный труд, требующий затрат энергии и времени, который не ограничивается полуторачасовым пребыванием на коврике в йога-студии или дома.

Все восемь ветвей практики должны прочно войти в повседневную жизнь того, кто вознамерился изменить себя и двигаться по пути развития, используя систему классической йоги. При этом нельзя забывать о развитии способности не привязываться к результатам этой практики, так как легко можно попасть в сети иллюзорных состояний, уводящих от главной цели – свободы. Удачи тем, кто идет по этому пути.

Комментарии

  • Гость
    Александр Вторник, 20 Октябрь 2015

    Андрей Михайлович, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что "внимание, разрывающее связи" - это вайрагья? И есть ли классический термин из индийской йоги для понятия "внимание-воля"? Спасибо )

  • Андрей Лобанов
    Андрей Лобанов Суббота, 24 Октябрь 2015

    Да, речь идет о вайрагье. А внимание-воля – это мой термин, объясняющий действия, которые совершаются с помощью психических инструментов при взаимодействии со структурами системы человека и внешними системами.

Оставить комментарий

Гость Четверг, 24 Май 2018